Баричевская Александра
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Знаки и символы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» : Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Знаки и символы».
Темочки:
Цель: развивать общение и взаимодействие детей между собой, формирование интереса к знаковым системам, моделированию для условного обозначения фигур, временных и пространственных отношений.
Задачи:
1. Продолжать знакомить с понятием «Знак»;
2. Упражнять в умении использовать знаково-символические средства в решении задач;
3. Развивать навыки дешифровки («чтения») знаков-символов («Овощи», «Фрукты»);
4. Закреплять знания о связях и отношениях между числами натурального ряда;
5. Уточнить классификацию геометрических фигур;
6. Развивать умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
7. Воспитывать способность работать в команде, умение доказывать свои суждения.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие».
Материалы и оборудование:
1. Напольные знаки для мальчиков и девочек;
2. Фланелеграф;
3. Схема «Правило трех «П», схема «Девочки и конфеты», схема «Определи геометрическую фигуру»;
4. Знаки «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Человек», «Живой цветок», «Деревья», «Транспорт», «Игрушки»;
5. Муляжи фруктов и овощей;
6. Фишки, синие и красные флажки на каждого ребенка.
Словарная работа:
Знак, сообразительный, смекалистый, геометрическая фигура.
Ход занятия:
(дети заходят в группу и становятся в круг)
В круг широкий, вижу я, встали все мои друзья,
Мы сейчас пойдем налево, а потом пойдем направо,
В центре круга соберемся и назад мы все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем – заниматься мы начнем!
Воспитатель: Сегодня у нас будет математическое соревнование. Любое соревнование требует разминку. Итак, начнем! (игра с мячом)
Я кидаю мяч и задаю вопрос. Вы мяч возвращаете с ответом.
- Какой сегодня день недели?
- Какое время суток?
- Какой месяц?
- Какое загадала число? (больше 4 на один; меньше 8 на один)
В: Молодцы, ребята справились со всеми заданиями в разминке!
Перед началом соревнований нам нужно разделиться на команды, а помогут нам в этом вот такие изображения.
(педагог выносит знаки-символы для девочек и мальчиков, дети соответственно этим знакам рассаживаются на скамейки)
В: Дети, что это за изображения?
Дети: Это знаки!
В: Почему вы решили, что это знаки? Может, это картинки или рисунки? Какие вы знаете главные черты или особенности знаков?
Д: Знаки простые, понятные и правильные.
В: Действительно, для всех знаков есть правило «ТРЕХ «П» :
Знак – Простой – Понятный - Правильный.
В: Молодцы, ребята! Все правильно ответили на вопрос. За это каждой команде присваивается по одному очку (рядом со знаком команды прикрепляется фишка).
А теперь, мы начинаем соревнования! Правила просты: командам дается задание на время, после совместного обсуждения, вы говорите ответ. За правильный ответ команда получает фишку. В конце соревнований по количеству фишек определяем победителя.
А сейчас выберете название для своей команды (команды выбирают).
Задание №1 «Подбери знак»
(вызываются по одному человеку от каждой команды)
Перед вами лежат овощи и фрукты, вам нужно подобрать простой, понятный и правильный знак среди остальных знаков.
В: Скажи, почему ты подобрала знак с изображением моркови, ведь здесь есть и капуста, и свекла, а на знаке только одна морковь (ответы детей)
Да, потому что знак с изображением морковки подходит для всех овощей.
В: Которая по счету морковь?
В: Верно! А у тебя знак с изображением яблока, хотя на тарелочке разные фрукты.
Илья: Этот знак для всех фруктов.
В: Которое по счету яблоко?
В: Молодцы, ребята! Всем командам достается по одному очку.
Задание №2 «Всем ли девочкам хватит конфет?»
(педагог показывает картинку-схему «Девочки и конфеты»)
В: Дети, кто и что здесь изображено? Это рисунок или знаки?
Д: Это знаки для девочек, знак для сладостей.
В: Надо узнать, всем ли девочкам - сладкоежкам хватит конфет. Как это сделать? (ответы детей)
В: Да, можно посчитать, использовать при счете фишки, объединить в группы, соединить линиями.
В: Верно, ребята. Давайте мы объединим их в группы и узнаем ответ на вопрос. Время пошло. (ответы детей)
В: Да, конфет хватит всем девочкам, даже одна лишняя остается. А сколько групп предметов у вас получилось? (ответы детей)
В: За правильные ответы вы получаете еще по одному очку.
Физминутка:
Раз – поднялись, потянулись,
Два – согнулись, разогнулись,
Три – в ладошки три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Задание №3 «Угадай геометрическую фигуру»
В: Я загадала фигуру, а вы должны ее угадать и нарисовать. Помогут угадать ее вам простые, понятные и правильные знаки.
(педагог демонстрирует схему «Определи геометрическую фигуру»)
Это фигура не зеленая, небольшая, у нее нет углов, но это не круг. Что это за фигура, нарисуйте ее.
Д: Это красный маленький овал.
В: Молодцы, ребята! Настало время подсчитать ваши фишки и определить победителя.
(подвести к тому, что все команды набрали равное количество очков,
поэтому всем девочкам вручаются красные флажки, а мальчикам – синие)