Ольга Коршунова
Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие по Земле» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Углублять и расширять знания и представления детей о «природных царствах» нашей планеты Земля.
2. Формировать отношение к нашей планете как к общему дому. Дать понятие, что Земной шар – круглый.
3. Развивать умение наблюдать за природой (черепаха – внешний вид, повадки). Уметь дать объяснение своему наблюдению, учить делать самостоятельные выводы.
4. Развивать восприятие красоты природы.
5. Продолжать воспитывать любовное, бережное отношение друг к другу.
Оборудование, организация детей :
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Путешествие по Земле“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2014
Макет земного шара, леса, глобус, картинки с изображением птиц, насекомых, животных (игрушки, цветов; схемы; дидактические игры «Чей хвост?», «Кто где живёт?», аудиозапись. Дети одеты в спортивную форму.
Ход:
Дети под музыку Шаинского «Улыбка» входят в музыкальный зал (на головах детей шапочки с изображением птиц, животных, насекомых). Дети произвольно танцуют, изображая различных представителей фауны.
Ведущая обращает внимание детей на окружающую обстановку и предлагает путешествовать по Земле.
Вед: - Дети, хотите отправиться в путешествие? На чём? Что мы возьмём с собой в путешествие?
Дети: - Хорошее настроение, улыбку, песню.
Вед: - Хорошо, но сначала вспомним правила поведения в лесу и будем их соблюдать во время всего путешествия (показ схем).
Под музыку «Весёлые путешественники» дети обходят зал и останавливаются у поляны.
Вед: - Сейчас я Вам, дети, буду загадывать загадки, и если Вы их отгадаете, то отгадки… оживут! Слушайте внимательно первую загадку:
«В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий целый день хлопочет.
Кто они, откуда льются чёрные ручьи?
Дружно маленькие точки строят дом себе на кочке?» (муравьи)
Дети поют песню «Про меня и муравья» под муз. Абелян.
Муравей – ребёнок и кот- ребёнок инсценируют песню. Затем ребёнок читает стихотворение Бабаджан «Муравьи».
Вед: - Ребята, а муравей – это кто? (ответы). Правильно, насекомое. А каких насекомых Вы ещё знаете? Назовите.
Звучит музыка – птичьи голоса.
Вед: - Кто это так красиво поёт? Слышите? Подойдём поближе, посмотрим. Куда мы с Вами попали?
Дети: - На птичью полянку.
Вед: - Назовите, пожалуйста, мне птиц, каких Вы знаете.
А теперь птиц, которые улетают на юг (дети перечисляют).
Как назвать птиц, которые остаются на зиму? (ответ).
Какую пользу приносят птицы людям?
Ребёнок читает стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой».
Вед: - А теперь, дети, представьте, что мы с Вами птицы (показ схемы – дети выстраиваются по схеме как птицы в полёте – клином, стайкой, ?
Вед: - Молодцы, двинемся дальше. Слушайте следующую загадку:
«Богатырь стоит богат,
Угощает всех подряд:
Ваню – земляникой,
Аню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой.
Катеньку – малиной,
А Васю – хворостиной» (лес).
Да, дальше пойдём в лес. Если правильно вести себя в лесу, то он раскроет нам много своих тайн.
Звучит музыка о лесе.
Вед: - Ой, а кто это?
Лесовик:
- Это я, седой старик,
Называюсь Лесовик.
Этот лес я сторожу,
За порядком здесь слежу.
Здравствуйте, дети, зачем пожаловали?
Дети: - Мы, дедушка, в лес зашли отдохнуть, грибов, ягод насобирать.
Лесовик: - Знаю я, как Вы гуляете, отдыхаете: муравейники разоряете, цветы топчите, насекомых обижаете. Не пущу Вас в лес!
Вед: - Старичок- Лесовичок! Наши дети лес любят, уважают, правила знают. Пословицы знают, послушай.
Лес – богатство и краса, береги свои леса!
