Папки-передвижки

Конспект НОД по познавательному развитию «Пойми меня» в старшей группе

Ксения Кондратьева
Конспект НОД по познавательному развитию «Пойми меня» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности

Возрастная группа: старшая группа

Тема: «Пойми меня»

Цель: развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости.

Задачи:

Обучающая:

Познакомить с понятиями: общение, язык слабослышащих людей, шифрование, ключ.

Развивающая:

Содействовать формированию аналитического подхода, развитию навыков общения, в том числе с людьми ОВЗ.

Воспитывающая:

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Пойми меня“ в старшей группе» размещена в разделах

Развивать навык осознанной передачи информации, совместной деятельности, дружеских отношений.

Методы и приёмы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, подвижная игра, использование презентации, активизация словаря: общение, язык жестов, шифрование, ключ, передача информации, взаимопонимание, взаимодействие, сообщение, алфавит и др.

Материалы и оборудование:

Демонстративный: проектор, мольберт, музыкальный центр, USB-флеш – накопитель; мышка-робот, презентация «Жители Земли», картинки для подвижной игры (цветы, яблоки, огурец, помидор, клубника, вишня, груша). карточки к занятию «Картинки – ключи», карточки ГленаДомана со словами (МАМА, ДОМ, ЧАШКА, ЛОЖКА, СУП, КАША, КОМПОТ, МЫШКА, картинки с цветами, плакат «Азбука».

Раздаточный: : материалы для проекта «Сердечный бадминтон»: заранее изготовленные ракетки из бумажных тарелок, палочек для мороженного и скотча; надутые воздушные шарики двух цветов (по количеству детей, маркеры и фломастеры; карточка-лабиринт для Микибота, сборное поле для лабиринта,препятствия, игрушка-сыр, карточки- стрелки для программирования робота.

Вводная интерактивная беседа 1-2 минуты.

Организация направленного внимания

- Ребята, все мы жители Земли: растения, животные и, конечно, люди. Наш мир невероятно интересен, и все взаимодействуют друг с другом. Если бы на всём белом свете был только один человек, ему не нужно было бы ни с кем общаться. Как вы думаете, одному человеку было бы скучно?

Дети рассаживаются на стульчики Просмотр презентации «Жители Земли» Привлечение произвольного внимания

Мотивационно – побудительный, 1-2 минуты

Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах, формирование умения слушать Люди общаются между собой, обмениваются информацией, ищут взаимопонимания и выстраивают взаимодействие. Приведём некоторые примеры:

- Если мама утром одевает вас в садик, ей необходимо узнать, какая сегодня погода и что на вас надеть: сандалии и кепку или сапоги и куртку. Как мама может получить информацию о погоде?

- Если вы идёте в гости, как выбрать подарок, чтобы он понравился вашему другу?

-Если вам подарили интересную настольную игру, как вашему другу узнать, что вы хотите поделиться с ним радостью и вместе поиграть?

- Если вы хотите, чтобы об этой игре знал только ваш друг, а другие ребята нет, что надо сделать?

- Если вам хочется вкусное печенье, как его получить?

Внутренняя мотивация на деятельность

Актуализация, 3 минуты

Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений Мы с вами разговариваем, используя русский язык: слова, сочетания, предложения. В нашей стране мы говорим на русском языке, а в Англии люди говорят на английском языке, в Испании – на испанском. Есть много языков, и все они помогают людям общаться. А зачем нам общение?

Педагог обобщает ответы детей : Мы общаемся, чтобы:

- обмениваться информацией (например, «Не забудь взять зонт, на улице идёт дождь);

- искать взаимопонимания (например, если заболел зуб, мы говорим доктору, чтобы он его вылечил);

- взаимодействовать друг с другом (например, договариваемся, как мы будем играть);

- предавать опыт (например: «Я уже умею играть в эту игру и вас научу»).

Дети отвечают на вопросы, рассуждают. Беседа, занимательные приемы, упражнения, просмотр презентации Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового материала

Восприятие и освоение нового (либо расширение имеющихся представлений,2-3 минут

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действия и т. д.

- Ребята, как вы думаете, растения и животные общаются между собой?

