Кочанова Ольга Васильевна
«Путешествие в волшебный городок Красивой речи». Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Формировать умения обобщать, классифицировать.
2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.
3. Упражнять в подборе антонимов и синонимов.
4. Формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие мира, образное представление, эмоциональную сферу детей.
5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
Ход занятия:
1. Организационный момент (слайд1)
-Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро!
Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!
- Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в сказочный городок Красивой речи. Там нас ждет много загадок и заданий. Вы готовы проверить свои знания?
-А на чем можно отправиться в путешествие? (На самолете, вертолете, на машине и т. д.)
-А на лошадке можно? Как в сказке на лошадке Иван-царевич скакал.
-Ребята, давайте теперь поскачем на лошадке.
Артикуляционная гимнастика «Лошадка»
Рот широко открываю,
К нёбу язык прижимаю.
Прыгает вниз язычок.
И раздается щелчок.
Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
Артикуляционная гимнастика «Кучер»
Губы вместе я сведу,
Через губы буду дуть.
Поиграю я в игру
И скажу лошадке: «Тпру!».
Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук «тпру-у-у».
-Прискакали на лошадке. Городок «Красивой речи» необычный, волшебный. Туда можно попасть только с помощью фантазии.
-А что такое фантазия? (фантазия- это наши мечты, когда мы, о чём-то мечтаем, выдумываем то, чего нет на самом деле).
- Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:
1. Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
2. Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
-Итак, отправляемся в городок Красивой речи. (Включается сказочная музыка)
-Закройте пожалуйста глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы дома, заводы, леса, поля, которые его окружают, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. (Слайд2)
2. Основная часть.
-Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это? - замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика, которая так и называется «Замок».
Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали (на этом слове ритмично постукивают друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)
Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянут к себе, другую от себя, попеременно меняя их)
Потянули (тянут ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)
И открыли! (резко отпуская руки, разводят их широко в стороны.)
- Замок, мы открыли, молодцы! (слайд3)
-Ой, ребята, а здесь письмо!
Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали наш город: все, что есть у нас- и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки и солнышко. Помогите нам расколдовать наш город!
-Нужно помочь жителям этого города. Поможем? Да.
-Чтобы помочь жителям городка Красивой речи нам нужно сначала отгадать загадку:
Ну-ка кто из вас ответит?
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт.
(Солнце) (Слайд4)
-Злые волшебники заколдовали город и украли солнышко, чтобы его вернуть нужно выполнить задания.
1 задание «Назови ласково» (Слайд5)
Лошадь, свинья, собака, кот, заяц, белка, курица и т. д.
2 задание «Назови одним словом» (Слайд6)
- груша, яблоко, апельсин, банан (фрукты)
- тюльпан, ромашка, гвоздика, роза (цветы)
- помидор, огурец, морковь, капуста (овощи)
-клубника, малина, смородина, морошка (ягоды)
-стол, стул, шкаф, кровать (мебель)
-Молодцы ребята, отлично справляетесь с заданиями. Надеюсь, что вы сможете выполнить все задания и расколдуете городок Красивой речи.
-Ребята, в городке Красивой речи принято разговаривать правильно, четко произнося все звуки. Давайте и мы с вами потренеруемся, чтобы научиться говорить правильно, красиво. Повоторяйте за мной.
Проговаривание чистоговорок.
Ой, ой, ой – повторяйте все за мной.
Ва, ва, ва – высокая трава.
Па, па, па – узкая тропа.
Ке, ке, ке – мы пришли к реке.
Кой, кой, кой – любуемся рекой.
Ась, ась, ась – вот плывет карась.
Ушка, ушка, ушка – прыгает лягушка.
Шо, шо, шо – говорим мы хорошо.
Це, це, це – и улыбка на лице.
-Продолжаем наше путешествие по городку Красивой речи. Следующее 3 задание «Что лишнее?» (Слайд 7)
-легковой автомобиль, мотоцикл, кукольная коляска, грузовик (наземный транспорт)
- самолет, вертолет, истребитель, муха (воздушный транспорт)
- надувной круг, катер, корабль, лодка (водный транспорт)
-Ребята, для того, чтобы нам не уставать, справиться со всеми заданиями и помочь жителям городка нам необходимо отдохнуть.
Физминутка «На лугу растут цветы»
(Дети повторяют движения за воспитателем)
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты.
Ветер дунет иногда,
Только это не беда.
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.
А потом опять встают
И по- прежнему цветут.
-Ну, что, ребята продолжим выполнять задания, чтобы помочь и спасти жителей городка Красивой речи.
- и следующее задание «Из чего сделано?» (Слайд 8)
-На слайдах показаны картинки с предметами. Вам, ребята, надо сказать из какого материала они изготовлены: скамейка из дерева, сумка из кожи, ручка из пластмассы, стакан из стекла, дом из кирпича, коробка из картона, сапоги из резины, пила из железа, платье из ткани.
-Молодцы, ребята, справились и с этим заданием. Следующее задание тоже не простое:
5 задание Дидактическая игра «Скажи наоборот» (Слайд 9)
День – ночь
Сахар – соль
Чисто – грязно
Тепло - холодно
узкий – широкий /шарф/
длинный – короткий /карандаш/
сильный – слабый /человек/
веселый – грустный /мальчик/
высокий – низкий /человек/
Смеется – плачет /ребенок/
Лежит – сидит /человек/
Закрытое – открытое /окно/
Здоровый – больной (человек)
Надеть – снять /сапоги/
6 задание «Соедини картинки в пары» (слайд 10)
-Ребята, последнее задание для вас приготовили на листочках. Рассмотрите картинки на листочках. Давайте назовем, что на них изображено. Какие слова звучат одинаково, но значения имеют разные? Вам нужно соединить картинки в пары. Если звучат одинаково, соединить их линией. (Выполняют самостоятельно)
-Ну-что, ребята, давайте проверим, что у вас получилось. (Проверяют на слайде)
Рефлексия
-Ребята, вы спавились со всеми заданиями вот и засияло солнышко в этом замечательном городе. (Слайд 11)
-Посмотрите, ребята, какой красивый городок Красивой речи. Какое яркое солнышко светит, небо голубое, все сказочно красиво. И все благодаря вам, ребята.
-Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все. А мы с вами вернулись в наш замечательный детский сад. (звучит музыка)
-Вот и закончилось наше замечательное путешествие. Где мы сегодня с вами побывали? (В городке Красивой речи)
-Что же мы с вами делали в этом городке? (Помогали жителям городка)
-Что случилось с жителями городка? (Злой волшебник заколдовал их городок)
-Как мы помогли жителям расколдовать городок? (Выполняли задания)
-Что вам больше всего понравилось?
- Что было особенно трудно?
-Молодцы, жители этой необыкновенной страны говорят вам: «Огромное спасибо!» И за вашу помощь вручают вам медальки «Знатоки Красивой речи». (Воспитатель надевает детям медальки).