Нина Корчак
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе «Путешествие в страну пословиц и поговорок»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
«Путешествие в страну Пословиц и Поговорок»
Цель: развивать речевую активность детей через малые фольклорные формы.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе „Путешествие в страну пословиц и поговорок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пословицы и поговорки для детей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Продолжать знакомить детей с одним из разделов русского фольклора: пословицы и поговорки.
- Учить детей понимать переносный смысл знакомых пословиц и поговорок;
- Закрепить умение подбирать слова – антонимы.
- Развивать образность речи, обогащать лексику детей используя фольклорные произведения: пословицы и поговорки.
- Учить составлять короткие творческие рассказы по пословицам.
- Развивать связную речь детей, мышление, память.
- Формировать умение применять пословицы и поговорки в разных жизненных ситуациях.
- Воспитывать любовь к родной речи, к пословицам, как к народной мудрости.
Подготовка к занятию :
- Чтение и заучивание пословиц и поговорок.
- чтение художественных произведений: Л. Н. Толстой «Коли делать нечего»; стихотворение Н. Григорьевой «Не бросайте слов на ветер» (пословица «Слово – не воробей, вылетит, не поймаешь»); татарская народная сказка «Три дочери» («Добро век не забудется», «Добрые дела – лучшее богатство»); украинская народная сказка «Гусь, Индюк и Свинья» («Гусь свинье не товарищ»).
- Рисование пословиц и поговорок.
- Дидактическая игра «Собери пословицу»
Материал:
- иллюстрации пословиц;
- мешочек с предметами: ножницы, сто рублей, рыбка, перо, яблоко, камень, яйцо, калач, зайка, свинья/гусь, цифра 7;
- 2-е ленточки для моста;
- картонные «дощечки» для моста;
- шкатулка, ключик, ягодка, цветочек;
- запись мелодии «народный танец «Крыжачок» и «Веснушки» для подвижной игры;
- мудрая Сова - игрушка, почтовый ящик;
- половинки цветов с картинками пословиц.
ХОД:
Организационный момент:
Дети сидят на стульях полукругом, здороваются с гостями.
Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам в группу пришла необычная посылка, написано: «Детям группы «Почемучки». Интересно, от кого она? И что там внутри? Посмотрим?
- Так, открываю. А в посылке письмо, а ещё сундучок. Давайте-ка прочтём письмо, и узнаем, что нам прислали.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Богиня Народной Мудрости. Помогите мне, в стране Пословиц и Поговорок беда. Злой Колдун закрыл пословицы и поговорки в этой шкатулке. Я узнала, что только вы сможете мне помочь найти волшебный ключик, ведь вы самые добрые, умные и любознательные ребята, которые не боятся никаких преград. С уважением - Богиня Народной Мудрости!»
Воспитатель: - Ребята, ну что, поможем освободить пословицы и поговорки?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Но перед тем, как отправиться в путешествие, давайте вспомним, кто придумал пословицы и поговорки?
Дети: - Народ.
Воспитатель: - Кто собирал пословицы и поговорки, как они сохранились до наших дней?
Дети: - Ученые, поэты, писатели, простые люди.
Воспитатель: - Что же такое пословицы?
Дети: - Пословицы – это небольшие высказывания, которые нас чему – то учат.
Воспитатель: - Чему же нас учит пословица?
Дети: - Смелости, верности, дружбе, трудолюбию, преданности, мудрости, бережливости, уму, храбрости, справедливости, правдивости, честности.
Подбор слов – антонимов.
Воспитатель: - Правильно. Много пословиц придумал народ. Есть пословицы о добре и зле;
О правде и (дети добавляют противоположные слова). лжи;
О труде …. о лени;
О войне …. о мире;
О счастье …. о горе;
О родителях ….и детях.
Воспитатель: - А что такое поговорка?
Дети: - Поговорка – это короткая фраза, яркое выражение, которое украшает нашу речь, это часть пословицы.
Разминка: Разгадай ребус.
