Анастасия Новикова
Конспект НОД по познавательному развитию «Осенняя пора» в средней группе
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Осенняя пора»
Тема: «Осенняя пора».
Цель: формирование знаний о признаках осени
Задачи:
1. Развить представления о характерных признаках осени.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Осенняя пора“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
2. Ввести в речь детей «осенний» словарь: листопад, урожай, ненастье, непогода, слякоть. «О цвете листвы» – багряная, золотая, рыжая, бурая.
3. Воспитывать чувство любви к родной природе.
Оборудование и материал:
Подготовить карточки на тему «Осень» : осенние предметы, цвета осени, особенности данного времени года. Отрывок из рассказа И. Соколова-Микитова «Осень». «Осенние» загадки.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Введение в тему.
Воспитатель. - Прослушайте отрывок из рассказа и скажите, о каком времени года идет речь:
«Давно улетели на юг щебетуньи-ласточки, а ещё раньше, как по команде, исчезли быстрые стрижи.
Тихо переговариваясь, пролетели на теплый юг гуси.
Готовятся к холодной зиме люди. Давно скосили рожь и пшеницу. Заготовили корма скоту. Снимают последние яблоки в садах. Выкопали картошку, свёклу, морковь и убирают их на зиму.
Готовятся и звери к зиме. Проворная белка накопила в дупле орехов, насушила отборных грибов. Маленькие мыши-полевки натаскали в норки зёрен, наготовили душистого мягкого сена.
Всё реже, всё скупее греет осеннее солнышко.
Скоро, скоро начнутся первые морозы».
Ответы детей.
Воспитатель. - Правильно. - Ребята, как вы догадались, что это осень? После какого времени года наступает осень? Что следует за осенью?
Ответы детей.
2. Беседа о названиях месяцев.
Воспитатель. - Ребята, вы знаете, как называются осенние месяцы?
Первый месяц осени - сентябрь.
- Чем радует нас сентябрь? (Плодами в саду, огороде, поле, лесу).
Физкультминутка «Осень» :
Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)
Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)
Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)
Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)
Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)
Она удивилась (развести руки)
Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)
- Какие птицы улетают от нас? (Ласточки, скворцы, грачи, журавли - насекомоядные).
- Что происходит с листьями на деревьях? (Меняет цвет).
Воспитатель. - Давайте рассмотрим карточки с изображением осенних листьев. Какого они цвета? Желтые листья называют золотыми. Почему? Ответы детей.
Ярко-красные листья называют багряными или пурпурными. Листочки, которые упали на землю темнеют и становятся бурыми.
Второй месяц осени - октябрь. В октябре становится холоднее, реже светит солнце, и все чаще идут дожди. Дни становятся короче - на улице начинает рано темнеть.
Последний месяц осени - ноябрь.
В ноябре замерзают лужи и небольшие водоемы. Если вы окажетесь на берегу водоёма в ноябре, когда на воде появился первый лёд, ни в коем случае не наступайте на него! Это очень опасно, лёд ещё не очень крепкий и может проломиться.
В это время улетают водоплавающие птицы. Какие? (Утки, гуси, лебеди).
- Почему они улетают?
- Но и к нам прилетают птицы. Назовите их. (Снегири, клесты).
- Ребята, а как зимуют дикие животные в лесу?
(Медведь, ежик впадают в спячку; заяц и белка меняют шубку)
- А сейчас возьмите по игрушке и расскажите, как звери готовятся к зиме.
Скоро придёт зима, суровая, снежная. Придё т и спросит: “Все ли вы готовы к встрече со мной?” Спросит медведя, зайца, ежа, лисицу, белку, волка.
- Расскажите, чем питаются птицы зимой?
(семенами деревьев, личинками под корой деревьев)
- А еще птиц кормит человек. Для этого он изготавливает кормушки.
- Ребята, отгадайте загадку:
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто. (листопад)
Воспитатель. - Ребята, мы с вами рассмотрели основные признаки осени, изменения, которые происходят в природе. А какие изменения происходят у человека? Как меняется одежда осенью? (Рассмотреть карточки с изображением осенних предметов и одежды).
3. Рефлексия.
- Ребята, о чем мы говорили с вами на нашем занятии? Что нового вы узнали? Понравилось ли вам?