Клюева Наталья
Конспект НОД с использованием ИКТ по познавательному развитию детей подготовительной группы «Зимний цветик-семицветик»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию детей
(с использованием ИКТ)
с детьми подготовительной к школе группы
«Зимний цветик - семицветик»
Клюева Наталья Александровна Музыкальный руководитель
МБДОУ д/с № 65 г. Балаково Саратовской области
Публикация «Конспект НОД с использованием ИКТ по познавательному развитию детей подготовительной группы „Зимний цветик-семицветик“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно - исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цель:
систематизировать знания детей о праздниках
Задачи:
1) расширить знания детей о зимних православных праздниках Руси;
2) способствовать становлению духовно-нравственных ценностей у детей;
3) пробудить эмоциональную отзывчивость;
4) создать условия для реализации творческой деятельности.
Приоритетная область: «Познание».
В интеграции: «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье», «Социализация», «Физическая культура», «Безопасность», «Труд».
Предварительная работа:
изготовление елочных игрушек из старых открыток и журналов (аппликация)
разучивание песни «Нам этот мир завещано беречь»
рисунки детей «Мое самое большое желание»
Дидактический материал:
Демонстрационный: цветик - семицветик, календарь зимних праздников, презентация, толстая книга, розги; маленькая искусственная елочка с самодельными игрушками; веревочка с двумя узелками.
Раздаточный: снежинки на ниточке; фигурно разрезанные «валентинки»; метла для игры.
Организационный момент.
Музыкальный руководитель: ребята, сейчас начнет звучать музыка, и я вас попрошу войти в зал так, как она вам подсказывает.
Звучит русская народная мелодия плясового характера. Дети входят в зал, выполняя характерные движения (с притопами, разводя руки в стороны, кружатся с «дробушками» и т. д.). Встают в круг.
Музыкальный руководитель (поет) Здравствуйте, ребята!
Дети (поют) Здравствуйте!
День добрый! День добрый!
Слова эти мы повторим!
День добрый! День добрый!
Здравствуйте всем говорим! (легкий поклон)
Музыкальный руководитель. Ребята, скажите, какая музыка звучала, когда вы входили в зал? (быстрая, веселая, народная, праздничная).
Музыкальный руководитель.
- Сегодня я вас приглашаю в необыкновенное путешествие - в страну зимних праздников потому что зима - самое богатое время для празднования. А почему, как вы думаете?
(ответы детей).
- Ребята, скажите, как вы думаете, праздник Рождество – это православный праздник или государственный? А может, международный? Правильно, это православный! А какие вы уже знаете православные праздники?
А 8 Марта? Это православный праздник?
- Давайте поиграем, я буду называть праздники, а вы хлопайте в ладоши, если это праздник православный или поднимите руки вверх, если это обычный праздник. Хорошо?
Новый год, Пасха, День радио, Рождество, Яблочный Спас, 1 мая, День Победы, Троица, Святого Николая, День Независимости, Покрова, День Конституции, Вербное воскресенье, Масленица.
Ребята, путешествуя по стране зимних праздников, мы будем складывать вот этот необыкновенный цветок «Зимний цветик - семицветик» (см. Приложение) (показывает на магнитную доску) - вы видите, здесь одна только серединка, а когда соберутся все лепестки (а у цветика - семицветика сколько лепестков, то мы сможем загадать желание, одно и большое для всех. Вы готовы?
Вот и календарь зимних дней (см. Приложение).
А какой первый месяц зимы? Отгадайте загадку:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год.
(декабрь)
Открываем календарь - начинается декабрь. Отправляемся в путешествие
в волшебную и интересную страну зимних праздников? А снежинки - пушинки и ветер помогут нам.
Звучит вальс Е. Доги. Дети берут снежинки на ниточках, дуют на них и медленно идут по кругу.
Музыкальный руководитель. Как стало холодно! Снежинки кружатся и медленно опускаются на землю (дети опускают снежинки на пол). Замерзли?
Динамическое упражнение «Мы на лыжах в лес пойдем»
Мы на лыжах в лес идем, Дети машут руками, словно работают
Мы взбираемся на холм. лыжными палками
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер, Вращение туловища вправо и влево
Он деревья крутит, вертит
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
По дорожке, по дорожке Подскоки на правой ноге
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке Подскоки на левой ноге
Скачем мы на правой ножке.
