Оксана Голова
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми среднего возраста «Путешествие в прошлое стула»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию
с детьми среднего возраста «Путешествие в прошлое стула»
направление «Познавательное развитие» / «Социально – коммуникативное развитие».
Автор конспекта НОД : Голова Оксана Николаевна, педагог дополнительного образования МАДОУ ЦРР – д/с «Сказка», г. Губкинский, ЯНАО
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с детьми среднего возраста „Путешествие в прошлое стула“» размещена в разделах
Цель работы: Знакомить детей с назначением предметов (камень, бревно, пень, лавка, табурет, стул, кресло). Учить определять некоторые особенности предметов (части, форма). Развивать ретроспективный взгляд на предметы. Воспитывать бережное отношение к предметам мебели.
Задачи приоритетной образовательной области:
«Познавательное развитие»
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;
Формирование первичных представлений о труде взрослых;
Развивать умение анализировать и делать выводы, приобщать к познавательному общению
Задачи ОО в интеграции:
«Социально-коммуникативное развитие»
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в игровой деятельности;
Учить детей анализировать, делать простейшие умозаключения;
Формирование доброжелательных отношений между детьми, воспитание эмоциональной отзывчивости, волевых навыков;
Использование здоровьесберегающих технологий (артикуляционная и пальчиковая гимнастика, физкультминутка, контроль над правильной осанкой детей.
Предпосылки учебной деятельности:
познавательные – расширение кругозора, любознательности и познавательной мотивации;
коммуникативные – умение слушать, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь;
регулятивные – умение слушать взрослого и выполнять его инструкции, умение осуществлять действия по заданному правилу;
игровые – выполнение правил игр;
личностные – воспитывать умение выслушивать мнение товарища, не перебивать.
Материалы и оборудование: Предметные картинки: камень, бревно, пень, скамейка, табурет, стул, кресло. Демонстрационный материал: камни, деревянные кубики, пластмассовый цилиндр. Набор инструментов (картинки). Магнитофон и диск с записью (без слов музыка.) Дидактические игры: «Что лишнее?»; «Собери картинку»; «Разложи по порядку».
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
I. Начало НОД
1. Организационный момент
Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
"Доброе утро!" – солнцу и птицам.
"Доброе утро!" – улыбчивым лицам.
А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.
Артикуляционная гимнастика.
Отдыхает наш язык,
Как широкий лист лежит.
Лег на нижнюю губу,
Не мешает никому.
2. Введение в тему
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Скажите, на чем вы сидите? ( Ответы детей: на стуле). Правильно, на стуле. Я предлагаю отправиться в путешествие, в прошлое. Представьте, мы с вами попали в то время, когда люди жили в пещерах, разжигали костры, готовили пищу и носили шкуры зверей вместо одежды. Сидеть пещерным людям было не на чем, и поэтому они сидели на земле. Давайте попробуем так сесть. (Дети садятся на корточки, на колени.)
В пещерах люди прятались от дождя и холода. И поэтому им на земле было очень холодно сидеть и люди стали пользоваться камнями (показ иллюстрации).
Вопрос: А какие камни ребята? Как вы считаете? (Дети рассматривают и ощупывают камни, делают выводы).
Воспитатель: Камни холодные, людям было неуютно сидеть на них. Однажды, когда охотники возвращались с охоты уставшие, они присели в лесу на сваленное дерево. Отдохнув, они обратили внимание на бревно (показывает иллюстрацию). (Дети рассматривают и ощупывают деревянные кубики, делают выводы).
Люди поняли, что удобнее сидеть на бревне, потому, что дерево не остывает, а, наоборот, нагревается под ними, и принесли бревно к костру. Но как-то один человек нашел в лесу пенек, присел на него и понял, что пенек удобнее, чем бревно.
Вопрос: Как вы считаете, ребята, почему пенек показался удобнее? (Дети рассматривают и ощупывают цилиндр, делают выводы).
Педагог: Правильно, потому что на нем можно сидеть одному. А бревно шатается и неудобное.