Лес и вода – Родине брат и сестра!
Лес видит, а поле – слышит!
Лесовик: - Ну, коли так, добро пожаловать в мои лесные владения. А я Вас проверю, игру для Вас затею.
Проводится игра «Найди пару». Дети поют песню про листопад (на усмотрение педагога).
Лесовик: - А теперь я хочу проверить, как Вы знаете деревья. Назовите (ответы детей). Какие Вы знаете грибы? (ответы). А все ли грибы съедобные?
Игра «Собери грибы».
Лесовик: - Скажите, ребята, можно ли держать лесных жителей дома?
Дети называют, почему нельзя их содержать дома.
Лесовик: - Вы хорошие дети, отдыхайте дальше, а я пойду по своим делам. До свидания.
Вед: - Дети, какие животные ждут Вас дома? Послушайте музыку и отгадайте, чьи голоса прозвучали? (ответы детей).
Вед: Вот ещё загадки:
Стрекозы порхают, они всё жуют.
Кузнечики скачут, они всё жуют.
Птицы поют, они всё жуют.
Жуют и жуют, молоко нам дают (коровы).
Отгадайте ещё одну:
Животное домашнее,
Но в доме не живёт,
А груз и даже человека
Куда надо довезёт (лошадь).
Что Вы знаете о домашних животных? Как они помогают человеку? Какую пользу приносят?
Игра «Угадай животное по хвосту».
Вед: - А каких животных кроме домашних и диких Вы знаете? (ответы детей).
Вед:- Правильно, дети, есть животные жарких стран. Посмотрите, что это не за камень? (ответы детей).
Да это же че-ре-па-ха! А я её спутала с камнем. Похожа она на камень? Почему? Что делает черепаха? (ползает). Что ей помогает ползти? (ноги). Сколько ног? Какие они? (пускаю черепаху на песок. рассматриваем следы). Что это за следы? Какие когти у черепахи на ногах? (показать детям).
Черепаха небольшая, тело покрыто панцирем – выпуклым сверху и плоским снизу, в котором есть отверстия для головы, четырёх ног и хвоста, покрытых толстой кожей. Черепаха тяжёлая, медлительная и неповоротливая, прячется в панцирь.
Вот кто такая черепаха, а я думала – камень. Мы возьмём её с собой и Вы ещё понаблюдаете за ней у себя в группе и узнаете о ней ещё много нового и интересного. Что-то жарковато здесь, не пойти ли нам дальше?
Звучит музыка и дети идут дальше к водоёму.
Вед: - Что это, ребята? (озеро). Кто живёт в воде и под водой? (дети перечисляют). Теперь я хочу загадать Вам последнюю. Пожалуй, самую главную загадку:
- Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Но знают все: и млад, и стар,
Что она – огромный шар (Земля).
А в народе ещё говорят так: «Никого не родила, а все матушкой зовут» Посмотрите, какая наша Земля (показ модели Земли – глобус).
Это, ребята, глобус – модель Земли. Он передаёт точно форму Земли и её поверхность. Но размеры Земли, конечно, уменьшаны во много раз. Голубым цветом обозначена вода, а зелёным, жёлтым и коричневым – суша. Оказывается, Земля постоянно плавно вращается. Полный оборот она совершает за сутки. Из-за этого вращения и происходит смена дня и ночи. На той стороне Земли, которая освещена солнцем – день, на противоположной – ночь, она в тени.
Земля – общий для всех нас большой дом. Живя в этом доме, человек должен быть добрым, должен заботиться о живых существах.
Ребёнок в шапочке- цветке читает стихотворение «Цветы».
Вед: - Давайте улыбнёмся!
Как хорошо вокруг!
Природа наш хороший,
Наш добрый, верный друг.
Для нас лесной кузнечик
Споёт среди травы,
А ветер нам сыграет
На клавишах листвы!
Давайте устроим большой хоровод!
Дети исполняют «На берегу большой реки…»
В заключении дарю детям игру «Угадай правило».