По тропинке побежим, Бег на месте
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке Прыжки на месте на двух ногах
Мы попрыгаем, как зайки,
Вверх потянулись,
Всем улыбнулись. Улыбаются друг другу
(Показ слайда «Зимний лес». см. Приложение)
Музыкальный руководитель.
Вот мы и пришли. Посмотрите, зимний лес, маленькая елочка (наигрывает мотив). Вам эта песня знакома? Молодцы! И вот так, однажды увидав вот такую беззащитную елочку композитор (показ слайда «Портрет Александровой З. Н» см. Приложение) Зинаида Николаевна Александрова написала песню «Маленькая елочка». А третьего декабря (показывает календарь) Зинаиде Николаевне исполнилось бы 106 лет. Это, ребята, памятная дата. Давайте мы с вами исполним песню «Маленькая елочка», трое ребят украсят вот эту (ставит на стол маленькую елочку) елочку. Игрушки у нас уже готовы.
Дети встают вокруг стола и поют, а трое детей украшают елочку.
Музыкальный руководитель. А еще у Александровой Зинаида Николаевна есть замечательные стихотворения, одно из них вы очень хорошо знаете:
Пальчиковая гимнастика
«Раз - два - три - четыре - пять!"
Раз - два - три - четыре – пять! Загибают пальчики на правой руке
Будем пальчики считать - Ударяют пальчиками по правой ладони
Крепкие, дружные Руки в замок
Все такие нужные. Замок разомкнуть, большие пальцы вверх
На другой руке опять: Ударяют пальчиками по левой ладони
Раз - два - три - четыре – пять! Загибают пальчики на левой руке
Пальчики быстрые, Перебирают пальчиками в воздухе
Хоть не очень чистые! "Фонарики» перед собой
Много пальчикам хлопот: Хлопки ритмично чередуются со шлепками
То играют в ладушки, по коленям
То зачем то лезут в рот, Стучат кулачком о кулачок
Книжки рвут у бабушки. Трут ладошками
Переделав все дела, Гладят себя по голове
Тянут скатерть со стола, Гладят поочередно одну руку другой
Лезут в соль и в компот, Собирают щепоткой, потряхивают кистями
А потом наоборот. Потряхивают кистями рук, собирают пальцы
щепоткой
Пальчики дружные, Сжимают и разжимают пальцы обеих рук
Все такие нужные! Хлопки
Музыкальный руководитель. Молодцы! Итак, наша первая зимняя встреча была с композитором Александровой, автором (какой детской песни). Какого цвета будет лепесток на нашем цветике - семицветике? (зеленый - елочка - то зеленая). Прикрепили к серединке лепесток. Отправляемся дальше.
Перелистываем календарь, ой, что-то я много сразу листочков перевернула- попала на 14 декабря!
Звучит музыка (не очень веселая) и входит Иванушка (переодетый воспитатель) с книгой «Азбука» под мышкой, розгами в другой руке.
Музыкальный руководитель. Здравствуй, Иванушка!
Иванушка. Здравствуйте, ребята! Как у вас весело! А ко мне домой сегодня учитель придет, посвящать в ученики будет. Вот книгу и розги (показывает) несу — учитель велел.
Музыкальный руководитель. Иванушка, расскажи поподробнее, это что же за обряд такой?
Иванушка. Да, ведь сегодня праздник - День Наума - грамотника.
(показ слайда «Наум - грамотник» см. Приложение)
14 декабря – день Наума Грамотника, который был покровителем ребят-учеников: «Батюшка Наум, наведи на ум». Этот день отмечается как праздник грамоты, как праздник (обряд) посвящения в ученики. Обучение на Руси начинается осенью, поэтому ко дню Наума Грамотника ученики уже могут показать свои успехи. Отцы семейства приглашают учителя в свой дом. Он приносит с собой букварь и розги. Вначале ученик получает три символических удара розгами, а затем показывает родителям свои успехи. Учителя после его трудов угощают, дарят ему подарки.
(показ слайда «Старославянские буквы» см. Приложение)
- А вот как учили буквы раньше на Руси.
Аз, буки – бери указку в руки.
Аз, буки, верендеи – мухи в квас залетели.
