Вноградова Елена Александровна
Конспект НОД по познавательному развитию ознакомление с окружающим миром природы «Подземный житель — могера»
Конспект НОД по познавательному развитию
/ознакомление с окружающим миром природы/.
Старшая группа.
Тема: «Подземный житель – могера»
Цель: познакомить детей с внешним видом и образом жизни крота.
Задачи:
образовательные:
- познакомить детей с дальневосточным кротом – могерой;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию ознакомление с окружающим миром природы „Подземный житель — могера“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- дать детям представление об особенностях внешнего строения и поведения крота, о его приспособленности к подземному образу жизни (короткое овальное тело, передние ноги, похожие на лопаты (ими крот роет подземные ходы, отсутствие ушных раковин, маленькие глаза, заострённый вытянутый нос с короткими усами);
- учить детей понимать природные взаимосвязи.
развивающие :
- развивать познавательный интерес к миру природы, умение анализировать, сравнивать, логически мыслить,
- развивать связную речь и обогащать словарь.
- закреплять счёт в пределах десяти;
воспитательные:
-воспитывать гуманное отношение к подземным животным, осознание их значимости и необходимости в природе;
- воспитывать умение слушать друг друга.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Структура НОД:
1 часть. Вводная часть.
Создание настроя и интереса к НОД.
Загадка о почве.
Эксперимент с почвой.
2 часть. Основная часть.
Рассказы детей о подземных жителях.
Игровой приём – в гости приходит Дюймовочка.
Методические приё мы: рассказ и беседа про крота
Презентация про крота.
Подвижная игра «Проползи по коридору»
Дидактическая игра «Охота крота»
3 часть. Итог.
Подведение итога НОД.
Чтение стихотворение А. Тесленко «Роет крот туннель в земле»
Индивидуальная работа: активизировать речь Милены, Ксюши, Вани.
Предварительная работа: эксперимент с почвой – есть ли в почве вода;
чтение: Г. X. Андерсена «Дюймовочка», сказка «Крот и лягушка», сказка о Кроте; беседа о почвенных обитателях; просмотр мультфильма «Крот и его друзья»
Оборудование: проектор для просмотра презентации; линейка 30см; верёвки; обручи; вырезанные из картона силуэтные изображения мышей, ящериц, лягушек, насекомых, червей; ёмкость с водой, мешочек с почвой, сухие комочки земли.
Словарная работа: крот, кротовина, кладовка.
Ход НОД.
1 часть. Организационный момент.
Воспитатель:
Мы за руки все возьмёмся
И друг другу улыбнёмся,
Да с хорошим настроением
Заниматься мы начнём.
Воспитатель:
- Посмотрите, у меня в руках мешочек, а что в нём вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Самый верхний слой земельный
В нем растут трава, деревья
Плодородьем обладает
Как её все называют? (Почва)
- Это целое подземное царство, которое вы не видите. Главное свойство почвы - это плодородие. В почве содержится перегной для жизни растений. Вы знаете, что в почве есть и вода. А вот в почве есть ли воздух? Давайте сейчас узнаем. (Бросить сухие комочки в воду – пойдут пузырьки - воздух)
Вывод: В почве есть воздух, значит, в почве можно жить.
2 часть. Основная часть.
- Расскажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?
Рассказы детей:
Слайд.
Дождевой червь - он всю свою жизнь проводит в почве. Питается останками перегнивших листьев. Все тело покрыто слизью, чтобы легче было двигаться. На поверхности можно увидеть во время дождя.
Слайд.
Муравьи - живут семьями в домах - муравейниках, большая часть, которых находится под землёй. Каждый муравей выполняет свою работу: муравьи-солдаты-защищают муравейник, муравьи-строители-строят муравейник, муравьи-няньки-заботятся о потомстве.
Слайд.
Медведка - насекомое, немного похоже на сверчка, но очень крупного. Лапы приспособлены для активного рытья, внешне они напоминают совки экскаватора. Чаще селится на огородных участках и роет там ходы.
Слайд.
