Ольга Чижова
Конспект НОД по познавательно-речевому направлению в средней группе Тема: «Путешествие с капелькой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать познавательно-исследовательские способности детей
Задачи:
Обучающие задачи: дать детям понятие значимости воды в жизни людей.
Научить детей находить воду в окружающем мире, проводить несложные опыты с водой.
Дальнейшее знакомство со свойствами воды (вода растворяет, вода может менять свой цвет и вода может менять свой вкус) в процессе исследовательской деятельности.
Закрепить имеющиеся знания детей о знакомых свойствах воды (вода жидкость, бесцветная, безвкусная, не имеет запаха).
Дать детям понятие значимости воды в жизни человека.
Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому направлению в средней группе Тема: „Путешествие с капелькой“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2013
Развивающие задачи: развивать любознательность, наблюдательность, мышление и речь детей; учить делать элементарные обобщения и выводы.
Расширять и активизировать словарь: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, сладкая, соленая, зеленка, марганцовка, глобус, планета Земля, снежные сугробы, ледники, море, океан, растворились, течет, переливается.
Развивать навыки проведения опытов, интерес к опытам. Учить соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
Развивать сознательное отношение каждого ребенка к бережному использованию воды
Воспитательная задача: воспитывать бережное отношение к воде.
Форма проведения: занятие-путешествие
Тип занятия: комбинированный
Место проведения: групповая комната
Методы обучения:
- словесные (рассказ воспитателя, рассказы детей, вопросы, рассуждение, объяснение, художественное слово)
- практические (показ опытов, самостоятельное проведение опытов, приклеивание изображение капелек)
- наглядные (рассматривание, показ символов свойств воды)
Оборудование:
раздаточный материал: стаканчики с зеленкой, марганцовкой, пиалы с солью и сахаром, ложечки, салфетки, клеенки, стаканы, голубая краска, картинки - подарки - по количеству детей
демонстрационный материал: символы обозначения свойств воды, игрушка - Капелька, рисунки детей "Где живет вода",аудиозапись "Звуки природы " - журчание ручейка, изображение "капельки"
Предварительная работа: изготовление панно «Кому нужна вода», чтение рассказов, сказок познавательного характера, просмотр мультфильма «Ручеек», опыты (превращение снега в воду, воды в лед, беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живет в воде», дидактические игры «Волшебные палочки», «Горячо и холодно», целевые прогулки к реке, исследовательская деятельность в уголке природы и в уголке «Хочу все знать», игры с водой, рисование на тему: «Где живут капельки», отгадывание загадок, заучивание стихотворений.
Интеграция:
ОО «Социализация»
ОО «Коммуникация»
ОО «Здоровье»
Прогнозируемые результаты:
- знание свойства воды (вода жидкость, бесцветная, безвкусная.);
- проявление интереса к опытам, соблюдение мер безопасности при проведении опытов;
- увеличение словарного запаса детей по теме;
- дети стали при выполнении водных процедур бережней относиться к воде;
- появление элементарной осознанности понятия значимости воды в жизни детей.
Ход образовательной деятельности
Вводная часть
Звучит аудиозапись"Звуки природы" - журчание ручья
В группе появляется игрушка - Капелька
Вос-ль: - Ребята, кто это к нам пришел? Ты кто? (Я, капелька)
- А зачем ты к нам пришла? (я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе)
- Дети, давайте покажем Капельке, где живут ее сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу.
Основная часть
Путешествие-поиск капелек воды по группе (дети идут по группе, делают остановки.)
Вместе с детьми Капелька ходит по группе, и дети показывают ей, где можно встретить воду. На каждом объекте, где находим воду, приклеиваем "значок" капельки. После чего дети объясняют, для чего нужна вода в каждом из найденных объектов расположенных в группе (рассуждения детей):
В уголке природы: лейка с водой
Дети: Растениям нужна вода. Они живые и без воды они погибнут (приклеивают изображение капельки)
В групповой комнате: краны для умывания
Дети: Вода нужна, чтобы мыть нам руки, лицо, кисточки, стаканчики, игрушки (приклеивают изображение капельки)
В туалетной комнате: кран для мытья рук
Дети: Мыть руки взрослым – воспитателю, помощнику воспитателя, мыть игрушки, готовить воду для закаливания (приклеивают изображение капельки)
В уголке для игр с водой: ванночка для игр с водой
Дети: Вода нужна, чтобы играть (приклеивают изображение капельки)
Около мойки: кран для мытья посуды
Дети: Помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убирать в группе (приклеивают изображение капельки)
На столе чайник с водой:
Дети: Вода нужна, чтобы мы могли ее пить (приклеивают изображение капельки)
Вывод вос-ля: - Вот Капелька, сколько в нашей группе твоих сестричек-капелек живет, которые приносят нам большую пользу. Но твои сестрички живут не только здесь, но и на улице. И сейчас ребята тебе расскажут и покажут в своих рисунках, где ты можешь еще встретить сестричек-капелек (в луже, в реке, в озере, в море, в снежном сугробе) (рассказы детей)
Капелька: - Ребята, спасибо вам за то, что вы так хорошо знаете моих сестричек-капелек.
