Ирина Геннадьевна Беркалова
Конспект НОД по познавательному развитию «Мои права»
▼ Скачать + Заказать документы
Основная образовательная программа: ООП МБДОУ – д/с «Берёзка» (с учётом «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е.)
Возрастная группа: подготовительная «Лучики».
Тема НОД: «Мои права». Цель: создание условий для развития основ правового сознания у дошкольников. Задачи: Формировать знания детей об их гражданских правах и обязанностях;
Формировать гражданско-патриотические чувства.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Мои права“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
Активизировать мыслительную деятельность детей с помощью иллюстраций.
Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы. Формы организации: групповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: рассматривание картинок, отгадывание загадок, чтение стихотворений, физминутка, игра
Предварительная работа: Чтение сказок, в которых нарушены права сказочных героев. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Заучивание пословиц и поговорок, стихотворений.
Материалы и оборудование: Международная Конвенция ООН о правах ребенка, цветок счастья, картинки, школьные принадлежности, конверт с посланием.
Ход НОД:
Организационный момент:
Игра «Я – это я».
- У каждого из вас на столе лежит чистый лист бумаги, возьмите его и покажите. Положите его перед собой и сложите, еще раз. Оторвите от сложенного листа кусочек на свое усмотрение. Сложите еще раз и опять оторвите. Разверните то, что у вас осталось в руках.
- Мы видим, что все листочки разные. Вот такие разные и вы, но одно у нас главное - это наши права и обязанности. И мы все в равной степени должны их выполнять.
Мини – лекция «Конвенция о твоих правах».
- Какой сейчас месяц?
- Декабрь месяц богат событиями, которые очень важны для страны для всех ее жителей. В этом месяце появились все важнейшие документы, определяющие, какой должна быть жизнь человека «Всеобщая Декларация прав человека», «Конституция Российской Федерации».
- Ребята, а знаете ли вы, в каком специальном документе записаны все права детей всего мира? «Конвенция о правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право- право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в ООН. Дети даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята «Конвенция о правах ребенка». Конвенция - это соглашение. Это значит, что все, государства которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
- Какие же права есть у всех детей мира? (ответы детей)
- Ребята, я подготовила к занятию цветок счастья с вашими правами (открываю конверт).
- Ой! А где же лепестки, осталась только серединка и какое -то послание. (показываю конверт, читаю).
- Ха-ха-ха! Ваши лепестки разлетелись по группе и чтобы их найти, нужно разгадать загадки – подсказки или выполнить задание.
- Это какой – то злой волшебник не хотел, чтобы вы узнали свои права. Но мы не сдадимся, найдем лепестки!
Основная часть:
(Достаю из конверта карточку с изображением детей, двое детей с подписанными именами, а третья девочка – без имени, размещаю ее на магнитной доске)
- Ребята, как вы думаете, какое право детей здесь нарушено? (Право на имя).
Имя – это социальный знак каждого из нас. Имя позволяет каждому из нас ощущать свою индивидуальность, непохожесть на других.
У меня в руках документ, который называется «Свидетельство о рождении».
В этот документ записывают фамилию, имя, отчество ребенка, дату рождения, также фамилии, имена и отчества его родителей. Каждому из вас выдан такой документ.
(Обратить внимание на символику России в патриотическом уголке).
- Что здесь изображено? (герб).
- Ребята, как называется страна, в которой вы живете? (Ответы детей).
Ребенок читает: Вероника Ш.
Над полями, над лугами
Песня льется в синеву.
Нет земли родней, желанней,
Ведь в России я живу.
- А сейчас я вам расскажу, почему нашу страну так называют – Россия.
- За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
- Ребята, раз вы живете в России, значит вы? (Россияне).
- Значит, какое право вы все имеете, живя в России? (Право на гражданство).
- Правильно, вы все являетесь гражданами Российской Федерации.
- А вот и первая подсказка – загадка:
Вот так дом - одно окно, каждый день в окне кино. (телевизор)
- Лепесток находится возле телевизора.
(ребенок находит первый лепесток, прикрепляю его на магнитную доску).
Вывод: каждый ребёнок имеет право на имя и гражданство.
На магнитную доску крепится ребус «7Я»
- Какое право зашифровано в этом ребусе? (Право на семью).
Ребенок: Арсений Л.
Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
- Как вы думаете, что такое семья? Ответы детей.
Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают,
сочувствуют, относятся друг к другу уважительно.
Все семьи разные. Чем же отличается одна семья от другой? (Люди в каждой семье имеют разную внешность, разные имена, отчества, фамилии, разные профессии и увлечения. Семья может объединять разное количество людей. А чем похожи семьи?
В семье любят и уважают друг друга, заботятся друг о друге, делят вместе все радости и печали).
- Вот вы и заработали еще одну подсказку.
(Достаю подсказку, читает: «второй лепесток находится на подоконнике рядом со снеговиком»).
Лепесток крепится на доску.
Вывод: дети имеют право на семью.
- Ребята, посмотрите какие красивые картинки я принесла (вывешиваю на доску картинки о здоровом образе жизни). Что на этих картинках изображено?
- Что ребята делают? (спортом занимаются, закаляются, заботятся о своём здоровье)
- А вы как заботитесь о своём здоровье? (делаем зарядку, ходим на улицу, чистим зубы)
- Молодцы. А если так случилось, что вы заболели. Кто тогда позаботится о вашем здоровье? (мама, родные, врачи)
-Конечно, о вашем здоровье позаботится врач.
Если вдруг я заболел, Женя Ш.
Побегу скорей в больницу.
Вылечи меня скорей,
Мне здоровье пригодится.
-Получается, что вы имеете право на … (лечение)
- Если вы заболеете, обязательно обратитесь к врачу! А чтобы не болеть, ведите здоровый образ жизни. А что для этого нужно? (Необходимо одеваться по погоде, правильно питаться, гулять на свежем воздухе, делать зарядку).
(Достаю подсказку, читаю: «третий лепесток находится рядом с доктором Айболитом»).
Крепим лепесток на магнитную доску.
Вывод: дети имеют право на медицину.
Релаксация «На берегу моря».
Дети принимают удобную позу, закрывают глаза и под тихую музыку и слова воспитателя расслабляются.
-Ребята, а что мы сейчас делали? (отдыхали)
-Значит, на что ещё вы имеете право? (право на отдых)
Ребенок должен быть красивым, Альбина В.
Веселым, сильным и счастливым.
Поэтому хочу сказать:
Ребенок должен отдыхать!
- А как вы ещё отдыхаете? (ответы детей)
- Давайте отдохнём вместе?
ФИЗМИНУТКА.
(Дети идут друг за другом, делают движения по тексту стихотворения).
-Осенью, весною, летом и зимою,
Мы во двор выходим дружною семьёю.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает,
Повороты вправо, влево,
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.
Загадка – подсказка:
Прыг-скок, прыг-скок
Я, хотя и невысок,
Но зато прыгучий.
И со страшной кручи
Покачусь я вскачь!
Я ведь круглый мяч.
- Ищите лепесток там, где находятся мячи…
Дети находят четвёртый лепесток, который крепится на доску.
Вывод: дети имеют право на отдых, игры и развлечения.
Показываю картинку, на которой мальчик обижает малыша.
- Ребята, что вы видите? (ответы детей).
- Правильно ли он поступает?
Показываю вторую картинку, где мальчика ругает взрослый, а малыша жалеет.
- Что вы видите? (ответы детей)
Следующая подсказка: «Пятый лепесток находится на подоконнике»
Крепят синий лепесток.
Вывод: Дети имеют право на защиту.
Игра «Кто быстрее?»
-А сейчас я предлагаю поиграть. Нужно будет собрать то, что необходимо школьнику.
-Молодцы, правильно собрали. Ребята, а куда вы с этим пойдёте? (в школу)
В школу скоро мы пойдём,
Там друзей себе найдём.
-Итак, что вы будете делать в школе? (учиться)
-Значит, на что вы имеете право? (право на учёбу, на образование)
Всех детей учить должны, Катя Р.
Детям знания нужны.
Это знать должны все дети
И все люди на планете.
А вот и новая подсказка «Шестой лепесток находится под жёлтым кубиком».
Вывод: дети имеют право на образование.
Загадка:
Я все знаю, всех учу, но всегда сама молчу. (Книга)
- А теперь подойдите к книжному уголку, возьмите в руки книги, журналы.
- Для чего нам нужна разная литература? (Ответы детей).
- Подойдите, пожалуйста, к телевизору.
- Для чего он нам необходим? (Посмотреть картинки к занятиям, презентации, фотографии, мультфильмы).
А вот и последняя подсказка : «Лепесток находится у воспитателя вашей группы».
Вывод: Из разных источников мы получаем информацию.
-Вот мы и собрали все лепестки на цветке счастья.
- Ребята, а где у нас в стране собраны все эти права? В каком документе? (В конвенции о правах ребенка).
Педагог показывает детям брошюрку.
Воспитатель:
- Для чего же нужны вам эти права? (Ответы детей).
(Чтобы жилось хорошо, чтобы был порядок)
Заключительная часть:
-Вот как много у вас всяких прав. Давайте мы с вами вспомним всё, на что вы имеете право (в ходе повторения собираем цветок – в серединке нарисован ребёнок, а на лепестках – права ребёнка).
Ребенок имеет право на счастье,
А также в доме укрыться в ненастье
Ребенок имеет право гулять
И воздухом чистым всей грудью дышать.