Мария Самойлова
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Пернатые друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: расширять и уточнять круг конкретных представлений у детей о птицах, подвести их к обобщению полученных представлений, к раскрытию связей между внешним видом птицы (окраска, строение конечностей, клюва) и её питанием, движением и образом жизни; углублять представления детей о причинах отлёта птиц; классифицировать птиц на зимующих и перелётных, дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой; развивать у детей слуховое внимание.
Методика проведения
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе „Пернатые друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Дети сидят на стульчиках. Воспитатель объявляет: «Ребята, в нашем детском саду день «Юного орнитолога». А кто же такие орнитологи?» (ответы детей). Правильно, а раздел биологии, изучающий пернатых, называется орнитологией.
Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир наших пернатых друзей. Но пока он для нас закрыт этим кодовым замком (на стене висит огромный замок, внутри которого находится кроссворд). Мы должны разгадать кодовое слово («птица»). Для этого у нас есть 5 подсказок-загадок. И я уверена, что все мы вместе справимся с этой задачей. Итак, первая загадка:
1. Он в мундире ярком
Шпоры для красы.
Днём он забияка,
Поутру – часы.
2. Чёрный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост, как упор.
3. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
4. На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
5. Всю ночь летает –
Мышей добывает,
А станет светло –
Спать летит в дупло.
- Вот мы и разгадали новое слово «птица» и теперь можем идти дальше в недра орнитологии.
- Смотрите, что это за обозначения? (перед детьми на столе лежат модели).
Дети составляют рассказ о птицах по моделям.
1. Тело птиц покрыто перьями.
2. Птицы имеют по две ноги и по два крыла.
3. У всех птиц есть клюв.
4. Все птицы выводятся из яиц.
5. Различные виды птиц населяют все уголки нашей планеты.
6. Птицы бывают большие и маленькие.
- Ребята, а какая птичка самая маленькая (колибри).
Воспитатель показывает детям рисунок колибри. И рассматривает его.
- А какая птица самая большая? (страус).
Рассматриваем рисунок с изображением страуса.
• Далее проводится дидактическая игра «Угадай, чей нос» (дети подбирают к головам птиц соответствующие клювы).
• Переходим к мольбертам, на которых стоят картины (зимний лес и летний лес). Давайте мы с вами разделим птиц на зимующих и перелётных. Зимующих птиц мы поместим в зимний лес, а перелётных в летний лес. Итак, внимательно смотрим на изображения птицы, называем её и определяем зимующая это птица или перелётная (воспитатель по одной картине показывает, а дети отвечают на заданные вопросы).
Молодцы, ребята, очень хорошо отвечали, немного устали, поэтому я предлагаю поиграть в игру «Птицелов».
Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Все «птицы» встают в круг – птицелов с завязанными глазами. Птицы кружатся вокруг птицелова и нараспев произносят:
В лесу, во лесочке,
На зелёном дубочке
Птички весело поют.
Ай, птицелов идёт
Он в неволю нас возьмёт,
Птицы, улетайте.
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он поймал, подражает крику птицы, которую выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Тот, кого он угадывал, становится птицеловом. Игра проводится 2 – 3 раза.
Следующая игра «Прилетели птицы» (на внимание).
- Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг я ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Дети хлопают в ладоши.
Воспитатель. Что не правильно?
Дети. Мухи.
Воспитатель. А мухи это кто?
Дети. Насекомые.
Воспитатель. Прилетели птицы:
Голуби, куницы
(дети хлопают в ладоши).
Игра продолжается.
Воспитатель. Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи, аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки, лебеди, скворцы!
Все вы, молодцы!
- Поиграли, а теперь давайте окунёмся в мир лесных звуков. Ребята, ложитесь на ковёр кому как удобно, закрываем глаза и послушаем птичьи голоса. Представили, как маленькие птички перелетают с ветки на ветку (дети, лёжа на ковре, слушают птичьи голоса 1 – 2 минуты).
- Ну что отдохнули? Пора снова в путь. Посмотрите, на столе лежат картинки с изображением птиц, вы подходите и берите по одной карточке. Подумайте, какая это птица водоплавающая или нет? Всех водоплавающих птиц мы положим в синий обруч, а не водоплавающих - в зелёный.
Дети раскладывают карточки, воспитатель поправляет, если что-то не правильно.
• Далее дети разгадывают ребусы, в которых зашифрованы названия птиц (чайка, журавль и сорока).
• Воспитатель. Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки о птицах? (дети называют несколько пословиц).
• Молодцы ребята, а теперь пойдёмте дальше (подходим к столу с кормушкой и семенами разных растений). По-моему, я знаю что это такое. Это семена различных растений, которые едят птицы зимой. Давайте определим, что же это за семена.
Дети рассматривают семена из каждой баночки и называют растение, которому они принадлежат. Ребята, а в какую погоду птицы чаще всего голодают? (ответы детей). Поэтому мы должны заботиться о наших маленьких друзьях.
А теперь Настя и Артём расскажут стихи о том, как трудно пережить зиму птицам.
1. Морозы жестокие в этом году
Тревожно за яблоки в нашем саду.
Но больше всего беспокойно за птиц –
За наших воробьёв, галок, синиц.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем: Их надо кормить и тогда,
Им будет легко пережить холода.
2. Не разоряйте птичьего гнезда –
так счастлива в своём жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора:
Оно высокое и вековое.
Даёт нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует всё живое.
Не разоряйте птичьего гнезда –
Того, чья песня глохнет в холода.
- Ребята, будем помогать птицам пережить холодную зиму? (Да). Конечно будем помогать, а чтобы вы этого не забывали и за то, что вы так много знаете о птицах, получите от меня подарки.
Воспитатель раздаёт детям календари с изображением птиц.