Светлана Иванова
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Как появился календарь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с историей возникновения календаря; рассказать о разных видах календарей и показать их; вызвать у детей стремление планировать свою жизнь (отдельные мероприятия) по календарю.
Материал: разные виды календарей текущего года.
Ход занятия: Педагог рассказывает еще об одной форме отсчета времени найденной человеком.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Как появился календарь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
Демонстрирует детям календари и спрашивает : «Что это такое?» (Ответы детей.) Воспитатель рассказывает: «Календарь - это перечень дней года. В году очень много дней. Это хорошо видно на примере отрывного календаря; посмотрите, какой он толстый. Все дни года люди разложили на месяца, их 12. Какие месяца вы знаете? Какой месяц сейчас идет?» Педагог демонстрирует другие виды календарей (перекидной помесячный, на весь год, карманный, дети рассматривают их. Педагог интересуется: «зачем людям нужен календарь? В чем он помогает людям?» Дети высказывают свои предложения. Педагог обобщает ответы и подводит детей к следующему выводу: «С помощью календаря люди могут планировать свою жизнь: что им делать, к чему готовиться и т. п.».
Педагог продолжает свой рассказ детям (с демонстрацией календарей) : «Сегодня мы привыкли к тому, что в наших домах есть календари. Все люди живут по календарю, который говорит им, когда идти на работу и в детский сад, когда отдыхать, когда справлять свои праздники. По календарю можно сосчитать, сколько дней осталось до Нового года. (Педагог считает по календарю.)
Но были времена, когда у людей не было календаря. Свою жизнь люди рассчитывали по солнцу, луне звездам. Наш календарь появился очень давно. Его родина-Древний Египет. (Показ Египта на карте мира.) Египтянам обязательно нужно было знать заранее, когда начнется разливаться река Нил. К дню разлива воды в Ниле они чистили каналы, чинили плотины, которые задерживали воду на полях.
Египтяне заметили, что после самой короткой ночи, перед рассветом, на небе всегда появляется яркая звезда, которая называется Сириус. Именно в этот день начинался разлив Нила. Египтяне высчитывали, от одного появления звезды Сириус до другого проходит 365 дней (именно столько столько дней в году). Все дни разделили на 12 частей, по 30 дней в каждой, а оставшиеся 5 дней поместили как «довесок» в конце года. Так родился первый календарь».
В заключение педагог предлагает детям следить за календарем, планировать жизнь детей в группе по календарю.