Пеженкова Олеся Александровна
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Наши друзья насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему «Наши друзья насекомые»
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная, продуктивная.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе „Наши друзья насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Средняя группа
- Темочки
Цель: Знакомство детей с насекомыми (бабочка, жук, кузнечик, муха, пчела, комар).
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять и уточнять знания детей о насекомых, их характерных признаках.
2. Познакомить детей с жизнью насекомых, уточнить представление о их пользе;
3. Совершенствовать умение различать насекомых.
Развивающие
1. Развивать слуховое внимание и общую координацию движений.
2. Развивать эмоциональность речи, логическое мышление в процессе отгадывания загадок.
3. Активизировать словарный запас, развивать связную речь. .
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Словарная работа: бабочка, жук, кузнечик, муха, пчела, комар
Предварительная работа: коммуникативная деятельность – беседы «Что такое луг?», «На лесной полянке», «Кого можно встретить у воды?»; инсценирование «Под грибом» по сказке В. Сутеева, пальчиковая гимнастика «Насекомые», наблюдение за насекомыми на прогулках, знакомство с моделями существенных признаков насекомых.
Индивидуальная работа: Ивлев Максим, Бондарева Алиса, Иванова Арина, Конобевский Алексей в основной части.
Структура занятия: вводная часть: организационный момент, сюрпризный момент; основная часть, физкультминутка, заключительная часть: рефлексия.
Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые.
Приветствие, рассматривание картинок, вопросы, беседа, художественное слово, игровые упражнения, творческие задания, объяснение, дидактическая ига, индивидуальная помощь, похвала, проблемная ситуация, рефлексия.
Формы работы: коллективная, индивидуальная.
Демонстрационный материал. Предметные картинки (бабочка, жук, кузнечик, муха, пчела, комар). Картинки цветов.
Оборудование. Мяч, цветные карандаши, листы альбомной бумаги.
Планируемые результаты: У детей сформированы элементарные представления о насекомых (умеют называть и различать муравья, жука, муху, пчелу, гусеницу, паука, знают их отличительные особенности, имеют знания о роли насекомых в природе и жизни человека.
Ход занятия
Вводная часть:
Организационный момент: приветствие
Создание эмоционального настроя.
Сюрпризный момент:
В гости к детям приходит Буратино и приглашает их на полянку, где зеленая травка, много цветов и насекомых. Но сначала отгадайте загадки и найдите на доске картинки-отгадки:
Прыгает пружинка –
Зеленая спинка –
С травы – на былинку,
С ветки – на тропинку. (Кузнечик)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук)
Летит, звенит,
Ножки длинные тащит. (Комар)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Осенью в щель заберется,
А весной проснется (Муха)
Полосатая хозяйка
Полетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела)
Основная часть
Беседа.
Буратино:- Ребята, как их всех назвать одним словом.
Дети:- Насекомые.
Буратино:- А для чего нужны насекомые?
Дети:- Они опыляют растения и являются кормом для птиц.
Буратино:- А в какое время года мы можем увидеть их в природе?
Дети:- Весной, летом и осенью.
Буратино:- А какое из этих насекомых считается самым вредным?
Дети:- Муха – она переносит опасные микробы на своих лапках.
Буратино:- А какое из этих насекомых приносит сладкую пользу человеку?
Дети:- Пчела.
Буратино:- А сейчас мы с вами превратимся в насекомых и полетим на полянку.
Физкультминутка «Пчела»
Звучит музыка.
Буратино:- Вот мы с вами и оказались на зеленой полянке, где много разных цветов и насекомых.
Прилетела к нам вчера полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали,
От усталости упали.
Дидактическая игра «Где сидит насекомое».
На полянке размещаются картинки с изображением различных цветов. Каждому ребенку дается карточка с изображением какого-либо насекомого.
Ребенок должен расположить насекомое на картинке и составить предложение, например: «Жук сидит на одуванчике», «Бабочка сидит на ромашке» и т. д.
Дидактическая игра «Что изменилось?»
Буратино:- А сейчас закройте глаза и послушайте звуки насекомых. (Аудиозапись «Насекомые»)
Воспитатель убирает одного из насекомых.
Буратино:- А теперь откройте глазки и посмотрите, что изменилось. Кажется, кто-то улетел.
Дети должны сказать, что изменилось.
Игра с мячом «Назови действие».
Буратино бросает мяч ребенку и называет какое-либо действие насекомого, а дети, получившие мяч должны назвать, какое это насекомое. ( Например: «Прыгает» - «Кузнечик», «Летает» - «Бабочка» и т. д.).
Буратино:- Ребята мы с вами полюбовались природой, рассмотрели насекомых, услышали звуки, которые они издают, поиграли в игры, а сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
Заключительная часть
В группе детям предлагается нарисовать понравившихся насекомых.
Оценивается работа каждого ребенка.
Ребятки, как вы считаете можно трогать и обижать насекомых?
Ответы детей – Нет, потому что они живые)
Да, насекомые живые. их нельзя обижать. Что произойдёт с природой, если исчезнут насекомые? Исчезнут и растения, погибнут птицы.
Насекомые- это часть природы, ими можно любоваться и наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, жужжат.
Рефлексия
-Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня на занятии делали (ответы детей).
- А что нового или интересного узнали? (ответ детей).
-Сегодня на занятии постарались все и все сегодня молодцы.
Список используемой литературы
1. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» : М., Мозайка-Синтез,2014 г.
2. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014 г.
3. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания. Дошкольное воспитание. – 2002 г. - № 10.
4. Казаручик Г. Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников. Ребенок в детском саду. – 2005г. - № 2.
Самоанализ НОД по познавательному развитию в средней группе на тему «Наши друзья насекомые»
Для успешной реализации поставленных задач мною были подобраны методы и приёмы в интересной, занимательной форме. Использовались наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в образовательном пространстве. Была проведена предварительная работа: Рассматривание альбома «Насекомые», просмотр презентации «Жизненный цикл бабочки». Чтение познавательной литературы о бабочках, загадывание загадок, чтение стихов, наблюдение за насекомыми. Использование нетрадиционной техники рисования монотопия - нарисовали бабочку.
Образовательная деятельность была построена в процессе организованной образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей: «Речевое развитие» - загадывание загадок, рассказывание познавательной сказки, беседа, игра «Где сидит насекомое?». «Художественно – эстетическое развитие» - монотопия «Бабочки», рисование насекомых. «Физическое развитие» - физкультминутка «Пчелка». «Социально – коммуникативное развитие» - общение и взаимодействие детей и взрослых. «Познавательное развитие» - игра с мячом «Назови действие».
Для усиления эмоционального восприятия на протяжении всей деятельности использовалось музыкальное сопровождение. Организационный прием приветствие был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений в детском коллективе.
Так как в ходе образовательной деятельности происходила быстрая смена приёмов и смена поз, это позволило избежать утомляемости детей. Все моменты деятельности построены логично и последовательно, подчинены одной теме.
В каждом моменте старалась направлять детей на поиск решения проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддержать положительный эмоциональный настрой.
Специфика работы с детьми отражалась в личностно - ориентированном подходе. На протяжении всей деятельности детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Общение с детьми проходило на одном уровне, поддерживала интерес к образовательной деятельности.
В связи с тем, что было много хоровых ответов, планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам, а также добиваться чёткого произношения слов, работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь.
Не смотря, на эти трудности, считаю, что все поставленные задачи были решены.