Ольга Колесникова
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Береза — символ России»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у детей представления о русской березке, как о символе страны, в которой живем, о красоте окружающего мира.
Задачи:
познакомить с деревом береза – русская береза, ставшим символом России; с характерными особенностями березы; рассказать о том, какую пользу береза приносит людям.
Темочки:
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- познакомить детей с нестандартным изображением березы (ствол и ветви с помощью нанесения линии ствола ребром пластиковой карты, листву- отпечатком комочка мятой бумаги, траку- зубной щеткой, ягоды, цветы с помощью ватных палочек,
-развивать речь детей, обогащать словарь; развивать продуктивную деятельность,
-воспитывать заботливое отношение к окружающей среде, к природе, воспитывать любовь к родному краю, развивать интерес к природе.
Предварительная работа: беседы, прогулки, наблюдения, чтение рассказов о природе; рассматривание иллюстраций с изображением леса.
Материалы: картинки с изображением различных деревьев, леса; художественная литература; бумага белого цвета формата А4, гуашевые краски, кисти, бумага, пластиковые карты, ватные палочки, зубные щетки - по количеству детей.
Ход НОД
I. Организационный момент.
Воспитатель: Сегодня, ребята, я вам принесла очень красивые картинки, хотите их увидеть? (ответы детей)
Отгадав загадку, вы узнаете,что это за картинки. Послушайте внимательно
1. В шубе летом, а зимой раздеты. (Деревья.)
2. Нам в дождь и в зной поможет друг,
Зеленый и хороший –
Протянет нам десяток рук
И тысячи ладошек. (Дерево.)
3. Много рук, а нога одна. (Дерево.)
4. Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Лес.)
Воспитатель. (Воспитатель выставляет картинки с изображением леса.)
-Что это? Как вы догадались, что это лес? (Много разных деревьев.)
- Какие деревья вам знакомы? (Ель, клен, тополь, береза.)
-А кто из вас был в лесу? Что вы встречали в лесу? Что понравилось?
Деревья – это жилища многих зверей, птиц. Деревья полезны тем, что очищают воздух, которым мы дышим, от вредных веществ. Нельзя ломать ветки, срывать листья. Тогда деревья будут долго радовать нас своей красотой.
II. Основная часть. Ознакомление с деревом. (Береза)
- Ребята я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации о природе нашей Родины. Обратить внимание детей на то, что в русских лесах очень часто встречается березка. Лес, в котором растут только березы называется березовая роща.
Про березу много пословиц, примет, загадок.
Приметы: из берез течет много сока – к дождливому лету; нет дерева белей на свете; летом на березе появляются желтые листья – осень будет ранней.
Пословицы: сломать дерево – секунда, вырастить – года.
Загадки про березу.
1. Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой стоит под горой. (Береза.)
2. Разбежались по опушке
В белых платьях подружки. (Березы)
3. Ствол белеет, шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки. (Береза.)
Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали – это береза.
Березка есть и на нашем участке. (Указывает на березу.) Это береза. У березы гладкий белый ствол с темными черточками. Сегодня я раскрою вам один секрет – через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички»!
В древние времена повсеместно использовали берёзу. Дровами топили избы. Березовые дрова считаются ценным топливом. изготавливали посуду и различные украшения, ветвями кормили скот. Создавали игрушки для детей, шкатулки и обереги. Что уж говорить о берёзовом венике, с которым ходили в баню! Этот отдельный атрибут являлся символом чистоты и здоровья.
Из древесины делают бумагу, фанеру, мебель, лыжи.
Люди заготавливают березовый сок. Только собирать его надо осторожно, чтобы не повредить дерева. Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево.
Птицы устраивают гнезда на березах, а внизу под березой можно найти грибы. Они так и называются – подберезовики. Из почек изготавливают лекарство, из листьев – желтую и зеленую краску.
Письменность на Руси возникла на берестяных дощечках, которые сохранились до наших дней. Берёзовые веточки использовали и в религиозно – мистических таинствах.
Образ берёзы часто встречается в романах и даже сказках, он воспевался в произведениях многих писателей и поэтов, но по – настоящему раскрыть красоту белой красавицы удалось Сергею Есенину.
Его стихотворение «Белая берёза» известно на весь мир и переведено на многие языки. Есенину удалось красочно передать свои чувства связанные с берёзой и свою любовь к ней.
Берёза в России нечто больше чем просто дерево. Оно в сердце, в традициях, которые пришли из древности, в народной культуре. Только в России берёза и её значение раскрывается полностью, красочно и чувственно,ее называют символ – России.
3. Физкультминутка «Ай, да березка!»
Ай да березка, белый ствол! Дети идут в круг, поднимают руки вверх.
Зеленей, зеленей ты листвой. Идут назад опустив руки.
Яркие платочки в руки мы возьмем. Дети идут по кругу влево,
У березки стройной пляску заведем. взявшись за руки.
Ай да березка, белый ствол! Дети идут в круг поднимают руки вверх.
Зеленей, зеленей ты листвой. Идут назад опустив руки.
К вечеру мы дружно скажем ей: «Прощай! Стоя в кругу, машут
Ты без нас, березка, в поле не скучай!» платочками.
Ай да березка, белый ствол! Дети идут в круг, поднимают руки вверх.
Зеленей, зеленей ты листвой. Идут назад опустив руки.
4. Рисование березы.
Воспитатель объясняет, и показывает способ рисования с помощью нестандартных предметов рисования (на ребро карты наносится гуашь, прикладывается вертикально- одна сторона ствола, затем проводится полоской до второй стороны ствола. ветви наносятся тоже картой, листья- с помощью смятого комочка бумаги).
Воспитатель предлагает нарисовать березку. Самостоятельная деятельность.
III. Заключительная часть. Подведение итогов
10. Рефлексия.
Вопросы:
-С каким деревом вы сегодня познакомились?
-Что вы нового сегодня узнали о березе?
-Какое дерево рисовали?
-Что вам понравилось на занятии?