Наталья Рушакова
Конспект НОД по развитию речи «Весна Красна» с использованием мнемотаблицы
▼ Скачать
Воспитатель: Рушакова Н. Н.
Вид НОД: занятие -игра
Возраст: старший дошкольный возраст (6-7 лет).
Интеграция ОО: речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.
Цель: - расширение знаний у детей о весне и ее признаках;
Программные задачи:
1. Совершенствовать умение детей составлять связный рассказ о весне с использованием мнемотаблицы.
2. Обогащать словарный запас детей признаками весны : ледоход, проталины, почки, первоцветы, перелётные птицы,
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Весна Красна“ с использованием мнемотаблицы» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
продолжать учить детей подбирать слова антонимы, согласовывать существительные с прилагательными.
3. Развивать у детей память, мышление, фонематический слух.
4. Формировать у детей навыки сотрудничества в группе, развивать самостоятельность, активность в различных играх.
5. Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей.
Демонстрационный материал: конверт с письмом, дерево и водоем с птицами, мячик, мнемотаблица с 6 картинками в виде облачков, 4 картинки ветра со звуками.
Раздаточный материал: перелетные и зимующие птицы.
Предварительная работа: заучивание стихотворения «Подснежник», знакомство с мнемотаблицей по лексической теме «Весна».
Ход НОД
Организационный момент
(дети стоят в кругу вместе с воспитателем)
Воспитатель: Давайте поздороваемся
Пальчиковая гимнастика «Здравствуйте!»
Здравствуй, солнце золотое! («Солнце» из двух ладошек)
Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)
Здравствуй, вольный ветерок! (руки вверх, кисти рук двигаются вправо – влево)
Здравствуй, маленький цветок! (кончики пальцев образуют «цветок»)
Мы живем в родном краю! (хлопают в ладоши)
Всех я Вас приветствую! («замок» из пальцев, поднимают пальцы вверх, опускают вниз)
1. Мотивационная ситуация
Воспитатель: ребята! К нам в группу попало удивительное письмо (показ конверта с письмом).
Давайте узнаем, что в нем написано.
Дорогие ребята! Пишет Вам Весна – Красна. Снежная Королева забрала меня в свой Ледяной Замок на далеком Севере. Она хочет, чтобы круглый год была только Зима. Помогите мне. Если Вы выполните правильно задания, то сможете открыть все облака на карте и тогда я Весна – Красна смогу вернуться к людям и оживить природу вокруг. Весна – Красна.
2 Деятельность детей
Воспитатель: вот карта из воздушных облачков. Мы должны пройти длинный путь, чтобы помочь Весне – Красне.
Воспитатель: Ну что вы хотите помочь Весне – Красне?
Тогда слушаем первое задание
Вам нужно повторить чистоговорки о весне
Дети стоят в кругу, называют друг за другом чистоговорку
Цы- цы- цы – прилетели перелётные птицы
Ход – ход – ход – на речке ледоход
Ты – ты – ты – не боятся морозов первоцветы
Чки – чки – чки – на деревьях набухают почки
На-на-на – к нам пришла Весна.
Воспитатель: молодцы!
Справились с первым заданием и открываем 1 облако, что мы видим картинка Весна.
В: А какая бывает весна? (долгожданная, ранняя, поздняя, теплая, холодная, радостная, дождливая, звонкая)
Переходим ко второму заданию
Игра скажи «Наоборот»
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам буду говорить словосочетания о зиме, а вы мне будете называть словосочетания о весне с противоположным значением, а для этого у нас есть солнечный мячик:
Зима ушла, а весна (пришла)
Зимой медведь спит, а весной (просыпается)
Зима холодная, а весна (тёплая)
Зимой снег выпадает, а весной (тает)
Зимой заяц белый, а весной (серый)
Зимой дни короткие, а весной (длинные)
Зимой лед толстый, а весной (тонкий)
Зимой птицы поют тихо, а весной (громко)
Зимой воздух холодный, а весной (теплый)
Зимой солнце морозит, а весной (греет)
Молодцы и со вторым заданием вы тоже справились и открываем второе облачко, картинка солнце.
Солнце является главной приметой весны, что происходит под его горячими лучами? (тает снег, появляются на земле проталины, на речке трескается лед, начинается ледоход)
В: Предлагаю вам выполнить третье задание :
Весной дуют ветра, и каждый ветер по -разному произносит звуки.
Северный ветер произносит звук (У)
Южный ветер звук (И)
Восточный ветер (А)
Западный ветер (О)
Вам нужно запомнить и произнести звуки ветра.
Воспитатель показывает картинку ветра и изображение звука, дети произносят.
Молодцы и переворачиваем третье облако, появляется картинка ветка дерева.
В: Что происходит весной с деревьями? (они просыпаются, на деревьях набухают почки, появляются первые листочки)
Следующее четвертое задание
Вам нужно подобрать весеннее слово к слову, которое я назову
(игра с мячом)
Слова: день, погода, солнце, настроение, ручей, ветер, проталины, месяцы, почки, цветы.
Хорошо, переворачиваем облако и видим картинку подснежник.
В: Какие еще цветы вы знаете? (подснежники, крокусы, тюльпаны, мать и мачеха, нарциссы). Как их можно назвать одним слово, если они весной первые цветут? (первоцветы)
Физминутка «Подснежник»
Притаился под снежком
Маленький подснежник.
Ах, как холодно ему
Хрупкий он и нежный.
Солнца яркие лучи
Ласковы и горячи,
Вмиг сугробы оседают
И цветочки оживают.
Ветерок весенний дует
Легкий, быстрый, озорной.
С ним подснежники играют
И качают головой.
Пятое задание
В: Посмотрите на дерево и на водоем, как вы думаете кого здесь не хватает (птиц). Как называются птицы, которые к нам возвращаются с юга весной? (перелетные) Правильно возьмите по одной перелетной птице, разместите ее или на дереве или в водоеме. (дети переносят птиц и называют)
На карте появляется картинка птиц.
В: Что происходит с птицами весной (прилетают с юга, вьют гнезда, высиживают птенцов)
Шестое задание
В : За что вы любите весну? (Можно долго гулять, кататься на велосипеде, самокате. Все расцветает, становится тепло) .Появляется сердечко.
Все облака на карте открыли и весну оживили. Спасибо.
Воспитатель: Ребята, мы с вами повторили признаки и явления весны, и составим интересный рассказ о весне, а помогут нам в этом схемы-картинки.
Рассказы 2 -3 человек
3. Итог занятия
Воспитатель:
Кому мы сегодня смогли помочь?
Какое задание Вам понравилась больше всего?
Что было самым трудным для выполнения?
4. Рефлексия
Воспитатель: У меня есть облачко и солнышко. Если вам было сегодня интересно поучаствовать в выполнении заданий, поиграть в игры, то берите себе Солнышко. Если вам было грустно и не все удалось сделать, то берите облачко.