Ирина Измоденова
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию на тему «Зима»
▼ Скачать +Заказ
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию на тему
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение Детский сад № 83
"Искорка" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
познавательно-речевого развития воспитанников г. Орска
Конспект НОД
по познавательно-речевому развитию на тему : "Зима"
(средняя группа)
Выполнил:
Измоденова И. Б.
воспитатель 1 кв. категории
Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию на тему „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2013
Тема: "Зима"
Направление деятельности: познавательно-речевое.
Цель: закрепить знания детей о зиме, о сезонных изменениях в природе, связанные с зимним периодом, познакомить с новыми словами "вьюга", "метель".
Задачи:
- воспитательные: воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать желание, помогать тому, кто нуждается в помощи;
- развивающие : развивать умение давать развернутые ответы, умение читать схемы-модели, таблицы;
- образовательные: закрепить с детьми признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом, упражнять в подборе определений к заданному слову, формировать умение строить связные высказывания по схеме.
Оборудование: телевизор, DVD.
Материалы для занятия:
- фотоиллюстрации с изображением зимних пейзажей;
- картинки с изображением птиц;
- картинки, разрезанные на фрагменты (елка, снегирь, снеговик);
- елочки;
- модели признаков зимы;
- прозрачные бутылочки с конфити (по количеству детей);
- игрушка-обезьянка, посылка.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Оргмомент
Психогимнастика:
"Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, легкий ветерок,
Здравствуй утро, здравствуй день!
Нам здороваться не лень.
Мотивация
Воспитатель: Сегодня утром я получила посылку. Хотите посмотреть? (Да)
Воспитатель открывает коробку, внутри лежит обезьянка.
Воспитатель: Ребята, кто это? (Ответы детей) Откуда ты?
Обезьянка: С жаркой страны.
Воспитатель: Зачем ты забралась в коробку?
Обезьянка: Я вам отвечу, только помогите мне. Я так долго добиралась до вас, что забыла, о чем хотела у вас узнать. Поэтому я захватила с собой вот такие разноцветные карточки, которые послужат вам подсказкой.
Воспитатель достает из посылки разноцветные карточки, раскладывает на столе цветной рубашкой вверх.
Воспитатель: Выберите себе по одной карточке. Те ребята, у кого карточки с синей рубашкой, подойдите к столу, отмеченному синим кружком. Те, у кого рубашки красные, подойдите к красному столу, у кого желтые - к желтому столу.
Воспитатель переворачивает одну карточку и говорит: "Смотрите, на обратной стороне еще что-то есть. Переверните свои карточки и сложите их так, чтобы получилась целая картинка. Что у вас получилось?" (Дети перечисляют - снеговик, елочка, снегирь). К какому времени года можно отнести эти картинки? (К зиме). О чем хотела узнать обезьянка? (О зиме).
Обезьянка: Да, ребята, я вспомнила, о зиме! Какие вы счастливые. Вы знаете, что такое зима. А там, где я живу и мои друзья, никогда не бывает зимы, у нас все время жарко, светит солнце. Вот поэтому я и отправилась к вам, чтобы ребята мне рассказали о зиме.
Воспитатель: Поможем, ребята? (Да).
Как можно помочь? (Высказывания детей - нарисовать, написать письмо, рассказать). Есть такая пословица: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". А ведь нашей гостье нужно будет рассказать о зиме своим друзьям. Поэтому я вас всех приглашаю в путешествие в лес. На чем можем ехать? (Высказывания детей). А я вам предлагаю поехать на санях. (Дети встают друг за другом парами, двигаются по комнате)
Во время движения натыкаются на сугроб, в котором лежат схемы-модели.
Воспитатель: Еще какие-то картинки. Что это за картинки? (Схемы-модели). Возьмем их с собой, они нам еще пригодятся.
2. Основная часть.
Дети останавливаются у телевизора, рассаживаются на ковре, рассматривают слайды с зимними пейзажами.
Воспитатель: Посмотрите какая красота! Какое время года изображено на фотографиях? (Зима). Вы догадались, о чем будем говорить сегодня? (О зиме). Значит в каком лесу мы оказались? (В зимнем). Выберите схему-модель зимы.
