Наталья Кондакова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по развитию речи в старшей группе
«В гостях у сказки».
Программное содержание.
Учить детей составлять сказки, используя морфологическую таблицу (ТРИЗ); пользоваться свойственными жанру средствами выразительности
и знаниями об особенностях сюжета: зачин и окончание сказки, присказка,
превращения, победа добра над злом, волшебные предметы.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
Совершенствовать морфологическую речь с помощью приема эмпатии (ТРИЗ). Упражнять детей в правильном использовании освоенных грамматических форм для точного выражения мыслей.
Развивать выразительность речи, творческие способности, воображение, сообразительность.
Воспитывать интерес, любовь к сказкам, доброту, отзывчивость, внимательность.
Предварительная работа.
Рассказывание, просмотр сказок по телевизору, рассматривание иллюстраций, беседы, игры-драматизации.
Материал.
Макет озера; удочки с магнитами, карточки-схемы с изображением героев сказок «Снегурочка», «Теремок», «Зимовье» (бык, баран, свинья, кот, петух, волк, мышь, заяц, лягушка, лиса, медведь, дед, баба, Снегурочка); силуэты рыбок из картона, к которым прикреплены металлическими скрепками эти схемы (на каждого ребенка, тазик, котелок, наборное полотно из 4х полосок, «волшебная» палочка, книга сказок, корона, ширмы «Красная шапочка», «Снегурочка», театр живой руки «Буратино», шапочка лисы, магнитофон с записью песни «Рыболов».
Методические приемы.
Игра, вопросы к детям, чтение отрывков сказок, эмпатия, рассказывание, напоминание, поощрение, индивидуальный подход, анализ детских ответов.
Ход НОД.
Воспитатель: Дети, я приглашаю вас сегодня на рыбалку. Хотите пойти? Давайте возьмем удочки и пойдем ловить рыбу.
(Звучит фрагмент песни «Рыболов». Дети с воспитателем «ловят рыбу» - цепляют схемы магнитами за скрепки. Приговаривают: «Ловись рыбка, большая и маленькая»).
- Как много рыбы мы наловили! Этой рыбы нам хватит для того, чтобы приготовить вкусную наваристую уху. Ой, ребята, посмотрите, ведь наша рыба необычная, волшебная! На каждой вместо чешуи какие-то интересные карточки-схемы. Давайте мы их рассмотрим, а рыбу положим в котел, пусть варится уха.
- Дети, посмотрите внимательно на схемы, не напоминают ли они вам кого-либо? (Перечисляют героев сказок).
- Оля, (Саша, Вова, Инна, как ты думаешь, кто изображен на твоей схеме? (Ответы).
- В каких сказках эти герои встречаются? («Колобок», «Заюшкина избушка», «Волк и козлята», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д.)
- Как много вы знаете сказок. Молодцы! А теперь садитесь, пожалуйста, на стульчики. (Дети садятся).
- Сегодня на занятии мы встретимся с героями трех сказок. Эти сказки вам хорошо знакомы и вы их очень любите. А как они называются, вы узнаете по прочитанным мною отрывкам.
(Воспитатель открывает книгу сказок).
- Ребята! Вот так беда! Что случилось? Из этой книги исчезли почти все буквы. Что же делать? Придется мне читать сказки из тех частей слов, которые остались. Итак, я начинаю:
«Надумали бы, бара, сви,ко… да пету… жить в лесу.
-Давай, друг зимо… строить, я стану из ле… бревна носить да сто… тесать, а ты будешь ще… дра…».
-Дети, догадались ли вы, что это за сказка? (Русская народная сказка «Зимовье»).
- Слушайте следующий отрывок: «Стоит в по…Тере… Бежит ми… мы…нору… Увиде…Тере, остановилась и спраши…
- Как называется эта сказка? («Теремок»).
- Давайте постараемся узнать и следующую сказку.
«Жи…-бы… стари… со стару…Жи… лад, друж…Все бы хорошо, да одно го, детей у них не бы…Ската…они снежный ком, руки приладили, сверху снежную голо…пристави….(Снегурочка).
- Молодцы!
- Ребята, а что общего в этих сказках? (Русские народные).
- А сейчас я предлагаю Вам распределить все схемы героев сказок на наборном полотне в соответствии с названиями сказок (напротив символов).
