Бакина Кристина Владимировна
Конспект НОД по познавательному развитию «Праздники народов Саратовской области»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию «Праздники народов Саратовской области»
Группа: средняя группа.
Воспитатель: Бакина Кристина Владимировна
Тема: познавательное развитие «Праздники народов Саратовской области»
Цель: знакомство с праздниками разных народов Саратовской области.
Задачи:
Образовательные
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Праздники народов Саратовской области“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Саратовская область, Саратов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
• Обобщить и расширить знания детей о праздниках, играх народов России (русских, татар, чувашей);
• Формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
Развивающие
• Совершенствовать исследовательские умения: умение анализировать, задавать вопросы, обобщать, сравнивать, делать выводы;
• Расширять кругозор детей, развивать их речь.
Воспитательные
• Воспитывать уважение к культуре и обычаям других народностей;
Материал и оборудование: ИКТ; CD – проигрыватель, сундучок, муляж пасхального яйца, соломенная кукла, ветка, шаблоны пасхальных яиц и наборы цветных карандашей на каждого ребенка.
Средства:
• мультимедийные – презентация;
Предварительная работа. Тематические беседы, занятия по познавательному, художественно-эстетическому развитию по теме «Россия – многонациональная страна».
Ход образовательной деятельности
Психологический настрой, 1 мин
Здравствуйте, ребята! Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева –друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Спасибо, вот мы и поздоровались.
Вводно-организационный,
1–2 мин
Ребята мы много говорили о нашей стране – России. А скажите, какая она? (большая, красивая, богатая, с красивой природой). Кто живет в нашей стране? (люди). Они какие? Отличаются они друг от друга? Чем? (внешностью, религией, национальностью).
Да, в нашей стране живут разные народы. Вы знаете какие? (русские, украинцы, азербайджанцы и др.) Ребята, у нас очень большая страна, поэтому живут в ней разные народы. У каждого народа есть свой язык, традиции, обычаи, музыкальные инструменты, танцы, национальные блюда, устное народное творчество, национальные одежды, праздники.
Актуализация,
3 мин
Ребята, я для вас приготовила волшебный сундучок с интересными предметами. Давай те вместе рассмотрим их.
А как вы думаете, что это?
Сегодня мы с вами познакомимся с главными праздниками народов Саратовской области русских, татар и чувашей.
Проходите на стулья и слушайте внимательно
Восприятие и усвоение нового
Одним из самых важных и любимых праздников для нас является Пасха.
Скажите, символом этого праздника, что является? И есть ли этот символ в сундучке?
Это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствуют друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучит «Воистину воскрес», трижды целуются, дарят друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.
- Кто, вылупляется из яйца?
На Пасху готовят специальную обрядовую еду. Как вы думаете, что это за еда?
Она включает в себя пасху из творога, куличи и крашеные яйца. Главный символ праздника - красное яйцо.
А почему именно красное яйцо является символом Пасхи?
(Ответы детей)
- Красный цвет – это цвет радости. И ещё это цвет крови, которой Христос освятил жизнь.
Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.
А сейчас я вам предлагаю пройти за столы и расписать каждому свое пасхальное яйцо.
Молодцы, порисовали, а теперь присаживайтесь на стулья. Я вас познакомлю с праздником татарского народа.
Навруз — по-татарски Навруз Байрамы является одним из самых главных и самых любимых праздников. Слово «Навруз» в переводе означает «новый день». Этот праздник пришел к нам из древности – так встречали Новый год. Его принято было встречать в день равноденствия — 21 марта. Посвящался он встрече весны, весеннему пробуждению природы и полевых работ. Навруз – это праздник урожая, людей труда, мирной жизни, праздник всеобщего согласия. Празднования растягивались на 7-10 дней. Празднующие ходили по домам распевали песни, в которых желали хозяевам дома богатства, счастья и большого урожая.
Давайте посмотрим, в корзинку, есть ли там символы этого праздника?
Дети вынимают из корзинки ветку с цветами.
Физминутка «Подснежники просыпаются».
Дети садятся на корточки и закрывают глаза.
Вот подснежники проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз – росой они умылись.
Два – изящно покружились.
Три – нагнулись и присели.
И на солнце поглядели.
Молодцы! Поиграли, присаживайтесь на места.
Давайте посмотрим, что же осталось в нашем сундучке? Правильно, кукла из соломы, а как вы думаете ребята символом какого праздника является эта кукла?
Веселый праздник проводов зимы и встречи весны. Празднование чувашского национального праздника «Саварни» приурочивалось к периоду весеннего равноденствия и начиналось в четверг. У большинства чувашей
саварни продолжался две недели.
Во время саварни в деревнях молодежь устраивала катания на лошадях, обвешанных колокольчиками и бубенчиками, украшенных платками и полотенцами.
Ребята скажите на какой русский народный праздник похож «Саварни»(Масленица)
Заключительный этап. Рефлексия
3 мин
Ребята, сегодня мы познакомились праздниками других национальностей. Скажите, о каких праздниках вы узнали? Что вам больше всего запомнилось? Что было интересным?