Елена Станиславовна Марина
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Поэзия — эмоциональное воздействие на ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ № 18
«Колосок»
Занятие по развитию речи
на тему
«Поэзия – эмоциональное воздействие на ребёнка»
Подготовительная к школе группа
«Гномики»
Подготовила и провела :
Марина Е. С.
воспитатель первой
квалификационной
категории
п. Табачный 2014
Цель занятия:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Поэзия — эмоциональное воздействие на ребёнка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
- познакомить детей с новыми поэтическими произведениями, учить эмоционально, воспринимать их;
- учить внимательно, слушать стихотворения и определять их настроение;
- упражнять выразительно, читать наизусть стихотворения, передавая радость, восторг, волнение;
- обогащать словарный запас, подбирать прилагательные;
- развивать поэтический слух, воображение и речь детей;
- развивать эстетический вкус и умение воспринимать красоту пробуждающейся природы;
- воспитывать творческую активность, интерес к изобразительному искусству;
- вызывать у детей эмоциональное отношение к весне;
- воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа:
- экскурсия в весенний лес, к реке;
- прогулка в уголок леса, хождение по старой листве;
- проведение праздника «Прилёт птиц», заучивание закличек, лепка из теста птиц;
- заучивание стихотворений;
- слушание пения птиц, наблюдение за птицами;
- наблюдение за цветущими деревьями, за лесом;
- активизация в речи детей слов : пестреют, ветхий, келья, дань, безмолвие;
- образное восприятие слов: пухом зеленеют деревья, прозрачные леса, утро года, небесная лазурь.
Материал:
Запись пения птиц, акварельный рисунок"Весна", живые цветы ландыши.
Аудиозаписи:
Шопен «Ноктюрн», Чайковский «Вальс цветов», Шопен «Вальс №7», Чайковский «Жаворонок», Вивальди «Дождь», Сен-Санс «Лебедь».
Ход занятия:
Под музыку П. И. Чайковского дети заходят в зал, садятся на стульчики. Воспитатель:
Ребята, я очень рада видеть вас в литературной гостинной. Садитесь поудобнее и скажите, какое у вас настроение.
Ответы детей.
Воспитатель:
Вот и хорошо, это то, что нам нужно. Сегодня мы с вами будем говорить о поэзии. Темой сегодняшней беседы будет прекрасное время года. Какое? Вы мне сможете ответить, если внимательно послушаете стихотворение А. С. Пушкина.
А. С. Пушкин
«Ещё дуют холодные ветры.»
Ещё дуют холодные ветры
И наносят утренние морозы.
А уже на проталинах весенних
Созревают первые цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетела первая пчёлка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль придёт гостья дорогая,
Скоро ль луга зазеленеют,
Скоро ль на кудрявой берёзе
Появятся клейкие листочки.
Расцветёт черёмуха душиста?
Ребята, вы догадались о каком времени года это стихотворение? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель:
Весна всегда пробуждает, вдохновляет, приносит хорошее настроение. Очень ярко, чувственно и душевно о весне говорит поэзия. Всё, что поэты видят, что их радует, делает счастливыми или на оборот волнует и тревожит, они выражают в своих стихах. В них поэты вкладывают всю свою душу, всё свое настроение. Весело поэту - стихотворение получается весёлое, радостно на душе - радостное, спокойно - спокойнее, чувствуют нежность- нежное и т. д. Сегодня мы будем слушать стихотворения разных авторов и попробуем понять, какие же они, эти стихотворения, какое в них настроение?
Послушайте, как в своём стихотворении А. С. Пушкин описывает приход весны. Ребенок рассказывает стихотворение.
А. С. Пушкин
***
Гонимы вешними лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года:
Синея блещут небеса
Ещё прозрачные леса
Как - будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, с каким настроением А. С. Пушкин писал это стихотворение?
Ответы детей.
Воспитатель:
В этом стихотворении спокойное, доброе, светлое настроение.
Ответы детей.
Воспитатель:
«Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года». Как называет здесь Пушкин весну?
Почему?
Ответы детей.
Воспитатель:
После долгого, крепкого зимнего сна просыпается природа, как мы просыпаемся утром и ждём от нового дня что-то хорошее. Так и природа просыпается весной с надеждой, что что-то приятное и доброе ждёт впереди. А что ждёт впереди?
Ответы детей.
Воспитатель:
Конечно синее небо, зелёные леса, пестреющие долины, летающие пчёлки над цветами, пение соловья. Вам понравилось это стихотворение?
Ответы детей.
Воспитатель:
А сейчас послушайте стихотворение К. Баратынского
Ребёнок рассказывает стихотворение
К. Баратынский
«Весна, весна!»
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурею живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!