Полевая мышь (полёвка) - мелкий зверёк, живёт на лугах, полях. День проводит в норе, а ночью выходит на поверхность. Питается корешками растений, останками перегнивших листьев и веток, останками насекомых, личинками.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы познакомимся с ещё одним интересным подземным жителем, увидеть, которое почти невозможно.
Я, друзья, подземный житель,
Землекоп я и строитель,
Землю рою, рою, рою,
Коридоры всюду строю,
А потом построю дом
И живу спокойно в нем. (крот)
Дети: Крот.
Слайд.
Раздаётся стук в дверь, входит Дюймовочка, со слезами на глазах.
Воспитатель:
- Что случилось, Дюймовочка? Почему ты плачешь?
Дюймовочка:
- Решила меня мышь выдать замуж, да знаете за кого? У него блестящая шкура, он плохо видит, потому что живёт под землёй.
Воспитатель:
- Ребята, вы догадались, о ком идёт речь? (ответ детей)
Дюймовочка:
- Да ведь я о нём ничего не знаю, какой он, что он умеет делать?
Воспитатель:
- Оставайся с нами Дюймовочка, сегодня наше занятие посвящено как раз этому животному. Я думаю, что ты много интересного узнаешь про крота.
Слайд.
Воспитатель:
- Помните, что говорила старая мышь из сказки: У него большой дом под землёй, и он носит чудесную бархатную шубу, хозяин больших кладовых с зерном. Одна беда: он совсем слепой, толстый и терпеть не может солнце».
Однако реальный зверёк не совсем соответствует своему сказочному образу.
Рассказ педагога про дальневосточного крота – могеру.
Слайд.
Воспитатель:
У нас на Дальнем Востоке живёт дальневосточный крот или могера –это редкое животное фауны Хабаровского края.
Дальневосточный крот или могера, небольшое позвоночное животное, ведущее роющий образ жизни, относится к семейству кроты.
Могера - небольшое, величиной с ладонь животное. Длина тела 155—206 мм. Глаза закрыты кожистой перепонкой. Мех густой, бархатистый, окраска его тёмная, серая или буровато - коричневая с металлическим отливом, нижняя часть тела имеет серебристо - желтоватый оттенок, на груди и брюхе неясное охристо-ржавое пятно. Лапы и когти бледно-жёлтого цвета. Шёрстка растёт торчком. Крота можно гладить в любую сторону, и шёрстка ляжет так, как её погладили.
- Как вы думаете, зачем ему такая шерсть, которая ложится в любую сторону? (Ответы детей.)
Правильно, кроты двигаются по узким ходам, могут ползти вперёд, назад, такая шерсть облегчает продвижение.
Живёт предпочтительно в местах, где рыхлая, плодородная почва.
- Как вы думаете, могут кроты жить в горах? Почему? (ответы детей)
Твёрдые каменные горы не подойдут кроту для жизни, потому что он не сможет прорыть их. Ведь почти всю свою жизнь крот проводит под землёй, в глубоких норах и ходах.
Могера обитает в лиственном лесу с богатым травяным покровом. Редко, но удаётся увидеть подземного жителя. И сразу видно, что он приспособлен исключительно для подземной жизни. Давайте рассмотрим его внимательно.
Слайд.
Две очень большие передние лапы-лопаты предназначены для рытья земли. А также нос, очень чувствительный к запахам, предназначен для грубой работы, - носом крот землю буравит, лапами гребёт, как экскаватор и толкает назад. За одну минуту крот прорывает под землёй ход вот такой длины (показ 30-ти сантиметровой линейки).
День за днём, за годом год
Ход подземный роет крот.
Две передних быстрых лапки
У крота, как две лопатки.
Слайд.
Воспитатель:
Когда земля начинает мешать, ему рыть нору, он выбрасывает её на поверхность.
Холмик земли на поверхности – выход из норы, называется кротовина. Повторите это слово и постарайтесь запомнить.
Воспитатель:
- Я предлагаю вам стать кротами и проползти по коридору.
Подвижная игра «Проползи по коридору»
На полу выкладываются параллельно две верёвки на расстоянии 40-50 см одна от другой. Дети поочерёдно пролезают на низких четвереньках между верёвками, стараясь не коснуться их. В конце коридора ребёнок должен встать на ноги в обруче - «кротовине».
