Татьяна Алексеева
Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений и экологии.
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений и экологии.
Цели: Закрепить знание детей о сезонных изменениях в природе.
Закрепить навыки детей считать до 20 и значение натурального ряда чисел.
Формировать навыки деления числа 5 на две меньших, значение о составе числа из двух чисел.
Развивать внимание и память
Развивать мыслительные операции анализа и синтеза.
Публикация «Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений и экологии,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивать творческое воображение, логическое мышление.
Развивать приёмы умственных действий, речь, быстроту реакции, познавательный интерес.
Развивать навыки самостоятельной и коллективной работы.
Материалы для занятия :
• Игрушка Лесовичок
• Набор картинок, иллюстраций, объединённых общем сюжетом «Зимний лес»
• 4 карты плана
• Цветные круги для маркировки команд
• 4 круга чёрного цвета 4 круга коричневого цвета из плотной бумаги или картона диаметром 10 см
• 20 кругов серого цвета диаметром 2-3 см
• Таблицы (2 строки, 7 столбцов) для записи состава числа 5
• Набор цифр «Учусь считать»
• Трафареты, на которых изображены 15 кругов-«бусинок» - по числу детей
• Полоски – образцы с 5 кругами основных цветов, расположенных в отдельной последовательности.
Ход занятия
I. Введение: Почему к нам приходит зима.
Воспитатель: Сегодня, ребята, я пришла в сад очень рано и на участке, на клёне я увидела странный конверт. На нём написан адрес нашей группы, но без вас я не стала вскрывать его и читать письмо. Хотите прочитаем его вместе?
Здравствуйте, дорогие дети!
Пишет вам Лесовичок. Помните, мы встречались в осеннем лесу? Сейчас в лес пришла зима. Очень многое в нём изменилось. Я жду вас в гости, чтобы рассказать много нового и интересного, что есть в моём лесу.
Воспитатель: Ну, что примем предложение Лесовичка? Тогда давайте вспомним какие изменения произошли в природе с приходом зимы?
II. Сборы в дорогу.
Воспитатель: Собираясь в дорогу, мы должны подумать о том, как правильно одеваться на прогулку. Какие предметы одежды нам понадобятся? Среди названных предметов зимней одежды воспитатель выделяет варежки.
Поговорим подробнее о варежках. Вот на доске у меня прикреплены разные рукавички. Они немного перепутались, а я предлагаю каждому из вас подойти к доске и выбрать ту варежку, которая понравилась. Затем на столе вы найдёте пару к выбранной рукавичке.
После этого происходит разделение детей на 4 команды. По количеству команды должны быть одинаковыми.
Воспитатель: А теперь к столу, на котором лежит синий круг, подойдёт те дети, у которых варежка с синим узором.
Ваша команда будет называться синей, и работать вы будите именно за этим столом. Стол с красным кругом предназначен для детей, у которых варежка с красным узором. (Аналогично формируется желтая и зелёная команды.)
III. Путешествие по карте.
Воспитатель: 1 задание. Лесовичок оставил для нас 4 фрагмента одной большой карты. На них нарисованы деревья, каждое из них имеет свой порядковый номер от 1 до 20. Нужно проложить маршрут от дерева №1 до дерева № 20, следуя от дерева к дереву по порядку номеров. Затем один из вас расскажет, мимо каких деревьев проходил маршрут. Если маршрут проложен точно и все деревья названы правильно, карта каждой команды становится частью большой карты, на которой мы увидим домик Лесовичка.
Каждой команде предлагается карта формата А2. Начало маршрута отмечено кружком, цвет которого соответствует названию команды.
IV. Разговор с Лесовичком.
Развитие пространственных представлений.
После того как проложены все маршруты, воспитатель составляет все карты вместе и в центре помещает избушку Лесовичка и большую ёлку.
Воспитатель: Вот мы и добрались до избушки Лесовичка, но его самого что-то не видно. Наверное он ходит где-то по лесу и смотрит за порядком. Посмотрите какое интересное окошко в избушке Лесовичка! Оно составлено из разноцветных стёклышек. Какой формы эти стёкла? А вы сможете сосчитать, сколько здесь треугольников?
При оценке выполнения задания учитывается самостоятельность детей, количество найденных треугольников, умение прислушиваться к мнению друг друга.
Лесовичок: Я рад, что вы так быстро добрались до моего леса и нашли нужную тропинку. Не правда ли, лес сильно изменился? Жизнь растений в нём замерла. Зимой они прекращают рост и спят, укрытые тёплым снежным одеялом. А вы знаете, что деревья тоже могут пострадать от холода, как и люди и животные? Без снежного наряда деревья наверняка погибли бы от холода. Поэтому я вас попрошу ходить по лесу осторожно и не в коем случае не разгребать снег у столов деревьев и не стряхивать его с веток. Но если видите, что ветки деревьев сильно согнулись от снега, тогда, конечно же, им нужно помочь освободить от снежного груза.
V. Составление числа 5 из двух меньших чисел.
Воспитатель: Вот под этой елкой живет волчье семейство: папа-(волк,мама-(волчица,дети-(волчата (воспитатель побуждает к ответу детей).
У волчицы родилось 5 волчат, в одной норе им было тесно. Тогда папа-волк вырыл еще одну нору- логово. Как вы думаете, каким образом можно разместить5 волчат в двух норках?
На ваших столах по 2 круга- черный и коричневый- это норы, и 5 серых кружков- это волчата. Для каждой команды приготовлены так же таблица и цифры. Когда вы будете размещать волчат в норах, отмечайте это в таблице с помощью цифр. Верхняя сторона в таблице будет первой (черной) норой, а нижняя строка – второй (коричневой). Затем воспитатель подводит итоги, заполняя таблицу, нарисованную на доске, он вписывает в нее результаты, полученные детьми в таком порядке, чтобы дети смогли выделить закономерности: в первой строке таблицы числа увеличиваются на единицу в каждой следующей клетки, во второй строке они соответственно уменьшаются.
Воспитатель: так мы можем разделить не только 5 волчат, но и просто число 5. Число 5 можно разделить на число 0 и 5, 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1, 5и 0. Но если число можно разделить, то его можно и составить. Число 5 мы можем составить из чисел 0 и 5, 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2,4 и 1, 5 и 0. Посмотрите еще раз внимательно на эту таблицу и запомните, как можно разделить число 5 на два меньших числа.
VI. Выявление закономерности и продолжение последовательности.
Лесовичок: Ребята, я решил устроить новогодний праздник для своих лесных зверят. Но для этого нужно украсить елку, хотя бы разноцветными бусами. Помогите мне их сделать.
Воспитатель: на ваших столах лежат белые бусы. Нужно сделать их разноцветными. Вы сделаете это с помощью цветных кругов, которые есть на ваших столах. Я буду показывать вам первые пять бусинок, а вы должны составить свои бусы по тому же принципу.
У детей на столах трафареты, на которых нарисованы бусы из 15 бусинок- кругов, и набор кругов 4 основных цветов: желтый, красный, синий, зеленый. Воспитатель показывает полоски, на которых изображены 5 кругов в определенной последовательности.
Дети запоминают порядок следования цветов и выкладывают свои бусы по памяти, соблюдая предложенную последовательность. Каждый ребенок за правильно выполненное задание получает фишку. Предлагается «собрать» 2-3 нитки бус.
VII. Подведение итогов занятия.
Воспитатель предлагает каждой команде посчитать заработанные на занятии фишки, как полученные за коллективную, так и те, которыми отмечены индивидуальная работа.