Оксана Кочеткова
Конспект НОД по познавательному развитию и художественному творчеству «В гости к нам пришла Матрешка» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию различных образовательных областей.
Программное содержание:
• Привлекать внимание детей к ручной народной игрушке – матрешке.
• Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой.
• Учить выделять некоторые знакомые детям детали ее костюма (сарафан, кофта, платок, фартук, видеть их красоту.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию и художественному творчеству „В гости к нам пришла Матрешка“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2014
• Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: коммуникативной, музыкально – художественной, продуктивной.
• Развивать фантазию, мышление, внимание.
• Приобщать к истокам устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства.
Методы:
Наглядный, словесный, практический, эвристический.
Приё мы:
Эмоциональный настрой (использование на занятии музыкальных произведений, показ и рассматривание иллюстрации, беседа, загадка, указания, пояснения, сюрпризный и игровой моменты.
Словарная работа
Расписная, сарафан, фартук, кофта, мастер, художник
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением матрешки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций.
Материальное обеспечение:
СD - проигрыватель, иллюстрации с изображением Матрешки, фигурки народной игрушки, игрушка Зайчика (для сюрпризного момента) шаблон с изображением фигуры матрешки на пластилиновой основе, доски для работы (на каждого ребенка, пластилин, природный материал для декорирования (горох, рис, фасоль, и т. д.)
Музыкальное сопровождение:
СD диск «Русский фольклор для малышей» (Русский сборник 2002 год)
Из содержания диска:
«Шел я полем, шел леском» (праздничная)
«На горе-то калина…» (хороводная)
«Белгородский хоровод», «Ой все кумушки домой» «Именины»
План занятия:
Сюрпризный момент.
Познавательно-развлекательный блок.
Беседа, музыкальная игра «Матрешечка - матрешка»
Продуктивный блок.
Лепка плоскостной матрешки
Итог занятия.
Выставка работ: «Дружная семейка»
Ход занятия:
Сюрпризный момент
Под звучание фонограммы народной музыки дети рассаживаются на стульчиках в кружок перед мольбертом и демонстрационным столом. На мольберте размещены иллюстрации с изображением русской матрешки, на столе под вуалью спрятаны матрешки, в руках у воспитателя игрушка Зайчика.
Воспитатель:
- Посмотрите-ка ребята, к нам сегодня Зайка серый в гости пожаловал. Давайте расспросим его, де же он был, к кому в гости ходил.
Звучит запись народной потешки «Шел я полем, шел леском…» Дети слушают диалог:
«-Шел я полем, шел леском, лежит зайка под кустом. Зайка, серенький, где ты был-побывал?
-Был в городе, да на славной площади.
-Зайка, серенький, кого видал-повидал?
-Видел девочек хороших, видел девочек пригожих, Аннушку, да Марьюшку, да Катеньку, лучше всех.
- Заинька, серенький, они звали ли тебя?
-Звали. Аннушка – на часок, Марьюшка – на денек, Катюшенька-удала на недельку звала.
-Заинька, серенький, кормили ли тебя?
- Аннушка – блинами, Манечка – пирогами, Катюшенька – удала кашу с маслицем дала.
-Заинька, серенький, уложили ли тебя?
-Аннушка под лавочку, Манечка – на лавочку, Катюшенька –удала подушечку подала»
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, у кого в гостях побывал наш Зайка?
Ответы детей: у подружек, сестричек, девочек.
Воспитатель:
-Вы все, конечно, правы, но чтобы нам действительно узнать, у кого в гостях побывал наш Зайка, давайте отгадаем загадку:
«Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская.»
Дети:
-Матрешка
Познавательно-развлекательный блок
Беседа «В гости к нам пришла Матрешка»
Воспитатель:
-Давайте-ка мы с вами поближе познакомимся с нашей гостьей Матрешкой.
Воспитатель достает из-под вуали расписную фигуру матрешки, показывает детям и говорит от лица героини:
«Я матрёшечка, я круглёшечка! Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях. Я в деревне родилась и на славу удалась. Щёчки пухленькие, сама кругленькая. А на голове платок, словно яркий цветок. Но не одна я к вам пришла, а с сестрицами-подружками своими»
Воспитатель:
-А где же они, твои подружки - сестрички?
Ответы детей: внутри, в другой матрешке, спрятались
Воспитатель:
«Матрёшка на окошке в ярком сарафане, и вся семья в матрёшке как в доме деревянном.» Раскроем Матрешку и посмотрим, что внутри.
Ребята, посмотрите, какие наши сестрички-Матрешки : очень любят все матрёшки разноцветные одё жки: всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.» Ребята, нравятся вам такие игрушки? Что вам в Матрешке особенно понравилось и запомнилось?
Ответы детей: да, нравятся
Ответы детей: она красивая, яркая, всегда улыбается, нарядная, у нее румяные щечки, она веселая, в руке она держит корзинку с ягодами и т. п.
Воспитатель:
-Ребята, а во что одета Матрешка?
Ответы детей: платок, фартук, сарафан, кофта
Каждый ребенок берет в руки игрушку (или передает другому ребенку) рассматривает, поясняет, что в матрешке особенно понравилось, запомнилось.
Воспитатель:
«Да. Они игрушки знатные, складные и ладные. Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся» А еще наши матрешки любят танцевать, давайте вместе отдохнем и тоже танцевать начнем.
Музыкальная пауза
Танец «Матрешечка-матрешка»
Звучание фольклорной хороводной композиции «На горе-то калина». Дети встают в кружок и выполняют произвольные ритмичные движения в такт музыке. Затем снова садятся на стульчики.
Воспитатель:
-А знаете ли вы, ребята, из чего сделана Матрешка? И кто ее изготовил для вас?
Ответы детей: из дерева … художник, мастер.
Воспитатель:
-А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?
Ответы детей: бережно, аккуратно
Воспитатель:
-А теперь я предлагаю вам тоже стать настоящими мастерами и самим изготовить свою красавицу-Матрешку.
Продуктивный блок.
Лепка Матрешки
Воспитатель помогает детям занять места за столом для творчества, на котором заранее приготовлены: пластилин, шаблоны пластилиновой плоскостной матрешки на каждого ребенка, элементы декора (горох, кофейные зерна) образец.
Детям предлагается картонный шаблон с пластилиновой основой, который они по своему усмотрению декорируют, используя, например, метод надавливания небольших пластилиновых шариков и располагая их в виде цветочков, горошин. Во время работы звучат народные хороводные мелодии.
Итог занятия.
Воспитатель:
-Какие вы молодцы, ребята, какие славные матрешки у вас получились. Спасибо нашей гостье, Матрешке.
Конкурс детских творческих работ «Дружная семейка»