Ер, еры – упал дедушка с горы.
Аз, буки – вот и все науки (заканчивает совсем грустно)
Музыкальный руководитель. Иванушка, а ты поиграй с нами!
Иванушка.
Будем вместе веселиться
И резвиться, и играть,
И вниманье проверять.
Вы же будьте начеку:
Если в тексте ошибёмся,
Вы похлопайте в ладоши.
Коль порядок со словами,
Вы потопайте ногами.
- Колокольчики звонят: хрум-хрум-хрум. –
- Лает пё сик во дворе: мяу-мяу-мяу. –
- Жук на дереве жужжит: жу-жу-жу. +
- Утки серые кричат: кря-кря-кря. +
- Козлик серенький кричит: му-му-му. –
Иванушка. Молодцы! Примите эти узелки на память от меня - вам ведь скоро в школу идти, пригодятся! Это я, чтобы не забыть что - то сделать, завязывал узелок на память.
(Достает верёвочки с узелками).
Первый узелок гласит: «Во время ученья нельзя есть, а то заешь выученное»
Второй узелок гласит: «Если учишь по книге, то, окончив, должен её закрыть, в противном случае всё позабудешь".
Помните об этом, когда грамоте обучаться будете!
И не забывайте, что 14 декабря - день Наума Грамотника.
Музыкальный руководитель. Иванушка, а как ты думаешь, какого цвета будет наш следующий лепесток у этого цветка? (ответы детей- фиолетовый, серьезный). Катя, прикрепи его к серединке.
Музыкальный руководитель. Погостишь у нас еще, Иванушка?
Иванушка. Охотно!
Музыкальный руководитель. Тогда переворачивай листочки на календаре!
Иванушка. Вот сколько я сразу перевернул, сразу на новый год попал!
Музыкальный руководитель. Ребята, новогодний праздник – самый древний из всех существующих праздников.
Иванушка. В честь Нового года надобно учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор.
Музыкальный руководитель. Иванушка, а у вас в какие игры дети играют?
Иванушка. «Бабка Ежка»! Ребята, кто считалочки знает?
Ребенок.
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети.
Кукушата просят пить,
Выходи - тебе водить!
Проводится игра «Бабка Ежка».
В середину круга встает водящий- Бабка Ежка. В руках у нее- «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее (поют говорком) :
Бабка Ежка
Костяная ножка
С печки упала,
Ногу сломала,
А потом и говорит: У меня нога болит.
Пошла она на улицу - раздавила курицу.
Пошла на базар - раздавила самовар.
«Бабка Ежка» скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется- тот и замирает.
Музыкальный руководитель. Ох, как запыхались, совсем нам Бабка Ежка передохнуть не дает. А давайте-ка, ребята, мы от Бабки Ежки ладошками закроемся! (выполняется Дыхательная гимнастика «Ладушки-ладошки»)
Музыкальный руководитель. Ребята, какого цвета лепесток на наш цветочек мы прикрепим? (красный - как Дед Мороз)
«Бабка Ежка» переворачивает листок календаря.
Иванушка. Январь – просинец (от слова - «сиять») .
(показ слайда «Детский рисунок Рождества» см. Приложение)
Музыкальный руководитель. Самый светлый праздник- Рождество! Главное в Рождество – заботиться о тех, кто нам дорог, искренне, с любовью и вниманием.
Иванушка. Радовать и не огорчать своих родителей, дарить друг другу радость!
(показ слайда «Рождество» см. Приложение)
Музыкальный руководитель. Иванушка, а мы такую замечательную песню знаем- о том, как подарить друг другу радость.
Исп. Песня «Радость - это свет!» слова и музыка Т. Пряхиной
Музыкальный руководитель. Ребята, какой цвет у следующего лепестка? (Голубой, чистый, светлый). Дима, прикрепи лепесток!
Музыкальный руководитель. Саша, переворачивай следующий листок!
(показ слайда «Спасибо!» см. Приложение)
День 11 января сегодня стали называть «праздником вежливости», «самой вежливой датой» и другими подобными названиями, но официально он называется Международным днём спасибо.
В этот день надо быть вежливым, и постараться сказать «спасибо» минимум 100 раз, причём неважно кому – родным, друзьям, знакомым или незнакомым людям, которые сделали для вас что-то хорошее.