Воспитатель: - Молодцы! Ребята, вместе с посылкой был ещё конверт. Давайте посмотрим, что в нём… «В этом ребусе зашифрована пословица. Догадайтесь, как её прочитать»
(Дети вместе с воспитателем расшифровывают ребус, ставя первую букву названия картинки внизу.)
Воспитатель: - Давайте попробуем её прочитать. Молодцы! Это пословица «Дело мастера боится». Так говорят о людях которые очень хорошо выполняют свою работу. Я уверена, вы со всеми заданиями справитесь. Становитесь друг за другом. Мы можем отправляться в путь.
Дети строятся в колону друг за другом. На полу две ленты, рядом «дощечки».
Воспитатель: - А вот и наше первое задание. «Это река. Здесь был мост, но Злой Колдун разрушил его. Чтобы перейти реку вам нужно построить мост, но необычный. На каждую дощечку нужно назвать поговорку.»
1. Мост через реку. (Дети называют поговорку, кладут дощечку и становятся в конец колоны)
Дети: «Свинью подложить»
«Остаться с носом»
«Остаться у разбитого корыта»
«Когда рак на горе свиснет»
«Языком кружева плести»
«Держать язык за зубами»
«Водить за нос»
«От горшка – три вершка»
«До свадьбы заживет»
«Голоден, как волк»
«Обещанного три года ждут»
«Нем, как рыба»
«Слона то я не приметил»
«Развесил уши»
«Бить баклуши»
«Рукой подать»
«Что упало, то пропало»
«Мокрый дождя не боится»
«Как корова языком слизнула»
«Не учи учёного»
«Уговор дороже денег»
«Моя хата с краю»
«Кто в лес, кто по дрова»
«Как две капли воды»
«Как снег на голову»
«Витать в облаках» и др.
Воспитатель: - Молодцы! Теперь мы можем перейти на другой берег.
Включаю запись «Веснушки» - дети идут по мостику. И становятся в рассыпную на ковре.
Воспитатель: - Мы справились с первым заданием. И попали на цветочную поляну, но что же здесь произошло? (Читать задание) «Мы – волшебные цветы Богини Народной Мудрости. Злой Колдун разделил нас на две половинки. Соедините нас и вы узнаете, каким богатым смыслом мы полны.»
2. «Волшебные цветы». (Понимание прямого и переносного смысла пословиц)
Воспитатель: - Давайте попробуем собрать половинки цветов.
(Воспитатель читает начало пословицы на одной половине цветка, а дети называют вторую часть пословицы и находят картинки, объясняют ее переносный смысл).
1. «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь». (если делаешь несколько дел одновременно, ни в одном не получишь хороших результатов).
2. «Без труда – не вытянешь и рыбку из пруда». (что без труда ничего, в жизни не добьешься. Не потрудишься – не сможешь получить желаемого).
3. «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». (прежде чем что – либо сказать, надо хорошенько подумать, чтобы потом не пришлось сожалеть о сказанном).
4. «Семеро одного не ждут». (несколько человек не обязаны ждать одного опоздавшего).
5. «Сделал дело – гуляй смело». (сначала надо завершить свою работу (довести ее до конца, а затем можно и отдохнуть).
6. «Любишь кататься — люби и саночки возить». (нет спору, скатиться с горки очень приятно. Но потом приходится вновь подниматься на горку, да ещё и тащить за собой санки. Чтобы получать удовольствие от жизни, надо постоянно трудиться).
7. «Нет друга – ищи, а нашёл – береги». (Дружба является одной из главных ценностей в человеческой жизни. К сожалению, люди не всегда это понимают и в погоне за новыми, интересными знакомствами теряют настоящих, преданных друзей. Человек по-настоящему счастлив, если у него есть хотя бы один преданный друг).
8. «Что посеешь, то и пожнешь». (За благие деяния удостоишься наград и похвалы, за плохие — наказания. Если ты отдаешь добро, то получаешь тоже добро. Или, наоборот, на зло отвечают злом).
