ксения апарнева
Конспект НОД по развитию речи для средней группы «Лиса с лисятами»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Лиса с лисятами»
Цель: Развитие связной речи
Задачи:
Образовательные:
Формировать грамматический строй речи : умение подбирать слова-названия частей предметов, действий; согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе, падеже; образовывать существительные с суффиксом ок, ак, як; закрепить предлоги на, за, под, между.
Развивающие :
Публикация «Конспект НОД по развитию речи для средней группы „Лиса с лисятами“» размещена в разделах
Учить использовать в ответах на вопросы воспитателя сложноподчинённые и простые распространённые предложения.
Развивать логическое мышление, память, мимику, интонацию выразительность речи.
Воспитательные:
Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, умения слушать друг друга не перебивая.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Активизация словаря по теме «Дикие животные».
Словарная работа:
Обогащение словаря: детёныши, лис, мышкует, тявкает.
Предварительная работа:
Беседы с рассматриванием картинок на тему «Дикие животные и их детёныши»;
Просмотр видеоролика «Кто живёт в лесу»
Дидактические игры:
• «Какой, какая, какое»;
• «Что умеют делать звери»;
• «Мамы и детёныши»;
• «Чьи следы»;
• «Закончи предложение» и др.
Чтение художественной литературы, познавательной литературы, загадывание загадок.
Материал: картина «Лиса с лисятами», шапочка лисы, ободки для лисят.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю поприветствовать друг друга необычным способом, при помощи колокольчика.
Дети становятся в круг. Воспитатель подходит к одному из них, звонит в колокольчик и говорит приветственные слова: «Здравствуй, Маша!». После этого колокольчик берёт Маша и идёт приветствовать другого ребёнка.
Игра продолжается до тех пор, пока колокольчик не «пропоёт» приветствие каждому ребёнку.
Воспитатель: какие молодцы, вы улыбались друг другу, все подружились, у всех хорошее настроение. А хотите узнать, что я для вас приготовила интересное?
Ответы детей.
Воспитатель: тогда слушайте внимательно загадку и назовите правильно отгадку:
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (лиса)
Ответы детей.
Воспитатель: почему вы думаете, что это лиса?
Ответы детей.
Воспитатель: скажите, а лиса дикое или домашнее животное?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно ребята, лиса – дикое животное и живёт она в лесу.
Воспитатель выставляет на стенд картинку «Лиса с лисятами».
Воспитатель: посмотрите на картинку, кто здесь изображён?
Ответы детей.
Воспитатель: посмотрите на лису. Какая она?
Ответы детей. ( Предполагаемые ответы детей: лиса рыжая, большая, хитрая, ловкая, быстрая и т. д.).
Воспитатель: как можно сказать про лисят, какие они?
Ответы детей. ( предполагаемые ответы детей: лисята рыженькие, пушистые, маленькие, весёлые, задиристые, ловкие и т. д.).
(Если дети затрудняются, воспитатель помогает наводящими вопросами).
Воспитатель: молодцы ребята, правильно описали лису и лисят. Лиса – большая, рыжая, ловкая, пушистая, хитрая (воспитатель делает ударение на окончание слов – ая). Лисята – маленькие, рыжие, пушистые, весёлые… (ударение на окончание ие, ые).
Воспитатель: скажите ребята, лиса кто для лисят?
Ответы детей. ( полный ответ: лиса мама лисят)
Воспитатель: почему вы так думаете?
Ответы детей. ( полный ответ: потому что она большая, а лисята маленькие)
Воспитатель: скажите, а лисята кто для лисы?
Ответы детей. (лисята детки лисы. Её детёныши)
Воспитатель: почему вы так думаете?
Ответы детей. ( полный ответ: потому что они маленькие, а лиса большая)
Воспитатель: а кто же папа у лисят?
Ответы детей.
Воспитатель: а папа у лисят - это лис. Повторите.
Воспитатель: посмотрите, как картинку и скажите: что делает лиса?
Ответы детей. (лиса сидит, смотрит на лисят, наблюдает, охраняет, тявкает на расшалившихся лисят)
Воспитатель: а что делают лисята?
Ответы детей. (лисята играют, веселятся, резвятся, прыгают и т. д.)
Воспитатель: правильно ребята, лисята задорные, весёлые малыши, а мама лиса за ними наблюдает. Если лиса рассердится на лисят, она на них тявкает. Как можно назвать ласково лису?
Ответы детей. (лисичка, лисонька, лисушка)
Воспитатель: как можно ласково назвать лисят?
Ответы детей. (лисяточки, лисятки, лисушки)
Воспитатель: а одного лисёнка?
Ответы детей. (лисёночек, лиска)
Воспитатель: а можно лису ласково назвать лисёнок?
Ответы детей. (нет, нельзя)
Воспитатель: почему?
Ответы детей. (потому что лисёнок – это детёныш)
Воспитатель: молодцы ребята, а давайте мы с вами поиграем в лису и лисят. Поиграем?
Ответы детей.
Воспитатель: можно я буду мамой лисой?
Дети разрешают, воспитатель одевает шапочку лисы.
Воспитатель: а вы кем будете?
Ответы детей. (а мы будем лисятам) одевают ободки.
Воспитатель: а играть мы сейчас будем в прятки, хотите?
Ответы детей.
Проводится игра физминутка:
Воспитатель: все лисята закроют глазки, а я на ушко шепну кому и куда спрятаться, а остальные лисята будут искать кто и куда спрятался.
Дети закрывают глаза, воспитатель на ухо шепчет кто куда прячется:
Андрюша за кресло
Динара на диван
Дима под стол
Антон между креслом и стулом
Воспитатель: откройте глазки и посмотрите куда спрятались лисята.
Дети проходят по группе и смотрят куда кто спрятался
Воспитатель: куда спрятался лисёнок Андрюша?
Ответы детей. Полный ответ: лисёнок Андрюша спрятался за кресло. (Внимание на предлог за)
Воспитатель: выходи Андрюшка, мы тебя нашли, где ты прятался?
Андрюша: я прятался за креслом.
(Аналогичные задания проводятся с остальными детьми)
Воспитатель: вот какие вы молодцы, сразу нашли и рассказали, где спрятались наши лисята. Хотите ещё поиграть?
Ответы детей.
Воспитатель: давайте поиграем в игру «А что у вас?»
Лиса : у меня уши, а у вас?
Лисята : а у нас ушки
Лиса : у меня глаза, а у вас?
Лисята : а у нас глазки
Лиса : У меня нос, а у вас?
Лисята : а у нас носики
Лиса : у меня усы, а у вас?
Лисята : а у нас усики
Лиса : у меня зубы, а у вас?
Лисята : а у нас зубки
Лиса : у меня спина, а у вас?
Лисята : а у нас спинки
Лиса : у меня живот, а у вас?
Лисята : а у нас животики
Лиса : у меня хвост, а у вас?
Лисята : а у нас хвостики
Воспитатель: А как лису люди называют?
Ответы детей. («лисонька-лиса», «рыжая плутовка»)
Воспитатель: молодцы мои лисята, вы все назвали правильно.
Воспитатель показывает мордочку лисы в технике оригами сделанной из бумаги оранжевого цвета.
Воспитатель предлагает детям сделать лису из бумаги.
Воспитатель: Понравилось вам играть в лисят? Нам пора попрощаться с лисичкой. Вы сегодня узнали и сами рассказали много интересного о лисе и её детёнышах лисятах. Молодцы!