Папки-передвижки

Конспект НОД по познавательному развитию «Вулканологи»

тохова
Конспект НОД по познавательному развитию «Вулканологи»
▼ Скачать + Заказать документы

Ход занятия

(дети сидят на стульчиках рядами)

Дети, когда я сегодня зашла в группу, увидела этот костюм. Интересно, кто одевает такой костюм и для чего он нужен? Как вы думаете, ребята?

Правильно, такой костюм носят вулканологи. А кто такие вулканологи, чем они занимаются?

Вулканологи – ученые. которые занимаются вулканами. (исследуют характер и поведение отдыхающих гор, и могут предсказать извержение и предупредить людей об опасности)

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Вулканологи“» размещена в разделах

Значит, нас тоже приглашают стать вулканологами и отправиться в путешествие. Для начало давайте вспомним, что мы знаем о вулканах.

(один ребенок рассказывает легенду о вулкане)

Жил на свете бог по имени Вулкан. Нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал. Гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнем их жилища, не засыпало пеплом их сады и поля. Говорят с тех пор,все огнедышащие горы стали называть вулканами.

В наше время, чтобы не случилось беды. ученые специально наблюдают за вулканами. Свои наблюдения они снимают с помощью видео-камеры.

Я приглашаю вас в кинотеатр.

(просмотр видео сопровождается пояснениями педагога)

Ребята, мы вспомнили все что знали о вулканах, теперь можно отправиться в путешествие. Вы готовы? (дети одевают платочки)

(дети проходят по тропинкам, выполняя задания)

- Сегодня я вам предлагаю отправиться в далекое путешествие на гору Эльбрус. Мы будем настоящими учеными – вулканологами.

- Почему мы отправляемся именно на Эльбрус? Эльбрус относится к какому виду вулканов?

-Как вы думаете, это опасное путешествие к вулкану?

-Почему?

-Как защититься от огня, пепла, газов и камней?

-Чтобы защитить органы дыхания нам понадобятся маски (Одеть маски, костюмы).

-Но где находится Эльбрус? Как туда попасть? Что нам поможет? (глобус)

ЗАГАДКА:

«На ноге стоит одной,

кружит, вертит головой.

Нам показывает страны, горы, реки, океаны?» (ГЛОБУС)

-Для чего нужен глобус? (отмечены страны, океаны).

Путешественникам без него не обойтись.

-Это макет нашей планеты

-Какого цвета глобус?

-Так почему ж он голубой,

наш дом родной,

наш шар земной?

- Голубым цветом обозначена вода на глобусе.

-Давайте найдем гору Эльбрус.

-Где мы с вами живем? Наш городок очень маленький, его не видно на глобусе. Но наш город окружен двумя морями, их мы сможем увидеть. (отмечено флажком)

ФИЗМИНУТКА «ВУЛКАНЫ»

Вулканы начали играть, из жерла лаву извергать

(присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потрясти кистями, опустить руки вниз)

Вулкан гремит, вулкан пыхтит, как грозен он сейчас на вид

(поднимаем руки вверх, с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев, руки на пояс)

Но вот он начал уставать

Огонь в нем начал угасать

(руки вверх, медленное опускание рук, с одновременным приседанием)

Последний раз огнем дыхнул (сидя, долгий выдох)

И на десятки лет уснул (складывают руки под щеки, «засыпают»)

На гору подниматься тяжело и опасно. Нам нужно соблюдать правило безопасности.

(слышится звук камнепад)

1 задание

Что это за звук? Правильно, это падают камни. Ребята, посмотрите сколько камней скатилось с нашей горы, как называется это явление?

(камнепад)

Давайте исследуем наши камни. Что определяем вначале? (живое неживое)

Не живое почему (не двигается, потому,что нет ног, не дышит, потому, что нет носа, не питается, потому, что нет рта.

Исследуем дальше, что вы еще можете сказать об этом объекте? Какой на ощупь? (он твердый)

А что сейчас определяем? Есть ли внутри воздух? Давайте проверим. Какие вулканические породы мы уже с вами знаем? (пемза, хремдеопсид) Кусочки застывшей лавы - пемза. Посмотрите какая она интересная. Внутри этого камешка пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.

Материал: миска с водой, камни и кусочек пемзы.

Рассмотрите внимательно камни и пемзу. Сравните их друг с другом: в пемзе очень много дырочек.

Как вы думаете, дырочки пустые или в них что-то есть? (в дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень).

Давайте опустим кусочек пемзы и хромдиопсид в миску с водой. Есть ли пузырьки? Плавает или тонет пемза? Почему? Дети делают открытие: пемза - камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет, а плавает на поверхности воды.

2 задание

( на камне написано: рассмотреть внимательно макет вулкана /в разрезе/. описать)

Внимательно рассмотрите макет вулкана и опишите из чего состоит вулкан.

-Сейчас мы с вами в лаборатории будем изучать извержение вулкана. (работа за столом)

-Проходим на свои места за столами в лаборатории.

-Повторим правила поведения в лаборатории

не шуметь

не мешать другим

не трогать руками глаза

не брать предметы и руки в рот

порошки брать только ложкой

- Перед вами макеты вулканов, которые вы сделали своими руками.

-Как называется чаша, в которой кипит магма? (кратер) Покажите.

-Как называется канал, по которому магма поднимается вверх? (жерло)

-Как называется магма, вытекающая из кратера? (лава)

-Какой формы вулкан? (конусообразной)

-Покажите склон вулкана.

