Анна Никулина
Конспект НОД по развитию речи с детьми старшей логопедической группы «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление знаний по теме «Зима».
Коррекционно-образовательные задачи:
• Обобщить и уточнить знания детей о зимних явлениях, зимних забавах, зимующих птицах
• Актуализировать словарь по теме Зима. Зимние забавы. Одежда. Зимующие птицы.
• Совершенствовать грамматический строй речи, формировать навыки словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец», «-иц», «-ок», «-очк-»; употребление существительных в родительном падеже).
Публикация «Конспект НОД по развитию речи с детьми старшей логопедической группы „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие задачи :
• Развивать слуховое и зрительное внимания, восприятие, память.
• Развивать мышление.
• Развивать мелкую моторику, общую моторику.
• Развивать умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Коррекционно-воспитательные задачи:
• Воспитывать устойчивый интерес к занятиям, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
• Воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Дети входят, здороваются.
Логопед : «Ребята, занятие сегодня необычное. К нам в гости пришел Снеговик. Мы вместе со Снеговиком отправимся в увлекательное путешествие по станциям. На каждой станции вы будете выполнять различные задания. Если задания будут выполнены правильно, то вы получите подсказку. В конце занятия мы откроем все подсказки и узнаем ключевое слово.
Итак, отправляемся в путешествие.
II. Основная часть:
1) Станция «Зимняя».
Логопед : Первая станция, на которую мы с вами отправляемся, называется «Зимняя». Сейчас я вам загадаю загадку. Слушайте внимательно.
«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила».
- О чем эта загадка? (О зиме.)
Правильно. И говорить мы сегодня будем о зиме. Мы вспомним и повторим все, что о ней знаем.
-Назовите мне, пожалуйста, признаки зимы. (Снег, холод, мороз, метель).
Игра: «Какая погода?» (Образование относительных прилагательных)
Логопед : А теперь мы поговорим, какая погода может быть зимой? Если на улице идёт снег, то погода…
Снег – (снежная)
Мороз – (морозная)
Ветер – (ветреная)
Холод – (холодная)
Игра «Назови ласково» (Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.).
Логопед : Хоть зима и холодное время года, но мы любим её. А как ласково назовем зиму? (Зимушка).
Мороз – (морозец).
Лёд – (ледок).
Холод – (холодок).
Снежинка – (снежиночка).
Метель – (метелица)
Игра «Холодный ветерок» (развитие речевого дыхания)
Логопед : Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.
«Подул зимний ветерок, полетел снежок.
Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».
Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.
Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку.)
Итак, мы справились с заданиями на этой станции и получаем первую подсказку.
2) Станция «Морозная»
Логопед : Мы прибыли с вами на станцию, которая называется «Морозная». Дети, что нужно делать, чтобы не испугаться мороза и не замерзнуть на улице зимой?
Дети: Нужно одевать зимнюю одежду.
Игра «На прогулку»
Логопед. : Что мы надеваем, собираясь на зимнюю прогулку? (дети подходят к столу и выбирают зимнюю одежду)
Дети: Куртку, шапку, рукавицы, шарфик, брюки.
Логопед : Теперь мы не замерзнем зимой на улице. Вы получаете еще одну подсказку.
3) Станция «Спортивная».
Логопед : Зима - морозная пора, но она приносит людям очень много игр, развлечений и забав. Сейчас я вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.
- Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)
- Две новые кленовые подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)
- Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
За верёвочку-узду через двор коня веду,
С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу.
(Санки)
Логопед : А теперь мы с вами погреемся.
Все в кружок скорей вставайте
Физкультминутку начинайте (Дети встают в кружок).
«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт, (Имитируют)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)
Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)
И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки).
Логопед : Молодцы! Мы с вами теперь точно не замерзнем. Вы правильно отгадали загадки и за это получаете еще одну подсказку.
4) Станция «Пернатые»
Логопед : Пора отправляться на следующую станцию, которая называется «Пернатые».
Логопед : Ребята, как вы думаете, кому зимой трудно, трудно?
Дети: Птицам. Каких зимующих птиц вы знаете? (Закрепляются названия птиц.)
Логопед : Как можно помочь птицам зимой?
Дети: Повесить кормушки, насыпать в них корм: семена, крошки хлеба, крупу.
Логопед : У нас есть кормушка. Сейчас мы с вами представим, что кормим птиц. Берите крупу, зернышки, хлеб и крошите в кормушку.
Логопед : Молодцы, - помогли птичкам. Теперь им будет легче пережить зиму, зная, что у них есть такие заботливые друзья.
Игра «Найди и обведи».
Логопед : Ну а теперь я предлагаю вам поискать птиц. Перед вами лежат листы с изображениями птиц. Вам необходимо найти только зимующих птиц и обвести их по контуру.
Логопед : Вы справились со всеми заданиями на этой станции и получаете четвертую подсказку. А теперь отправляемся на следующую станцию, которая называется «Снежная».
5) Станция «Снежная»
Игра «Что забыл нарисовать художник?» (Употребление существительных в родительном падеже)
Логопед : Ребята, Снеговику пришло письмо. Вот что там написано. «Дорогой брат Снеговик, просим тебя помочь одному художнику. Как-то раз он решил нарисовать нас - снеговичков, но поторопился, и не всё дорисовал. Помоги художнику. Твои братья Снеговики».
- Ребят, давайте поможем художнику и дорисуем братьев Снеговика. (Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.)
Дети: «У моего снеговика нет (ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»
Логопед : Ребята, Снеговик благодарит вас за помощь. И вы получаете от Снеговика последнюю подсказку.
III. Заключительная часть.
Логопед : Мы прошли с вами все станции. Пришла пора открыть конверты с подсказками и узнать ключевое слово нашего путешествия. (Дети достают части разрезной картинки, складывают их). Что у вас получилось? Что изображено на картинке?
- Зима подошла к концу, и наступила ВЕСНА - прекрасное время года.
Логопед : Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось? Что у каждого из вас получилось лучше всего? (Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают).
Логопед : Наше путешествие закончилось. Вы - молодцы!