наталья Мусатова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать речь детей средствами русской народной сказки : расширять словарный запас, развивать артикуляцию и коммуникативные навыки.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить следить за развитием действий в кукольном спектакле. 2. Закрепить понятие русская народная сказка. 3. Побуждать детей к активному участию в действиях, использовать все окружающее пространство.
Развивающие :
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
1. Продолжать развивать речь детей средствами русской народной сказки : расширять словарный запас, добиваясь правильного и четкого произношения. 2. Развивать у детей интерес к театрализованной игровой деятельности. 3. Развивать умение сопереживать персонажам народных сказок.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, обыгрывание сказок. Показ сказок на фланелеграфе и плоскостного театра, разыгрывание сказок детьми в костюмах.
Атрибуты: театр с героями народной сказки «Теремок» (мышка, лягушка, лиса, заяц, медведь, ширма, декорации; варежковый театр «Репка», ростовая кукла «Бабушка».
Методические приемы: беседа – диалог, дидактическая игра «Вспомни – назови», вопрос – ответ, анализ, подведение итогов.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Дети сидят за столами.
Воспитатель: Сегодня у нас необычный день. Мы будем путешествовать по русским народным сказкам. Я очень надеюсь, что сегодня вы мне расскажите и покажите все свои знания и за это заработаете жетоны. В конце занятия, тот, у кого больше жетонов получит маленький приз. Но есть и условие. Очень важное условие: отвечать нужно только, когда поднята рука и я разрешила говорить, за шум и выкрики жетон забираю.
Раздается стук в дверь. Входит младший воспитатель с ростовой куклой в виде бабушки).
Бабушка: - Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
Дети: Да.
(дети совместно с воспитателем читают стихотворение)
Очень бабушку свою,
Маму мамину люблю.
У нее морщинок много
И на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать!»…
Бабушка: Спасибо, так неожиданно! Молодцы! А сказки вы любите?
Дети: да!
Бабушка: А это мы сейчас проверим! Я буду рассказывать вам сказку, а вы назовете ее, будьте внимательны.
Воспитатель: внимательно слушайте сказку все запоминайте.
Бабушка: Жили, были дед и баба, и была у них курочка ряба. Снесла курочка мышку нарушку, лягушку квакушку, зайку-побегайку и лисичку сестричку. А тут колобок с подоконника свалился и по дорожке покатился, катится, катится, а навстречу ему лисичка сестричка легла на дорожке, притворилась мертвой и лежит, ждет, пока её дед в сани с рыбой заберет. Забрал дед лису привез к дому своему, а тут пришел журавль в гости. Лиса намазала манной кашей тарелку и угощает журавля. Он тут. Тут, тут, тут, а в клюв ничего не попадает, обиделся и ушел. А том и сказке конец, а кто слушал молодец.
Бабушка: назовите ребята эту сказку.
Дети: Курочка ряба, Теремок, Колобок, Лиса и Волк, Лиса и журавль.
Поиграем с вами в игру, я буду петь песенки, а вы должны угадать из какой сказки эта песенка. Игра «Послушай и назови сказку».
(бабушка напевает песенки из сказок «Колобок», «Волк и 7 козлят».
Бабушка: Молодцы! Я вам сказку рассказала. А теперь хочу вашу сказку послушать…
Дети: Мы расскажем сказку «Теремок».
Воспитатель: бабушка помоги нам, говори слова автора.
Бабушка: хорошо.
Воспитатель заходит за ширму, заводит детей, одевает им шапочки и выглядывает в окошко.
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться,
Наша сказка – впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке : «Заходи!»
(Звучит музыка) Стоит в поле теремок, не низок, не высок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
– Кто в теремочке живёт? Кто в невысоком живёт?
Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.
Прискакала к теремку лягушка-квакушка и спрашивает:
– Кто в теремочке живет?
– Я, мышка-норушка! А ты кто?
– А я лягушка-квакушка.
– Иди ко мне жить!
Лягушка прыгнула в теремок и стали они вдвоем жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
– Кто в теремочке живёт?
– Я, мышка-норушка!
– Я, лягушка-квакушка!
– А ты кто?
– А я зайчик-побегайчик.
– Иди к нам жить!
Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.
Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
– А кто в теремочке живёт?
– Я, мышка-норушка.
– Я, лягушка-квакушка.
– Я, зайчик-побегайчик.
– А ты кто?
– А я лисичка-сестричка.
– Иди к нам жить!
Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
– Кто в теремочке живёт?
– Я, мышка-норушка.
– Я, лягушка-квакушка.
– Я, зайчик-побегайчик.
– Я, лисичка-сестричка.
– А ты кто?
– А я волчок-серый бочок.
– Иди к нам жить!
Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют. Вдруг идет мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
– Кто в теремочке живёт?
– Я, мышка-норушка.
– Я, лягушка-квакушка.
– Я, зайчик-побегайчик.
– Я, лисичка-сестричка.
– Я, волчок-серый бочок.
– А ты кто?
– А я медведь косолапый.
– Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез – никак не может влезть и говорит:
– А я лучше у вас на крыше жить буду.
– Да ты нас раздавишь!
– Не-е, не раздавлю.
– Ну, тогда полезай!
Полез медведь на крышу и только уселся – трах-тарарах! – затрещал теремок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок – все целы и невредимы.
Принялись они бревна носить, доски пилить – новый теремок строить.
Лучше прежнего построили!
Бабушка: Какая сказка интересная, а теперь мне хочется вас испытать. Садитесь и внимательно слушайте:
Ребята, кому принадлежат эти слова из сказки? Как называется сказка?
Несёт меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы. (Петушок, «Кот, петух и лиса».)
Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано. (Корова, «Хаврошечка».)
Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная? (Морозко, сказка «Морозко».)
Не пей, братец, козленочком станешь. (Аленушка, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)
Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой. (Иван-дурак, «Сивка-бурка».)
Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам. (Лиса, «Заюшкина избушка».)
Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла. (Волк и коза, «Волк и семеро козлят».)
Вижу-вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. (Маша.)
Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве. (Царевна-лягушка.)
Воспитатель: А сейчас вспомним героев сказок и назовем то, что они просят.
Я – Иванушка из сказки «Гуси-лебеди». Скажите, какой зверь помог мне и моей сестре убежать от Бабы-Яги? (Мышь.)
Я – Лисичка-сестричка из русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк». Ответьте мне на вопрос, куда волк опускал свой хвост, чтобы поймать рыбу? (В реку.)
Я – Мороз Синий нос из русской народной сказки «Два Мороза». Кого я морозил? (Барина.)
Я – падчерица из сказки «Морозко». Вот моя загадка. Что подарил мне Дед Мороз? (Сундук.)
Я – Лисичка из сказки «Лиса и журавль». Скажите, какой кашей я угощала журавля? (Манной.)
Я – Кот из сказки «Кот, Петух и Лиса». Моя загадка такая. На чем я играл у лисьей норы? (На гуслях.)
– По какому признаку их можно объединить в одну группу? (Все они русские народные сказки.)
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!
Воспитатель. Ну вот, немного отдохнули! Предлагаю еще одну игру – «Отгадай загадки!» Мы не просто будем отгадывать, а будем искать отгадки. Представьте себе, что нас заколдовала страшная Баба Яга, и мы разучились разговаривать. Кто найдет отгадку, предлагаю принести ее Бабушке, а она уж нам скажет, как называется сказка.
1. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
(Снегурочка)
2. У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят
(Гуси-лебеди)
3. Посадил ее дед в поле,
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была.
(Репка)
4. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая?
(Баба-Яга)
5. Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла.
(Козлята)
6. На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей.
(Колобок)
(Дети находят отгадки, бабушка называет сказки. Если ответ неправильный, воспитатель откладывает картинку.)
Бабушка: Я очень устала, пойду отдохну, а вам я дарю книгу, воспитатель вам ее почитает, а вы наклеите наклейки. Сказка «Маша и медведь» - книга из магазина «Все по одной цене».
Подсчет жетонов и вручение шоколадных медалей.
Воспитатель. А на последок я хотела бы вам предложить раскраски. Давайте их красиво и аккуратно раскрасим. (Если осталось время)
Релаксация: что сегодня больше всего понравилось? Чем бы хотели заняться на следующим занятии.