Ещё древа обнажены,
Но в роще ветхий лист
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поёт
Заздравный гимн весне.
Воспитатель:
Ребята, что вы услышали в этом стихотворении, какое настроение?
Ответы детей.
Воспитатель:
«Весна, весна! как воздух чист! Как ясен небосклон.» Здесь слышится радость, восторг! Чем так восторгается автор?
Ответы детей:
Воспитатель:
А теперь, послушайте: «. взревев, река несёт на торжествующем хребте поднятый ею лёд.» Настроение поменялось, каким оно стало?
Ответы детей:
Воспитатель:
Правильно, эти строчки звучат взволнованно, грозно и нам становится немножко страшно. Ведь вода- это страшная сила, которая может на своём пути всё рушить, ломать и смывать. И дальше снова: «. но в роще ветхий лист как прежде, под моей ногой и шумен и душист.» Как говорит о старом листе поэт? Почему он так говорит?
Ответы детей:
Звучит запись пения птиц.
Воспитатель:
Какая главная примета весны?
Ответы детей:
Воспитатель:
Правильно, пение птиц. Если птицы запели, значит, весна совсем близко. В народе считают, что весну на своих крыльях приносят именно жаворонки. Сейчас нам Яша прочитает стихотворение о жаворонке.
В. Жуковский
«Жаворонок»
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая:
«Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны!»
Воспитатель:
Ребята, какие чувства вызвало у вас это стихотворение, т. е. как у вас стало на сердце грустно или радостно?
Ответы детей
Воспитатель:
А не захотелось ли вам взлететь вместе с жаворонком высоко-высоко в небо, полюбоваться на землю с высоты, поиграть солнечными лучами и громко закричать: «Весна, весна! Просыпайтесь все!»
Ответы детей.
Воспитатель:
Я хочу показать вам очень красивый акварельный рисунок. Посмотрите, пожалуйста.
Под музыку дети рассматривают рисунок
Воспитатель:
Вам понравился этот рисунок? Что вам понравилось в нём? Какое название вы дали бы этому
рисунку.
Ответы детей.
Воспитатель:
Художники, как и поэты, пишут свои картины от души, передавая своё настроение. Ребята, какое настроение в этом рисунке?
Ответы детей.
Воспитатель:
Правильно, сколько радости нежности и красоты передал художник в своём рисунке. Как бы вы назвали этот рисунок?
Ответы детей.
Воспитатель:
Ребята, как подходит к настроению этого рисунка настроение стихотворения, которое вы сейчас услышите.
Ребёнок читает стихотворение
***
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Воспитатель:
Сколько радости и хорошего настроения передали нам авторы картины и стихотворения! Ребята, не хотите размяться на полянке? Выходите и становитесь в кружок.
Проводится физкультминутка.
***
А уж ясно солнышко
Припекло, припекло
И повсюду золото
Разлило, разлило.
Ручейки на улице
Всё журчат, всё журчат,
Журавли курлыкают
И летят, летят.
Дети садятся на места.
Воспитатель:
Дети, вы обратили внимание на полянку? Она вся в весенних цветах! Какие вы знаете весенние цветы?
Ответы детей
Воспитатель:.
Нам девочки расскажут стихотворения о весенних цветах. Алла, о каком цветке ты расскажешь?
Алла:
Я расскажу.
Е. Серова
«Подснежник»
Выглянул подснежник
В полутьме лесной
Маленький разведчик,
Посланный весной;
Пусть ещё над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга;
Пусть на спящей речке
Неподвижен лёд,-
Рас пришёл разведчик,
И весна придёт!
Воспитатель:
Настенька прочтёт нам стихотворение о светлом маленьком цветочке, о ландыше.
Е. Серова
«Ландыш»
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется: его задень-
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы и цветы.
Давай послушаем, а вдруг
Услышим - я и ты?
Слышится перезвон.
Воспитатель:
На звуки прекрасной музыки и на ваши замечательные улыбки к нам пожаловали ландыши.
Воспитатель выносит букет ландышей:
Какие красивые цветы, а какие ароматные!
Предлагает детям стать в круг:
Ребята, мы с вами слушали чудесную музыку, стихи о весне, определили настроение стихотворений, а какое у вас настроение?
Ответы детей.
Воспитатель:
А теперь передовая из рук в руки эти хрупкие весенние цветы, давайте пожелаем им и друг другу всё самое хорошее, что таится в глубине наших сердец, передадим наше настроение!
Дети передают друг другу цветы, говоря добрые слова и пожелания.
Воспитатель:
Теперь наши цветы не только нежные и красивые, они самые счастливые, самые дорогие! Давайте подарим их нашим гостям.
Дети дарят цветы и уходят в группу.