Педагог сопровождает рассказ показом картинок с цветами, выкладывает на мольберте. Цветы своей красотой и запахами зовут к себе насекомых, которые прилетают к ним, собирают с цветов пыльцу и переносят её на другие цветы. После этого у растений появляются плоды: например, яблоки, огурцы, помидоры, различные ягоды. Дети подходят к мольберту, рассматривают картинки с изображением цветов. Объяснение с наглядной демонстрацией объектов. Наблюдение. Обсуждение. Сформированы представления о цветах, насекомых.

Динамическая пауза

2-3 минуты Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости Предлагаю вам, ребята, превратится в пчёл и опылить наши цветочки, которые лежат на полу. Как жужжат пчёлы?

Дети: Ж-Ж-Ж!

Как только заиграет музыка, вы летите каждый к цветочку, опыляйте их, когда услышите шум дождя, сразу возвращайтесь в свои домики.

Теперь, ребята, переверните каждый по одному цветку, и вы узнаете какой плод появился. Участвуют в игре Игровые приемы, подвижная игра под музыку. Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Практическая работа 8-10 минут

Применение навыков программирования и ориентации на плоскости А вот как же общаются животные? (предположения детей) У них тоже есть свой язык для передачи информации. Например, они демонстрируют жесты лапками и спинкой, дают знаки ушами и хвостами. У кого из вас дома есть кот? А кого есть собака? Наши любимцы умеют общаться, только вот язык общения у них особенный. Представьте,что когда наш любимец хочет сказать нам что-то, он посылает нам послание – сообщение. Только посылает его зашифрованным, как бы спрятанным. Чтобы понять его сообщение, нужно найти ключ к его пониманию. И такой ключ есть! Предлагаю познакомиться с ключом к разгадке тайных посланий котов.

Ребята, теперь мы можем понимать кошек и собак по тому, как они себя ведут. Мы сможем расшифровывать, что они хотят нам сказать на своём языке. Что нам в этом помогло?

Как вы думаете, ребята, как люди предают друг другу информацию?

Что значит написать сообщение? Сообщения состоят из слов, а слова записываются определёнными значками. Эти значки называются буквы

Например, вы знаете слово «мама» и как оно выглядит. Найдите на карточках слово МАМА. Что это слово для вас значит?

Если бы мы не знали это слово, то мы увидели бы на картинке только значки М, А, М, А. Их 4 и два из них повторяются. Эти значки называются буквы русского языка. Как вы думаете, зачем люди придумали буквы?

Мы договорились, как и что будем называть, чтобы понимать друг друга – так и получился наш язык. Но нужно было ещё договориться, как записывать наши слова, чтобы передавать друг другу сообщения. Для записи слов и передачи письменных сообщений люди придумали буквы. В нашем языке целых 33 буквы (показ алфавита, из всех этих букв и построены слова! Мы узнали, что слово МАМА состоит из букв М и А. Найдите эти буквы в других словах

Предлагаю вам, ребята, разбиться на пары. Я буду называть способ для передачи сообщения, а вы этим способом будете стараться сказать своему партнёру, что вы к нему хорошо относитесь.

- Скажем взглядом: посмотрим дружелюбно на партнёра.

- Скажем мимикой: улыбнёмся партнёру!

- Сажем движением: пожмём руку партнёру.

- Скажем прикосновением: похлопаем по плечу партнёра!

- Скажем словами: «Я к тебе хорошо отношусь! Есть свои способы общения и у роботов – это языки математические, языки программирования. Мы с вами уже немного знакомы с этими языками и научились общаться с нашим роботом Микиботом! Как и все мышки наш Микибот любит сыр. Предлагаю спрятать сыр так, чтобы Микибот его отыскал. Для этого выбирите карточку-схему лабиринта, по которой вы построите лабиринт для Микибота. Установите препятствия согласно схеме, прячьте сыр, как показано на схеме. Составьте последовательность шагов Микибота к сыру, с помощью карточек-стрелок, проверьте очищена ли память робота, запустите Микибота, согласно составленной последовательности.

Ребята. Есть люди, которые не могут хорошо слышать или говорить. У них есть свой язык, на котором можно общаться. Это язык жестов. Язык жестов может помочь нам не только общаться с ребятами, которые не могут говорить. Если нам встретится человек, который не знает нашего языка, как нам с ним объясниться?

Язык жестов может нас сильно выручить в такой ситуации. Разучим три замечательные фразы на языке жестов!

- Здравствуйте, я друг!

- До свидания!

- Ты и я – дружба!

Беседа, дети отвечают на вопросы.