Международный день «спасибо» решили отмечать всего раз в году, как и другие праздники, но разве это означает, что вежливым надо быть только один день? (ответы детей)
Игра «Вежливое слово»
-Растает даже ледяная глыба от слова тёплого (спасибо).
-Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).
-Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).
-Мальчик вежливый, развитый говорит при встрече (здравствуй).
-Когда нас бранят за шалости, говорим (прости, пожалуйста).
-И во Франции и в Дании на прощание говорят (до свидания).
Музыкальный руководитель. Какой цвет у следующего лепестка? (Оранжевый - «Не забудь сказать спасибо!», потому что в природе оранжевый цвет- цвет «внимание!»). Ребята, переворачиваем следующий листок.
(показ слайда «Крещение»)
Иванушка. Очень важный праздник для людей - Крещение. В этот день купание в проруби избавляет от болезней и очищает душу и тело.
А еще у нас гадали. Надо положить в блюдо какую-нибудь одну свою вещь. В старину девушки клали колечко, сережку, ожерелье, браслетик. (Девочки кладут) А теперь накрываем блюдо платком, встряхиваем. И начинаем петь старинную гадальную песню.
(Запевает, дети подпевают)
Саночки со-подрезами,
Далеко те саночки, а-е,
Повезут меня!
Кому вынетсе, а-е.
Тому сбудетсе!
Правда сбудетсе, а-е,
Не минуетсе!
— Чей браслет?
— Мой, мой!
— Ждет тебя в новом году путешествие! Далеко те саночки повезут тебя! Наверное, в другую страну съездишь, много нового увидишь, нам потом расскажешь!
Живут за рекой мужики богатые,
Гребут золото, а-е.
Все лопатою!
Кому вынетсе, а-е.
Тому сбудетсе!
Правда сбудетсе, а-е.
Не минуетсе!
— Чье кольцо?
— Мое!
— Поздравляем! Подарков у тебя будет много в этом году! Самые заветные мечты сбудутся!
Над печью звезда
Высоко взошла!
Кому вынетсе, а-е,
Тому сбудетсе!
Правда сбудетсе, а-е,
Не минуетсе!
— Чье кольцо? Звезда — это удача! Ждет тебя в новом году большая радость, удача! Может, клад найдешь, а может, друга нового, который еще лучше клада будет! Удача тебя ждет! Поздравляем!
Кому мы споем, а-е,
Тому быть с добром!
Кому вынетсе, а-е,
Тому сбудетсе!
Правда сбудетсе, а-е,
Не минуетсе!
(Материал можно сократить)
Я всем желаю в новом году добра! Счастья! Благополучия! Здоровья! И удачи!
Музыкальный руководитель. Ребята, какого цвета лепесток? (Синий- как вода). Прикрепляем синий лепесток. Отправляемся дальше? Переворачиваем листок у календаря!
Иванушка. Ух ты! Самый серьезный месяц зимы! Февраль – сечень (секут метели) и снежень, лютый.
Музыкальный руководитель. Иванушка, а мы загадку про этот месяц знаем:
В гости мы весну торопили,
Тем, что этот месяц сократили.
Март наступил и нам не жаль,
Что быстро кончился (февраль)
(показ слайда «Сердечко» см. Приложение)
- "День Святого Валентина». Это Международный праздник. Интересно, что традицию отмечать День святого Валентина в России начали именно дети : во всех школах начиналось массовое изведение тетрадных листочков — превращением их в сердечки - "валентинки», раскрашенные красными фломастерами, и сочинительством стишков про любовь. В Финляндии и в Эстонии этот день называется Днём друзей. Кроме того, что праздник отмечают влюбленные, просто друзья (независимо от пола) дарят друг другу поздравительные открытки и прочее.
Иванушка. С Днем Любви вас, Друзья! И пусть таких дней у вас будет как можно больше!
Музыкальная игра: «Найди свою половинку».
Под звучание мелодии русской народной песни «Во поле береза стояла» дети берут половинку «валентинки», ходят в произвольном направлении по залу и ищут свою пару. Когда мелодия поменяется на «Калинку» дети кружатся со свим партнером. Вид кружения выбирают сами («лодочкой», «вертушкой», «самоварчиком», девочка может кружиться под рукой партнера и т. д.)
Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята, вот сколько дружеских сердечек у нас! Поднимите их!
(показ слайда «Сердечки» см. Приложение)
Иванушка. И лепесток последний остался - желтый, веселый! Цветик - семицветик расцвел! (внимание на доску).
Музыкальный руководитель. Ребята, давайте загадывать желание!
Ребенок. Мое желание я нарисовала (показывает рисунок) и рассказывает:
Над землёю солнце светит,
На траве играют дети,
Речка синяя, а вот -
Пароход по ней плывёт.
Вот дома - до неба прямо!
Вот цветы, а это - мама,
Рядом с ней сестра моя.
Слово "мир" рисую я.
Ребенок. И я стихотворение знаю!
Раз-два-три-четыре-пять!
Всех чудес не сосчитать.
Красный, белый, жёлтый, синий!
Солнце, воздух и вода!
Горы, реки, города!
Труд, веселье, сладкий сон!
А война пусть выйдет вон!
Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята! Это самое большое желание всех людей на планете - чтобы был мир. (Переворачивает листок календаря- 23 февраля). И поэтому мы очень широко и торжественно отмечаем праздник защитника Отечества. Мы можем быть спокойными за мир на нашей земле, за чистое небо над головой! С наступающим тебя праздником, Иванушка, мы знаем, что русский солдат (показ слайдов «Русская и современная армия» см. Приложение) всегда с честью выполняет свой долг!
Иванушка. Спасибо вам, ребята, очень интересно было с вами, но мне пора- родители, наверное, заждались! До свидания! (Уходит)
Музыкальный руководитель. Ребята, смотрите, какой у нас цветик- семицветик расцвел! Вот этот лепесток (зеленый)- о чем мы узнали? (дата); фиолетовый (какой праздник)- православный, красный лепесток (какой праздник)- народный, голубой (какой праздник)- православный, оранжевый (какой)- международный праздник, синий (какой)- православный, желтый (какой)- международный. Разные праздники бывают. А впереди у нас какой праздник? Государственный! С наступающим вас праздником - Днем защитника Отечества, ребята! Я предлагаю исполнить песню «Нам мир завещано беречь».
Нам этот мир завещано беречь
Муз. Чичков Ю. ,сл. Пляцковский М.
1. Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.
Припев.
Нам этот мир завещано беречь,
Нам этот мир завещано беречь,
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.
И землю удивительную эту.
2. Завещано беречь нам этот мир -
Такой неповторимый на рассвете.
Он с детства очень дорог нам и мил,
За будущее мира мы в ответе.
Припев:
Он с детства очень дорог нам и мил,
Он с детства очень дорог нам и мил,
Он с детства очень дорог нам и мил,
За будущее мира мы в ответе.
За будущее мира мы в ответе.
3. Мы не дадим стать пеплом и золой
Тому, что красотой земной зовётся.
Пусть будет мирным небо над землёй,
Пусть вечно детство звонкое смеётся!
Припев:
Пусть будет мирным небо над землёй,
Пусть будет мирным небо над землёй,
Пусть будет мирным небо над землёй,
Пусть вечно детство звонкое смеётся!
Пусть детство звонкое смеётся!
Музыкальный руководитель. Спасибо вам, ребята! До свидания!
Дети выходят из зала.
Используемая литература :
1. «Круглый год. Народный календарь». Составитель Андреева М. Ф. - Спб
«Агропромиздат», ТОО «Диамант», 1998г.
2. «История педагогики. Воспитание и образование в России (Х- начало ХХ века). Учебное пособие. - М. Издательский дом «Форум», 1998г.
3. Малые жанры русского фольклора. Учебное пособие для филологических вузов. Сост. Морохин В. Н. - 2 изд, испр. И доп. - М. Высш. Школа, 1986г.
4. Народная детская поэзия (прибаутки, считалки, детские игры). Автор- составитель Новицкая М. Ю. - М. АРКТИ, 1999г.
5. «Дни величальные. Страницы народного христианского календаря». Юдин В. Н. - Саратов, 2012г.
6. «Знакомство детей с русским народным творчеством». С. - Петербург, «Детство -Пресс», 2008г, авторы: Бударина Т. А., Корепанова О. Н., Куприна Л. С.