Эти сказки вы очень хорошо знаете. Вам необходимо будет сделать из них «салат». Для этого нужно взять карточки-схемы героев, по одной из каждой сказки, и выставить их в ряд на четвертой полоске. Ваша задача: придумать свои интересные сказки с выбранными героями. Ваши сказки не должны быть похожи ни на какие другие, должны быть разными.
Но сначала нам надо вспомнить особенности сюжета сказок (превращения, присказки, волшебные предметы, зачин и окончание, победа добра над злом) А для примера, посмотрите и послушайте, как это делаю я, и какая сказка у меня получилась. Для своей сказки я взяла 3х героев : быка, мышь, старуху. Сказка называется «Как бык и мышь подружились».
«В одной деревне жила-была старушка. Она очень любила животных. У нее во дворе жил Бычок - волшебный бочок. Она его кормила, поила. Ему было скучно одному и он начал искать себе друзей. Однажды он вышел на прогулку и увидел маленького шустренького мышонка, который бегал по траве и пищал: «Я хоть маленький, да удаленький!».
«А за что ты себя так хвалишь?»- спросил Бычок - волшебный бочок.
- Я у твоей бабушки стащил кусочек сыра.
- Очень плохо ты сделал!
- Ну, я иначе не могу, я такой!
- Шустрик, ты хочешь, чтобы я с тобой дружил?
-Конечно, хочу!
- Но мне не нравится, что ты воришка. Коснись хвостиком моего волшебного бочка и ты станешь честным!
Так мышонок и сделал, коснулся своим длинным хвостиком Бычка и с тех пор никогда никого не обманывал. Сказке конец – мышонок – молодец!»
- Дети, вам понравилась моя сказка?
-Кто из вас желает выступить в роли сказочника? Иди, Рита, выбери героев для своей сказки. (Девочка рассказывает).
- Дети, кто еще желает рассказать сказку с другими героями, пожалуйста.
(Спросить всего троих детей).
(Воспитатель надевает на голову корону, берет в руку волшебную палочку.)
- Я – Фея сказок, могу делать интересные превращения!
Все дети встали, закружились, завертелись!
Палочка волшебная,
Службу сослужи!
Нашу Лену в лисичку преврати! (Дотрагивается до плеча палочкой, надевает на голову ребенку шапочку лисички).
- Ты кто? Расскажи нам о себе. (Прием эмпатии).
- С героями каких сказок ты хотела бы дружить и почему?
- Чем ты любишь заниматься в лесу? (Ответ ребенка).
- Я продолжаю превращения!
Закружились, завертелись!
Палочка волшебная,
Службу сослужи!
Нашу Иру в Красную шапочку преврати! (Ребенок заходит за ширму с изображением Красной шапочки», видно одно его лицо).
- Расскажи нам о себе. Ты кто? Расскажи нам о своем наряде, друзьях!
- Как ты помогаешь своей бабушке?
(Такое же превращение с ширмой «Снегурочка»- ребенок ведет монолог от имени Снегурочки; театр живой руки «Буратино»).
- А теперь мы продолжим составлять сказки. Я предлагаю вам трудное задание: придумать сказку по Сашиной схеме, но совсем другую. (Ответ ребенка).
-Кто еще хочет рассказать нам свою сказку? Пожалуйста. Надя, выбери себе героев и рассказывай.
- Кто хочет продолжить сказку? (Ответ).
- Понравились вам сказки? Чья сказка получилась, на ваш взгляд, наиболее интересной? Что вы можете сказать о Сережиной сказке?
( Примерные ответы: - интересная по содержанию;
- рассказывал последовательно;
- использовал сказочные выражения;
- в сказке есть начало, середина и конец;
- правильно строил предложения;
- рассказывал выразительно;
- показывал голосом характер героев и т. д.)
- А что бы вы посоветовали Ире, чтобы ее сказка стала еще интереснее? (Ответ).
- Молодцы, вы все прекрасные сказочники. Сказки ваши я записала, а на занятии по рисованию мы сделаем к ним красивые иллюстрации, оформим книгу сказок и подарим малышам. Занятие закончено.
- Ребята, а вот и уха наша готова! Приглашаю всех к столу. (Сюжетно-ролевая игра).