Дети вместе с воспитателем рассматриваю карточку к занятию «Ключи-картинки», и дети рассказывают, что означает каждая поза животного. Если дети затрудняются, воспитатель помогает. Аналогично рассматривают сообщения собак на ключе – картинке.

Рассматривают плакат с русским алфавитом.

На мольберте среди нескольких слов на карточках Глена Домана дети находят слово МАМА, рассматривают знакомые буквы.

Дети на мольберте показывают слова. В которых есть буквы М, А.

Дети встают в пары и выполняют соответствующие движения.

Дети собирают сборное поле, согласно карточке-лабиринту;

просчитывают и с помощью карточек стрелок прокладывают маршрут,

задают маршрут роботу по маршрутной карте.

Дети взаимодействуя с другими детьми и педагогом приводят "Микибота " к спрятанному сыру.

Беседа.

Разучивание нескольких фраз на языке жестов.

Моделирование. Упражнения конструктивного, творческого характера. Выполнение практических, творческих работ и др. групповые, парные, индивидуальные формы организации деятельности Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

Рефлексивно – корригирующий (для образовательной деятельности, в которой преобладает практическая работа, 2 минуты

Формирование элементарных навыков самоконтроля. Корректирование при необходимости деятельности результата в соответствии с поставленными задачами Предлагаю провести игру, которая покажет, что у нас все ребята дружные и готовы прийти друг другу на помощь. Игра называется «Сердечный бадминтон». Для этого разделимся на пары, я каждой паре раздам воздушный шарик, вы нарисуйте на нём сердечко фломастером или маркером. (Педагог заранее готовит вместе с детьми импровизированные ракетки: к бумажным тарелкам с тыльной стороны прикрепить скотчем палочки для мороженного для имитации ручки). Предлагаю, прежде чем начать играть, сказать друг другу на языке жестов фразу: «Ты, я – дружба!», затем начать играть.

Дети на зыке жестов показывают фразу и начинают перебрасывать воздушный шарик друг другу. Фронтальная Сформированность элементарных навыков самоконтроля.

Заключительный этап. Рефлексия, 2 минуты

Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки. Ребята, способы передачи информации бывают разные: есть свои варианты у растений, есть у животных, есть у людей. Как называется язык у людей, которые не очень хорошо слышат или разговаривают?

Какие буквы есть в слове мама?

Что вам понравилось сегодня на занятии? С кем вы поделитесь новыми знаниями?

Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы,а так же по поводу своего эмоционального состояния Беседа Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект беседы по познавательному развитию «Танкист» в старшей группеКонспект беседы по познавательному развитию «Танкист» в старшей группе Цель: создать условия для развития познавательной и речевой инициативы дошкольников в процессе знакомства с профессией "танкист". Задачи:.

Конспект НОД по познавательному развитию «Деревянные изделия» в старшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «Деревянные изделия» в старшей группе Цель: познакомить детей с разнообразием деревянных предметов в окружающей обстановке. Задачи: 1. Формировать представление о том, что дерево.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Как помочь Карлсону?» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Как помочь Карлсону?». Цель: создавать предпосылки для проявления у детей.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Как зимуют звери» Образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Речевое развитие». Задачи:.

Конспект НОД по познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» в старшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» в старшей группе Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательное развитие «Во саду ли в огороде» в старшей группе Программное содержание.

Конспект НОД по познавательному развитию «Зима» в старшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «Зима» в старшей группе Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное. Цель: Углубить, закрепить, упорядочить знания.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Зимушка-зима» Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Зима» Тема: «Зимушка - зима» /итоговое занятие/. Цели: - Закрепить знания.

Конспект ОД по ФЭМП в старшей группе «На помощь к доктору Айболиту. Четырехугольники. Способы измерения объема жидких тел» Тема: «На помощь к доктору Айболиту». Тип занятия: интеллектуально – развивающее. Вид занятия: формирование элементарных математических.

Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе «Математическое путешествие»Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе «Математическое путешествие» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физкультурное». Методы:.

Конспект занятия по познавательному развитию детей «Первоцветы» в старшей группеКонспект занятия по познавательному развитию детей «Первоцветы» в старшей группе Уважаемые коллеги! У вас ещё лежит снег, трещат морозы, а у нас, практически, весна! В доказательство- это занятие. В четверг, папа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию «Пойми меня» в старшей группе
Опубликовано: 7 марта 2022 в 07:24
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательному развитию «Пойми меня» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Кондратьева (УИ 267459) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД