Марина Рябова
Конспект НОД по познавательному развитию и формированию финансовой грамотности «Путешествие по стране финансов»
Конспект НОД по познавательному развитию. Финансовая грамотность "Путешествие по стране финансов"
Подготовительная группа
Цель: формирование у дошкольников первоначальных представлений о финансовой грамотности.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию и формированию финансовой грамотности „Путешествие по стране финансов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Задачи:
Обучающие:
- закрепить представления детей об экономических понятиях: деньги, доход и расход, семейный бюджет;
- расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;
Развивающие :
- развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;
выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас;
Воспитывающие:
- воспитывать бережное отношение к деньгам, к труду взрослых.
Словарная работа: деньги (железные, бумажные, монеты, купюры, банковская карта, доход, расход, семейный бюджет.
Оборудование: ноутбук, презентация «История возникновения денег», конструктор «ТИКО», денежное дерево с заданиями-станциями, кошелек с шоколадными монетками.
Предварительная работа: рассматривание банкнот и монет, беседа о деньгах, о труде взрослых, о доходах и расходах.
Ход организованной образовательной деятельности:
1 часть. Организационный момент.
Воспитатель вместе с детьми заходят в группу.
Воспитатель: Посмотрите, сколько пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся. Помашем им рукой и больше отвлекаться не будем. (Дети поздоровались)
Воспитатель: (Приветствие)
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг,
здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
- Дети, вы любите путешествовать?
Дети: ответы детей.
- А, куда вы хотели бы отправиться?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в путешествие….
Забегает Буратино.
Буратино: Здравствуйте ребята, я тут пробегал мимо вашей группы и услышал, что вы хотите отправиться в путешествие, но вы не можете решить в какое именно путешествие вы хотите отправиться. Я хочу вам предложить отправиться в путешествие по стране «Финансов»! И в помощь я вам даю вот такое денежное дерево, оно не простое, а с определенным маршрутом! Дерево вам поможет узнать, что же такое финансы.
Воспитатель: Спасибо Буратино, за такое замечательное дерево.
Буратино: до свидания, ребята, Счастливого пути!
Буратино убегает и оставляет дерево с названиями станций.
Воспитатель: Ну, что, ребята, отправляемся в путешествие! Закройте глаза и повторяйте за мной:
«Вокруг себя повернись и в сказке очутись». Воспитатель отрывает листок- монетку с дерева и читает название станции.
2 часть. Основная.
Первая станция «Историческая»
Презентация «История возникновения денег»
2 слайд.
Воспитатель: Давным-давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой цивилизации…когда мужчина ходил охотиться на мамонта, а женщина ждала его в пещере у очага, денег не было.
3 слайд.
Воспитатель: Прошло много лет и люди научились делать себе из камня топоры, ножи, глиняные горшки, копья, стрелы. Пищу добывали охотой и рыбной ловлей.
4 слайд
Воспитатель: Человеку приходилось все свое время тратить на добывание пищи. Деньги этому человеку совершенно были не нужны. Постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать различные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, 5 шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца, а у другого – наоборот.
5 слайд
Воспитатель: Назовите предметы обмена.
Дети: шкурки животных, ракушки, перья, камни и т. д.
6 слайд
Воспитатель: Больше всего первобытные люди любили меняться украшениями: раковинами, кусочками янтаря, перьями и прочими красивыми вещами. Так украшения постепенно стали деньгами.
7 слайд
Воспитатель: Но, вскоре людям стало неудобно использовать метод обмена. И они решили делать металлические деньги. Кузнецы чеканили монеты. Как чеканили деньги?
Дети: Кусочек металла, серебра клался на наковальню, и по нему ударяли чеканом- молотком с рисунком или надписью.
8 слайд
Древние монеты Руси. (Рассматривание и описание)
9 слайд
Монеты современной России. (Рассматривание и сравнение)
Воспитатель:
- А какие бывают деньги?
Дети: бумажные, металлические.
Воспитатель достает из кармана монету.
- Это что такое? Правильно, монета. Назовите признаки монеты.
Дети: круглая, металлическая, маленькая.
Воспитатель достает из кармана банкноту.
- Это что такое? Правильно, банкнота. Назовите признаки банкноты.
Дети: бумажная, прямоугольная, красивая, легкая.
Воспитатель: Для чего нам нужны деньги?
Дети: покупать товар, копить, класть в банк, оплачивать услуги и т. д.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Отправляемся на следующую станцию.
Закройте глаза и повторяйте за мной:
«Вокруг себя повернись и в сказке очутись». Воспитатель отрывает листок- монетку с дерева и читает название станции.
Вторая станция «Доход - расход»
Воспитатель:Ребята, как появляются деньги у людей?
Дети: люди получают зарплату
Воспитатель Как вы думаете, за что платят зарплату?
Дети: за труд
Воспитатель: Да все эти полученные деньги мы можем считать - ДОХОДОМ, а вот то, на что мы их тратим - это РАСХОД. В каждой семье есть и доходы, и расходы.
- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Доход - расход» (на доске прикреплены две картинки «доход» (картинка - большой кошелек)и «расход» (картинка – маленький кошелек). За каждый ответ воспитатель ставит фишку на соответствующую картинку, в конце игры мы подсчитывают фишки и определяют итог.
Я начну читать сейчас.
Я начну, а вы кончайте
Хором мне вы отвечайте: доход или расход
Мама получила зарплату- доход
Бабушка заболела – расход (Дети объясняют почему расход)
Сестра выиграла денежный приз - доход
Брат потерял кошелёк - расход
Продала бабушка пирожки – доход
Заплатили за квартиру – расход
Папа нашел монетку – доход
Сестре купили куклу, а брату машинку – расход
В гости приехала тетя и привезла свою пенсию – доход. А, что такое пенсия (ответы детей)
Сестра в этом месяце получила стипендию- доход. А, что такое стипендия? (ответы детей)
Воспитатель: А, теперь давайте посчитаем фишки и посмотрим чего было больше доходов или расходов. (Воспитатель считает фишки и делает вывод, что расходы не превысили доход)
Денег в семье стало больше или меньше? (Ответы детей)
Воспитатель: А можно ли деньги как-то сэкономить?
Дети: правильно распоряжаться деньгами, не совершать необдуманных покупок, экономить электричество, воду и т. д.
Воспитатель: - А сейчас предлагаю немного отдохнуть и отправится на следующую станцию.
Закройте глаза и повторяйте за мной:
«Вокруг себя повернись и в сказке очутись». Воспитатель отрывает листок- монетку с дерева и читает название станции.
Физминутка: «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
Третья станция «Загадочная».
Воспитатель: На этой станции для нас Буратино приготовил интересное задание – вопросы. Я буду задавать вопрос, а вы если знаете ответ отвечайте.
Вопросы:
- В каком магазине не купим игрушки,
А купим коньки, и ботинки, и клюшки? (в магазине спорттоваров)
- Если заболела Юля,
Где мы купим ей пилюли? (в аптеке)
- Кто товары продает
— Молоко, сметану, мед? (Продавец)
- Кто товары покупает, Деньги продавцу вручает? (Покупатель)
- Где на прилавке товары лежат,
Все разложенные в ряд? (в магазине)
В каком магазине мы купим продукты —
- Мясо и рыбу, овощи, фрукты? (в продовольственном)
В каком магазине продают игрушки —
- Мишек и кукол, заек и хрюшек? (в магазине игрушек)
- Маленькая, кругленькая из кармана в карман скачет (монета)
- За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьет …. (кассир)
- В неё собираю я полученные монеты,
Чтоб потратить на любимые предметы.
И для этого нужен весёлый поросёнок.
У него в боку отверстие.
Как она называется? (Копилка). Воспитатель показывает копилку.
Воспитатель: А, зачем нужна копилка? (ответы детей, На, что бы вы хотели накопить деньги?
Дети: ответы детей
Молодцы, ребята! Поехали дальше!
Закройте глаза и повторяйте за мной:
«Вокруг себя повернись и в сказке очутись». Воспитатель отрывает листок- монетку с дерева и читает название станции.
Четвертая станция «Очумелые ручки»
Воспитаетель: А сейчас, я предлагаю вам, сделать копилку из конструктора «ТИКО»
Дети проходят за столы и собирают модель копилки опираясь на готовый образец.
Молодцы ребята! Все справились!
Воспитатель: Итак, ребята, деньги нужны людям, в современном мире без них прожить невозможно! Нам пора отправляться в детский сад. Закрываем глаза и повторяем за мной: «Вокруг себя повернись и в детском саду очутись».
Вот мы и в детском саду. Вам понравилось путешествие? Что вы сегодня узнали интересного? Теперь, мы знаем, что такое финансы! Ой, ребята, Буратино приготовил для нас сюрприз. Дети открывают большой кошелек и достают шоколадные монетки.