Воспитатель: - Молодцы!
Воспитатель: - Ребята, мы не одни на поляне. Кто же здесь? (Читаю задание)
«Я - Мудрая Сова. Много читаю, много знаю, но и послушать интересные рассказы тоже люблю. Порадуйте меня, а я помогу вам найти волшебный ключик».
Воспитатель: - Давайте пройдём и сядем на стульчики.
(Дети садятся на стулья расставленные полукругом).
3. Составь рассказ по пословице.
Воспитатель: - А сейчас, ребята, вам нужно будет придумать интересные истории, небольшие рассказы по пословице, которые произошли с вами или еще с кем-то и как можно использовать в этом рассказе пословицу или поговорку. При рассказе придерживаясь плана:
1. О ком или о чем вы хотите рассказать?
2. Что за история произошла с вашим героем?
3. И какую пословицу можно применить к этой истории?
( Достаю из почтового ящика Совы картинки по очереди: «Семеро одного не ждут», «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Хочешь есть калачи – не сиди на печи», «Не рой другому яму – сам в нее попадёшь». Выслушать рассказы детей, после каждого рассказа похвалить, отметить ребенка, напомнить еще раз план рассказа).
Вот теперь узнали мы,
Что мы с пословицей дружны.
И посмотрим мы сейчас,
Кто самый знающий из нас.
4. Подвижная игра «Назови пословицу по предмету.
Воспитатель: - Выходите на полянку. Становитесь в хоровод, поиграем в игру «Назови пословицу по предмету». С помощью считалки выбираем водящего:
Раз, два, три,
На поляну выходи,
Хоровод заводи,
Кто остался – тот води!
Дети под музыку подскоками идут по кругу, водящий в середине с мешочком идет в противоположную сторону, музыка остановилась, возле кого оказался водящий, тот достает из мешочка предмет и по нему называют пословицу или поговорку. В мешочке находятся: ножницы («Семь раз отмерь – один отрежь», 100 рублей («Не имей сто рублей, а имей сто друзей», рыбка («Без труда, не вытянешь и рыбку из пруда», перо («Что написано пером, не вырубишь топором», «Красна птица пером, а человек умом», яблоко («Яблочко от яблони не далеко падает», камень («Вода камень точит», «Под лежачий камень, вода не течет») и др. Игра повторяется 10 раз.
В конце игры достаю записку с загадкой:
Воспитатель: - Ребята, предметы в мешочке закончились, садитесь за столы…но что-то там ещё осталось? Это …загадка. «Друзья, вы замечательно справились со всеми заданиями, но осталось одно, разгадать загадку и вы найдёте ключ.»
5. Загадка-ключ.
На рассвете распускаются,
Ночь приходит, закрываются,
Ароматом всех манят,
Наполняют чудом сад.
Дети: - Цветок.
Воспитатель: - Верно. А вот и цветок. Только где же ключ, я его не вижу. А вы? И цветок почти завял. Нужно помочь цветку раскрыть лепестки, что для этого нужно?
Дети: - Вода.
Воспитатель: - Значит, нам нужно опустить его в воду. Давайте пройдём сядем на стульчики.
(На столе стоит поднос с водой. Опускаю цветок в воду, ждём когда лепестки раскроются и достаю из серединки цветка ключик).
Воспитатель: - Ребята, вот мы и нашли волшебный ключик и теперь можем открыть шкатулку и освободить пословицы и поговорки. (Открываю, достаю цветочек и ягодку).
Воспитатель: - Народная мудрость гласит – «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка. (Показать). Вы сегодня старались. Мне очень понравились ваши рассказы, приятно, что вы вспомнили истории не только из своей жизни, но и вспомнили нашу группу, ведь действительно, наблюдая за вами, к каждому вашему поступку можно применить ту или иную пословицу.
Воспитатель: - За ваши добрые поступки и знания Богиня Народной Мудрости приготовила для вас сюрприз, он в шкатулке. Большое всем спасибо! Раздаю детям медальки из шкатулки.