Без меня вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Вы меня в пруду найдете
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда
Наша спутница – вода!
Вос-ль: Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле.
Вос-ль: - Ребята, наша гостья – Капелька спрашивает, а что это у нас за какие-то непонятные значки (обращаю внимание на символы свойств воды на мольберте)
- Кто из вас расскажет Капельке, что обозначают эти символы? (опрос детей)
Предполагаемые ответы детей
• Вода – это жидкость, ее можно наливать и переливать (во что-нибудь: в стакан, в ведро; ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.)
• Вода бесцветная - она не имеет цвета
• Вода не имеет вкуса - она безвкусная
• Вода не имеет запаха
Вос-ль: - Молодцы! Я вами довольна! И я надеюсь, что Капелька узнала от вас, какими свойствами она обладает. И тоже рада за ваши знания!
- Ребята, а вы знаете, что воду нужно беречь? (ответы детей)
Вос-ль: - Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только чистая, очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил.
Вот поэтому воду надо беречь и у нас в группе живет памятка - напоминалочка… Какая? (ответы детей)
- Давайте покажем и расскажем Капельке и нашим гостям (дети подходят к кранам для умывания и показывают значок-правило - "помыл руки – плотно закрой кран")
- И все ребята, и взрослые в группе выполняют это правило! Правда?
- А дома, в ваших семьях, это правило соблюдается всеми членами вашей семьи? (ответы детей)
Физкультминутка: игра «Мы капельки»
(методическое пособие Н. А. Рыжовой «Волшебная вода» стр. 22, М. П. 97г.)
Вос-ль: - Ребята, а, я знаю еще одно свойство воды, с которым вы и Капелька еще незнакомы.
- Вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом?
Тогда приглашаю вас всех вместе с Капелькой в нашу детскую лабораторию «Солнышек» и как настоящие ученые будем проводить опыты, чтобы узнать это интересное свойство воды.
Опыт «Вода – растворитель» (проводит воспитатель: на столе у воспитателя 2 стакана с водой, зеленка, марганцовка)
Вос-ль: - Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой.
- Изменила вода свой цвет?
- А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зеленку)
- Посмотрим, что произойдет с водой
- Изменила вода свой цвет?
- А что случилось с веществами, которые я положила в воду? (они растворились)
Дети делаю вывод
Обобщение вос-ля: вода растворяет вещества и меняет цвет в зависимости от того, что в нее добавили
- Наша работа продолжается.
- А сейчас я предлагаю вам самостоятельно убедиться в этом свойстве воды.
Предлагаю детям совместно провести опыт
Самостоятельная практическая работа
Опыт «Вода – растворитель» (проводится совместно с воспитателем)
Вос-ль: - У вас на столах находятся стаканы с чистой кипяченой водой и в тарелочках, разные вещества.
- Вам хочется узнать, что это за вещества?
- Как можно узнать? (попробовать)
-Да, ребята, я с вами согласна, можно попробовать, и таким образом узнать, что это за вещество.
- Но мы поступим по-другому.
- Попробуйте растворить эти вещества и посмотрим, что у вас получится. При необходимости пользуйтесь салфетками.
(предлагаю размешать в одном стакане с водой сахар, в другом - соль и попробовать на вкус)
Дать детям возможность определить вещество, которое растворилось в воде (опрос детей)
Вос-ль: - Что изменилось? (вода стала сладкая, соленая)
- А что случилось с веществами, которые вы положили в воду? (они растворились)
- Какой можно сделать вывод?
Дети делают вывод (соль и сахар быстро растворяются в воде, вода при этом осталась прозрачной)
Обобщение вос-ля: Вот теперь, ребята вы вместе с Капелькой узнали еще одно свойство воды: вода растворяет вещества; вода изменяет цвет в зависимости от того, что в нее добавили.
Вос-ль: - Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в нее добавить варенье? (опрос детей; рассуждение детей)
- Попробуйте это сделать дома вместе с родителями и завтра мне расскажите. Договорились?
- Капелька приготовила вам подарки (на листках бумаги с помощью свечи нарисовано изображение "капельки"). Она дарит вам вот эти картинки (предлагаю детям рассмотреть картинки-подарки)
- Вы что-нибудь видите на них?
- Это «волшебные» картинки. Но увидеть их вы сможете, если закрасите эти картинки полностью голубой краской.
Закрашивание подарков – «волшебных картинок»
Вос-ль: - Ребята, какие вы молодцы! Ну, а теперь скажите, что же подарила вам Капелька? (картинку - "капельку")
Заключительная часть
Капелька: - Ребята, вы рады были со мной познакомиться? Вам было интересно? Какие секреты вы узнали обо мне и моих сестричках-капельках (вода нужна всем, воду надо беречь и выполнять правило - "помыл руки, закрой кран")
-Теперь вы знаете, где меня можно найти и сейчас я вместе с ручейком уплыву в реку… (звучит аудиозапись"Звуки природы" - журчание ручья)
-Спасибо, вам, ребята!
Дети прощаются с Капелькой