Сейчас мы разбудим наши вулканы, но сначала одеваем защитные очки.

Работаем по СХЕМЕ:

Засыпаем 2 ложки соды,

лимонная кислота, краситель,

5 капель жидкого мыла,

0,5 стаканчика воды заливаем в жерло.

- Приступаем к исследованию извержения вулкана

-Наблюдаем извержение вулкана.

Какая красота у нас получилась!

Стихотворение (читает ребенок)

Захотел Вулкан чихнуть –

Поднялось давление.

Через жерло магма в путь,

Пустилась в приключение.

Пронеслась по жерлу вверх,

Прорвалась наружу,

С шумом, треском из прорех,

Разлилась. О, ужас!

-Сейчас мы попробуем разбудить вулкан с помощью сказки о речке и вулкане.

(девочки одевают костюм березки и речки. Мальчики-вулканологи одевают маски, берут в руки бубны)

Инсценирование сказки

Жил в одной из дальних стран

Старый дедушка вулкан.

Трубку целый день курил.

В небо чёрный дым валил.

Рядом речка протекала.

Рос за ней зелёный лес,

Ели, сосны до небес,

Жило в нём зверей немало.

Речка гору огибала,

Где вулкан в пещере жил

И ему она сказала:

“Ты всё небо закоптил!

Ну зачем дымить без толку,

Так и заболеть недолго. ”

Но вулкан не отвечал,

Речку пеплом посыпал.

Как-то утром шум раздался,

Над горой огонь поднялся,

Задрожало всё вокруг

И вулкан взорвался вдруг.

Лава потекла рекой,

Всё сжигая за собой.

Тут деревья закричали:

“Что нам делать, мы пропали!

Злой огонь всех уничтожит.

Кто спасёт нас, кто поможет,

Где защиты нам искать

И кого на помощь звать?”

Речку стали все просить

Пламя лавы потушить.

Речка лесу отвечала:

“Я вулкан предупреждала,

Что бы он бросал дымить,

Нужно старика лечить.

Лаву я водой залью

И огонь остановлю. ”

Лава к речке приближалась,

Та волною вверх поднялась

И на лаву понеслась,

Тут и схватка началась.

Пар поднялся над горой,

Всё закрыл туман густой,

Грохот, треск, вода кипит,

Лава, как змея, шипит.

Скоро стала уставать

И на гору отступать.

Речка в битве победила,

Пламя лавы погасила.

Лес её благодарит,

Радостно листвой шумит.

Перестал вулкан дымить

И в пещере мирно спит.

-Вот так речка усыпила вулкан.

А сейчас мы разделимся на две команды, будем соревноваться. Игра называется «Хорошо - плохо» Первая команда называется «Вулкан», вторая команда «Лава» .Чья команда даст больше правильных ответов, та команда и выигрывает.

Команда «Вулкан» перечисляет как можно больше правильных ответов на вопрос: какую пользу приносит вулкан?

-из вулканической пыли делают лекарства

-почва вокруг вулканов очень плодородная, вблизи вулканов выращивают рис, лучшие сорта кофе, виноград.

-затвердевшую лаву используют в строительстве

-вулканы как лифты поднимают на поверхность много полезных веществ, даже драгоценные камни

-люди добывают серу, которую используют в медицине для приготовления мази, также используется для изготовления спичек

Какой вред приносит вулкан?

- вулканы приносят много бедствий и разрушений

- погибают растения, животные, дома.

ИТОГ:

- Вам понравилось путешествовать?

- Где мы сегодня побывали?

- Что исследовали?

- Как получили извержение вулкана?

- Вы очень любознательные и смелые путешественники и ученые.

- Но не все вулканы такие грозные, у меня есть вулкан, который извергает сладкие подарки. (Из жерла достаю конфеты)

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию «Со светлой Пасхой»Конспект НОД по познавательному развитию «Со светлой Пасхой» Конспект НОД по познавательному развитию (мир человека) «Со светлой Пасхой» Тема: «Светлая пасха». Духовно-нравственное воспитание в детском.

Конспект НОД по познавательному развитию «Морская прогулка» Ход занятия. I часть вступительная. В группе слышен шум моря. Воспитатель приглашает детей послушать шум моря. - Ребята ко мне пришло.

Конспект НОД по познавательному развитию «Воздух вокруг нас» Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Воздух вокруг нас» Форма организации: по подгруппам Цель: познакомить детей со свойствами.

Конспект НОД по познавательному развитию «Воздух вокруг нас» Цель: создать условия для развития здоровьесберегающей компетентности в процессе экологического образования, посредством исследовательской.

Конспект НОД по познавательному развитию «Кошкин дом» Программное содержание: 1. Формировать представление детей о жизни диких, бездомных и домашних животных. 2. знакомить детей с образом жизни.

Конспект ОД по познавательному развитию «Моя семья» Цель – расширить представления воспитанников о своей семье. Задачи: Образовательные: • Закрепить у воспитанников представления о членах.

Конспект ООД по познавательному развитию «Подарки осени»Конспект ООД по познавательному развитию «Подарки осени» Конспект разработан для детей второй младшей группы. Цель: обогащение знаний о дарах природы-фруктах посредством дидактических игр и упражнений.

Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию «Вулканологи»
Опубликовано: 28 июня 2024 в 14:54
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательному развитию «Вулканологи»» (включая файлы) размещена пользователем тохова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД