Наталия Ивановна Дмитриева
Конспект НОД по речевому развитию детей с использованием моделирования «Рассказывание сказки «Зимовье зверей»
▼ Скачать
Направления развития:
познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое.
Интеграция образовательных областей:
коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, познание, художественное творчество, музыка.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, учить понимать содержание, сопереживать героям.
- Формировать способность к наглядному моделированию.
- Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью моделирования.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию детей с использованием моделирования „Рассказывание сказки „Зимовье зверей“» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Составление рассказов, описание
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Обогащать и активизировать словарь детей за счет введения образных выражений.
- Подвести к пониманию образного содержания пословиц.
- Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию.
Развивающие:
- Развивать познавательные способности детей: мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность.
- Развивать умение четко произносить звуки, используя звукоподражание.
- Развивать умение передавать интонацией голоса и характеры персонажей.
- Развивать умение рассказывать сказки.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
- Воспитывать нравственные качества: дружбу и взаимопомощь.
- Воспитывать умение сотрудничать с воспитателем.
Материалы и оборудование:
книги – разные издания сказки, рабочие листы для моделирования, карандаши, магнитная доска с фигурками героев сказки, предметные картинки с изображениями домашних животных и петуха, а также диких – волка и медведя, картинка с изображением бревенчатого дома, палочки Кюизенера, листы с образцами домов из альбома «На золотом крыльце…», кассета с записью песни В. Шаинского «В мире много сказок», русская шаль.
Предварительная работа:
1. Чтение сказки детям воспитателем в группе и дома родителями.
2. Рассматривание предметных картинок с изображениями домашних животных и птиц: свиньи, быка, барана, кота, петуха
3. Рассматривание иллюстраций к разным изданиям сказки.
4. Загадывание загадок о животных.
5. Объяснение значений непонятных слов: бревенчатый дом, щепа, кирпичная печь, что значит: «проконопатить стены дома».
Содержание непосредственно-образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Развитие зрительного внимания, памяти, мышления.
Психологический настрой:
Воспитатель: «Дети, встаньте в круг, возьмитесь за руки и повторяйте за мной:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся -
И друг другу улыбнемся. "
На магнитной доске прикреплены фигурки персонажей сказки «Зимовье».
Педагог: "Дети! Посмотрите на доску и скажите, каких домашних животных вы видите? А теперь назовите диких животных".
2. Подготовка к восприятию текста.
Создание фона восприятия сказки. Сюрпризный момент.
Звучит музыка – песня «В мире много сказок» композитора Владимира Шаинского. Воспитатель набрасывает на плечи русскую шаль и говорит: «Дети, я – сказительница. Сказки сказываю.
Сказки старинные, не короткие, не длинные:
Про кошку, про ложку, про волка и по быка,
Про смелого петуха,
Про дружных зверей…
Это присказка, а сказка? Сказка дальше пойдет. Слушайте внимательно. Сейчас я расскажу вам сказку про животных, которых вы назвали, а вы мне скажете, как сказка называется. "
3. Рассказывание сказки.
Развитие произвольного внимания и слухо-речевой памяти.
Воспитатель рассказывает сказку выразительно, в стиле напевного русского повествования.
Физкультурная пауза:
Воспитатель: «Покажите-ка мне, как «Хавроньюшка глину месила и кирпичи лепила» (2 подгруппы: одна группа – глину месит, вторая – кирпичи лепит, потом наоборот). (Дети имитируют действия под музыку.)
4. Беседа по содержанию.
Развитие диалогической речи.
Воспитатель: «Дети,
- О чем рассказывается в этой сказке?
- Вспомните, в какой еще русской народной сказке животные жили вместе в одном домике? Правильно, в сказке «Теремок», а еще в сказке «Рукавичка».
-Как вы поняли, что значит «зимовье»?
(Дети отвечают, что это домик для зимы, чтобы перезимовать, не замерзнуть.)
-Как можно было бы по-другому назвать эту сказку?
- Для чего звери решили построить себе дом? Расскажите, как они строили дом. Кто что делал? (Воспитатель побуждает детей повторять слова из текста).