Слайд.
Воспитатель:
Глаза и уши закрываются складками кожи и спрятаны в шерсти, чтобы не засорялись землёй. У подземного зверка весьма плохое зрение. Глаза очень маленькие, но крот может видеть, ну хотя бы что снаружи - ночь или день.
Слайд.
Выбрав подходящее место для жизни, крот хорошо его обустраивает. У него есть место, где он отдыхает и спит, множество ходов, места для охоты и кладовые.
- Как вы понимаете слово «кладовка»? (ответы детей)
Кладовка – это помещение, в котором что-то хранится. Охота крота - это тяжкий труд, неустанное копание земли в поисках пищи.
Крот не признает ничего, кроме мяса и съедает его каждый день много.
Слайд.
Съедает он все, что встречает под землёй, - насекомых, их личинок, жуков, медведок, гусениц бабочек, многоножек, но главная, любимая пища - дождевые черви. Кормится могера многократно и в любое время суток.
Слайд.
Изредка, выходя на поверхность земли, крот может поймать мышь полёвку, ящерицу, лягушку, похитить из гнезда птенца. В поисках добычи очень чуткие уши и нос заменяют кроту плохое зрение.
Охота идёт днём и ночью. Двадцать четыре часа суток делятся у крота лишь на время охоты и отдыха. Без пищи крот может прожить только пол дня. Кроты на зиму не впадают в спячку, так как зимой под землёй они находят достаточно пищи.
Воспитатель:
- Давайте поиграем в игру «Охота крота».
Дидактическая игра «Охота крота»
Дети получают задание найти каждому заданное количество добычи для крота. Передвигаясь в ограниченном пространстве, они собирают именно такое количество вырезанных из картона силуэтных изображений, сколько нарисовано на карточке.
Воспитатель:
Однако зимой добычи меньше, поэтому с осени животные усиленно делают запасы. Вокруг «спальни» у кротов повсюду склады. Чтобы добыча не расползалась, крот её ранит, оставляя, однако, живой.
Животное не только много ест, но и много пьёт. Один из его подземных ходов ведёт к реке, пруду, хотя бы к луже. Вода частенько во время дождей заливает ходы, но кроту это не страшно - он хорошо плавает.
Крот - существо не уживчивое, сварливое, вздорное, кровожадное.
- Как вы понимаете эти слова? Какой у крота характер? (ответы детей)
Друзей у него не бывает. Живёт один - одинёшенек и никого не терпит в своих владениях, даже других кротов. Врагов встречает боем.
Слайд.
У кротихи рождаются четыре-пять совершенно беспомощных, голых, слепых кротят, которых она выкармливает их своим молоком.
Слайд.
В природе врагов у крота много: лисы, куницы, ежи, совы, аисты, вороны и другие хищники.
Человек сейчас не охотится на кротов, потому что кротовая шкурка непрочная и не годится на шапки и воротники.
Не любит человек крота за то, что тот наносит вред садам и огородам. Но как же так, спросите вы. Ведь крот ест только мясную пищу. Значит, не может он поедать выращенные в садах фрукты и в огородах овощи. Копая подземные ходы, кроты повреждают корни растений, иногда настолько сильно повреждают, что растение погибает. Вот какой вред наносят кроты растениям.
Но кроты не только вредят садам и огородам, но и приносят определё нную пользу: разрыхляют землю и уничтожают вредных насекомых.
3 часть. Итог.
- О каком животном вы узнали?
- Что запомнили об этом удивительном животном?
Чтение стихотворение А. Тесленко
Роет крот туннель в земле,
Только вот темно везде.
Крот не любит яркий свет,
Каждый знает, не секрет.
Не помогут и очки,
Не помогут фонари.
Только крот не унывает,
Дело своё точно знает.
Не заблудится нигде,
Рыл туннели он - себе!
А. Тесленко
- Выберите своё настроение
Дюймовочка:
- Спасибо, вам дети. Я так много узнала о жизни кротов. Но всё же я не хочу за него замуж, ведь я люблю цветы, солнышко. Я не могу без этого жить. Как же мне быть?
Дети предлагают свои варианты помощи Дюймовочки.