Так у людей появились пенечки-одиночки (показ иллюстрации). Шло время. Люди стали строить большие деревянные дома. Сидеть на бревнах и пеньках в доме неудобно, и человек придумал лавку (показывает иллюстрацию). Длинные лавки стояли вдоль стен. На них можно было посадить много людей. Но лавки были неудобными, большими, их трудно передвигать. Человек придумал табурет (показ иллюстрации). Табурет устойчивый. Он прочный и гладкий.
- Из каких частей состоит табурет? (Ответы детей) Правильно, четыре ножки и сиденье.
Физкультминутка.
- А сейчас мы с вами встанем в круг и представим, что мы мастерим табурет. Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной. Воспитатель и дети образуют круг и идут, произнося:
Ровным кругом, друг за другом
Мы идем за шагом шаг,
Стой на месте, дружно вместе
Сделаем вот так…
Воспитатель показывает действие (пилит доску, закручивает шурупы, забивает гвозди, сверлит, рубит топором и т. д., а дети повторяют и называют его действия).
- Вот молодцы, ребята, красивый и удобный табурет мы смастерили. Ай, какие мы молодцы! Его можно поставить где угодно. Но человеку и этого мало. Ему нужно не только сидеть, но и отдыхать сидя.
Воспитатель читает стихотворение:
Стул взглянул на табурет :
"Ну, буквально, мой портрет!
Мы, как половинки,
Только он без спинки".
Человек прибил к табурету дощечки, и получился стул (показ иллюстрации). - Посмотрите на стул. Какой он? (Ответы детей)
- Ребята, а вы знаете, какие бывают стулья? (Ответы детей)
Варианты ответов:
- большие
- маленькие
- с резными ножками
- мягкие
- с высокой спинкой
- на колесиках
- с подлокотниками
Вот такая история нашего стула.
II. Процесс НОД
Но человеку и этого мало. Человек придумал другой предмет, на котором было еще удобнее сидеть (обращает внимание детей на кресло).
- Что это? Для чего оно нужно? (Ответы детей) (Чтобы сидеть, чтобы было удобно, чтобы было мягко сидеть).
Воспитатель: Теперь мы с вами поиграем.
Игра «Что лишнее?»
- Ребята, перед вами лежат карточки с изображением четырех предметов. Три из них – это предметы, на которых можно сидеть и один, на котором – нельзя. Вы должны определить предмет, на котором сидеть нельзя.
Карточки:
- стул, кресло, шкаф, табурет
- кресло, бревно, тарелка, стул
Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, с помощью каких инструментов делают табуреты, стулья, кресла? Я вам загадаю загадки, а вы отгадаете, какие требуются инструменты.
1. Он железный, острый,
Он срубил весь бор:
Ели все и сосны
Что это? (топор).
2. Сам худ, а голова с пуд (молоток).
3. Принялась она за дело,
Завизжала и запела,
Ела, ела дуб, дуб
Поломала зуб, зуб (пила).
4. Как завижу лежебоку,
Что валяется без проку,
Как прижму его к доске,
Да как дам по голове,
В доску спрячется бедняжка,
Чуть видна его рубашка (гвоздь).
(Ответы детей)
Воспитатель на доску прикрепляет изображения инструментов.
Игра «Собери картинку»
Воспитатель предлагает детям сложить разрезные картинки (бревно, стул, пенек, табурет, кресло, лавка, камень).
Игра «Разложи по порядку»
- Ребята, разложите картинки по порядку: что было раньше, что изобрели потом.
Воспитатель раскладывает картинки с изображением стула, бревна, кресла, табурета, пня, камня и лавка.
1. Рефлексия
Воспитатель: - Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (Ответы детей)
- Что нового узнали? (Ответы детей)
Варианты ответов:
- Узнали, на чем человек сидел раньше и на чем можно сидеть сейчас.
- Узнали, из каких частей состоит табурет.
- Узнали, какие бывают стулья.
- Для чего человек придумал кресло? (Ответы детей)
- Правильно, для того, чтобы удобно было сидеть.
- Все ребята, молодцы!
2. Переход НОД в самостоятельную игровую деятельность детей
Дети расходятся по игровым зонам, заинтересованные, рассматривают поделки.