Что она означает? (Зима). Какие приметы зимы вы знаете?
Дети:
- День становится короче, а ночь длиннее;
- Солнце светит, но не греет;
- Стоит мороз, холодно;
- Идет снег.
По ходу ответов дети выбирают модели.
Воспитатель: Обезьянка, а Соня знает стихотворение о снеге, о зиме и прочитает его нам.
"Снежные медвежата"
Какой пушистый, чистый снег!
Кусты одеты в белый мех.
Они стоят несмелые,
Как медвежата белые
Воспитатель: А что вы знаете про снег? Что такое снег? (Снег - это замерзшая вода).
Воспитатель: Какими словами можно сказать о снеге? Какой он? (Белый, холодный, пушистый, сверкающий, блестящий).
Воспитатель: На что он похож? (На вату, на пух, На что похожи снежинки? (На звездочки, на цветочки, на пушинки).
По мере называния слов, дети выбирают модели.
Воспитатель: Скажите, как называется погода, когда идет снег и дует ветер? (Если дети затрудняются, называет воспитатель - метель, вьюга). Хотите ее увидеть?
Воспитатель раздает детям бутылки с конфетти, в которых сквозь пробку продета трубочка. Подуйте что есть силы в эту трубочку. Что у нас получилось? (Вьюга).
Воспитатель: Догадайтесь ребята, где модель снега, а где вьюги? Дети выбирают
Воспитатель: Я знаю игру, в которой говорится про снег. Выходите ко мне, я буду говорить слова, а вы за мной повторяйте.
Физминутка
Снег сегодня шел с утра (руки сверху вниз опускаются,
Рада снегу детвора (хлопают в ладоши).
Снег на ветках (руки вверх,
На дорожках (опустили вниз,
На носах и на ладошках (показывают нос и ладошки).
Обезьянка: А можно я тоже выберу картинку? (Берет модель леса)
Воспитатель: Ребята, о чем мы еще не рассказали нашей гостье? (о деревьях, о лесе). Как выглядят зимой деревья в лесу? (Они укрыты снегом, будто одеялом, одеты в снежные шубки, стоят задумчивые, будто спят)
Дети подходят к елочке, на которой сидит синичка.
Воспитатель: Посмотрите ребята, кто к нам прилетел? Как называется птицы, которые остаются с нами зимой? (Зимующие). Назовите их. (Дети выбирают модель птицы.) Как мы можем помочь им пережить суровую зиму, почему мы должны помогать птицам зимой?
Дети: О птицах нужно заботится зимой, помогать им, кормить их, потому что зимой холодно, птицам трудно добыть себе корм, потому что нет насекомых.
Дети подходят к другой елочке, на которой сидят птицы, зимующие и две-три перелетные. Далее проводится дидактическая игра "Кто лишний?". Дети называют перелетные птиц. (Утка, журавль и т. д.)
Обезьянка: Что-то холодно мне стало.
Воспитатель: Давайте согреемся и поиграем. В какие игры можно играть зимой?
Дети:
- в снежки!
- кататься на коньках, лыжах.
Выставить схему-модель. Дети имитируют зимние игры.
Воспитатель: А теперь нам пора в детский сад. Садимся на саночки. (Едут).
3. Рефлексия.
Воспитатель: Вот мы и приехали. Ребята, а сейчас, чтобы обезьянка ничего не забыла, давайте вспомним все, что мы знаем о зиме. А поможет вам эта таблица, чтобы вы ничего не пропустили.
Дети разбирают по одной модели и, согласно выбранной модели, составляют рассказ по таблице (см. таблицу ниже).
Воспитатель складывает таблицу, кладет в посылку и говорит: "А это тебе, обезьянка, чтобы ты ничего не забыла, когда будешь рассказывать своим друзьям о зиме".
Обезьянка благодарит ребят.
Воспитатель: Ребята, пусть обезьянка погостит у нас до вечера, а вечером мы все вместе проводим ее домой.