-Расскажите, как зимовали звери. Что случилось однажды? Как зверям удалось спастись?
- Как вы думаете, что помогло зверям спастись? (То, что волк их испугался.)
Есть такая пословица: «У страха глаза велики». Как вы ее понимаете? О ком из героев сказки можно так сказать?»
5. Моделирование сказки.
Формирование навыка наглядного моделирования. Развитие связной речи. Закрепление отличительных особенностей персонажей сказки.
Воспитатель: «Дети, у вас на столе листы бумаги с нарисованными геометрическими фигурами. Первая фигура – это? Правильно, квадрат. Давайте попробуем нарисовать из него избушку – зимовье зверей. Стены у дома есть. А чего же не хватает, чтобы получился дом? Верно, нет крыши, двери и окна. Давайте их нарисуем. Зимой холодно, но в доме есть печь. Значит, на крыше дома надо нарисовать?. Правильно, трубу. Рисуйте, пожалуйста. Ну, вот теплый зимний дом – зимовье для животных готов.
Пальчиковая гимнастика:
Воспитатель: «Ребята, ваши пальчики устали рисовать, пусть они отдохнут. Давайте с ними немного поиграем.
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем. (Дети встают, поднимают руки перед собой, встряхивают кисти рук и при этом притоптывают.)
А теперь будем рисовать героев сказки. Сколько животных было в доме? Столько же, сколько кругов в верхнем ряду. Правильно, пять. Кто жил в зимовье? Бык и баран, верно. Давайте вспомним, как они выглядят. У них на голове есть рога, но они разные. У быка рога подняты вверх, а у барана опущены вниз. Нарисуйте быка и барана. А кто это серенький, усатенький, полосатенький и мяукает? Кот. Нарисуйте в следующем круге кошачью мордочку. Какого цвета будет круг с мордочкой кота? У нас кот серый, поэтому и круг раскрасим… Верно, в серый цвет. У петушка на голове что? Гребешок. Он какого цвета? Ярко-красный. В следующем кружочке мы нарисуем свинью. Вспомните, какой у свинки нос? Правильно, нос пятачком, она розового цвета. Не забудьте нарисовать свинке забавный хвостик. Итак, рисуем петушка и свинку.
Кого мы забыли нарисовать? Верно, волка и медведя. Какие они? Да, волк серый и зубастый, медведь – коричневый, уши маленькие. Нарисуйте их в нижних кругах. Вот мы с вами и нарисовали всех животных из сказки «Зимовье». Теперь вы сможете сами, глядя на свои рисунки, рассказать сказку. Ваши рисунки помогут вам вспомнить, о чем эта сказка. Кто хочет попробовать рассказать сказку? (Один из детей с помощью воспитателя пробует рассказать сказку.) Дома расскажите сказку родителям, бабушкам и дедушкам ".
6. Дидактическая игра «Замени слово».
Лексическая работа.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Замени слово». (В эту игру должны быть включены слова и обороты речи, встречающиеся в сказке «Зимовье»).
«Пришла лютая зима». – Каким словом можно заменить слово «лютая»?», – спрашивает воспитатель. «Туго пришлось волку». – Это как? «Не взвидел я свету!». – Хорошо было кому-то или плохо?
7. Конструирование дома зверей из палочек Кюизенера.
Воспитатель: «А теперь давайте построим дома для зверей. Разделимся на группы. Одна команда будет строить дом для домашних животных, другая – для волка и медведя. Пусть у всех зверей будет дом. Они будут дружить и ходить друг к другу в гости. Победит та команда, которая быстрее и лучше построит дом для зверей.
8. Итог занятия.
Воспитатель: «Дети, вам понравилась сказка? А кто запомнил, как называется сказка? Правильно, «Зимовье зверей». Что на занятии вам больше всего понравилось? (Ответы детей.) Вы все сегодня молодцы. Я вами очень довольна и хочу на память об этом занятии подарить вам раскраски с изображениями животных – персонажей сказки «Зимовье».
Использованная литература:
1. Иванищина О. Н. Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях: методическая разработка. – Сайт «Всё для детского сада».
2. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Средняя группа. – М. : Центр педагогического образования, 2008.
3. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2008.