Мария Глебова
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование общего представления о поздней осени и перелётных птицах, причинах их миграции.
Задачи:
Обучающие:
- закрепить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение;
- побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом.
- Активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Перелётные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- продолжить составлять сложноподчинённые предложения.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение к животному миру.
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за клином гусей, за изменениями в природе.
Материалы и оборудование:
Лисенок, иллюстрации перелётных и зимующих птиц, клубок, солнце, кормушка, презентация
ХОД НОД
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришёл лесной житель.
Лисёнок: «Здравствуйте, ребята (дети отвечают приветствием) Я лисёнок. Мама меня называет почемучкой. Так меня зовут. Я родился летом в лесу. И всё лето слушал щебетание птиц, жужжание насекомых. Лес был наполнен множеством звуков. Все друг с другом разговаривали. И мне очень нравилось послушать разговоры лесных жителей. Но сейчас произошло что то ужасное! Лес стал пустым и очень очень тихим. И я не могу понять, почему случились такие перемены в лесу?»
Воспитатель: Лисёнок Почемучка, я тебя понимаю. Я ходила на выходных в лес на прогулку и заметила эти изменения в лесу. А вы ребята заметили, что природа поменялась? А почему так произошло? (Ответы детей)
Игра «Расскажи об осени»
Ребёнку дается клубок. Он называет признак осени и передает клубок. Если ребёнок затрудняется с ответом, то ребята ему помогают.
Осенью становится холодно на улице.
Осенью идут дожди.
Осенью животные готовятся к зиме.
Осенью люди собирают урожай овощей и фруктов.
Осенью опадают листья на деревьях.
Осенью насекомые прячутся под кору деревьев, под мох до весны.
Осенью птицы улетают в тёплые страны.
Лисёнок: «А почему птицы улетают в тёплые страны? Они улетают все, все?»
Воспитатель: Ну что, друзья, какие будут мнения? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте обратимся за помощью к орнитологам. Орнитологи – это люди, изучающие жизнь и повадки птиц, их место обитания (слайд 2)
Ребята, а как мы называем птиц, которые улетают в тёплые страны? (Ответы детей)
Перелётные птицы – это птицы, которые улетают в тёплые страны (слайд 3)
А почему они улетают туда? (Ответы детей)
Улетают в тёплые страны те птицы, которые питаются насекомыми (насекомоядные) и которые плавают в водоёмах (водоплавающие) птицы (слайд 4) Потому что осенью и зимой они не смогут найти себе пропитание и умрут от голода. Птицы, которые остаются на зимовку называются зимующие. Как вы думаете, почему они могут перезимовать? (Ответы детей).
Зимующие птицы могут перезимовать, потому что они питаются ягодами рябины, черноплотки, зёрнами, семенами, семечками, салом.
Давайте теперь посмотрим, кто улетает, а кто с нами остаётся.
д/и «Какая птичка»
Дети раскладывают иллюстрации птиц на солнышко (перелётные птицы) и кормушку (зимующие птицы). Посередине оставляют птиц, которые вызвали затруднение. Потом вместе с воспитателем обсуждают, какая птичка кем является.
Физкультминутка
Мы дорожки подметаем (имитация движений)
Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души! (подскоки на месте)
Ох, устали («обтереть пот со лба»)
Отдохнем (присесть)
И домой скорей пойдем (шаги на месте)
Воспитатель: Перелёт в тёплые страны длится очень долго от трёх недель до нескольких месяцев. Поэтому птицам нужно подготовиться к долгому путешествию. Перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, «нагуливают жирок»- потому что в полете им не всегда удаётся подкрепиться. Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались. А что такое пробные полёты? (Ответы детей).
Пробные полёты – это когда опытные птицы учат молодняк (молодых птиц) выстраиваться в определённом порядке (слайд 5) и лететь на расстоянии друг от друга. Разные птицы по-разному летят.
д/и «Как летят перелётные птицы»
воспитатель называет птиц и показывает изображение как они летят. Ребята выстраиваются по схеме.
Клин – журавли, аисты
Шеренга - цапли, гуси
В линию, вереница - утки, гуси, лебеди
Скученная стая – ласточки, скворцы, грачи
Орлы, ястребы, кукушки – летят поодиночке.
Воспитатель: Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания земли.
Лисёнок: «А где же эти самые тёплые края, куда улетают птицы?»
Ребята, а вы знаете эти тёплые края? Где они находятся? (Ответы детей)
Далее исследуем карту или глобус.
Перелётные птицы улетают улетают в Африку, в Азию, в Европейскую часть к тёплым морям.
д/и «Скажи одним словом»
У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.
У лебедя длинная шея, он …/длинношеий /
Рефлексия
Для чего мы с вами так подробно обсуждали перелётных птиц и изменения в природе?
А зачем нам это знать?
У вас возникали трудности? Как вы с ними справлялись?
Кому и что расскажете?
Лисёнок: «Спасибо большое ребята за такой интересный рассказ. Я теперь смогу сам маме рассказать, почему так тихо стало в лесу и почему в природе произошли такие изменения».