Оксана Мишина
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Тайны водоплавающих птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Тайны водоплавающих птиц».
Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории Мишина О. В.
Цель:
Дать представление об особенностях строения водоплавающих птиц.
Задачи:
1. Формировать представления детей о домашних птицах, об их образе жизни, строении тела, закреплять названия птенцов домашних птиц;
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе „Тайны водоплавающих птиц“» размещена в разделах
- Водоплавающие птицы
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
2. Продолжать расширять словарный запас детей, развивать связную устную речь.
3. Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.
4. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственную зависимость, учить умению делать выводы;
5. Формировать навыки самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;
6. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
7. Создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.
Материалы и оборудование: игрушечные утёнок и цыплёнок, перья куриные и гусиные, растительное масло, кисточка, пипетки и "рыхлая" бумага на каждого ребёнка, ёмкость с водой.
Ход НОД:
Воспитатель вносит в группу корзинку, накрытую платком, обращает на неё внимание детей.
Воспитатель: Ребята, в этой корзинке находятся главные герои нашей сегодняшней встречи. Как вы думаете, кто они? Хотите узнать? Для этого вам придётся отгадать загадки. Слушайте:
Весь я золотистый,
Мягкий и пушистый.
Я у курицы — ребёнок,
А зовут меня …(Цыпленок)
Воспитатель: Все верно, молодцы, ребята. Вас ждёт вторая загадка.
Зашуршал вокруг камыш —
В воду плюхнулся малыш.
Не гусенок, не цыпленок.
«Кря-кря-кря!» — кричит…(Утенок)
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо отгадываете загадки.
Ребята, вы все знаете историю про цыплёнка и утёнка, рассказанную писателем и художником Владимиром Сутеевым. Закадычные друзья, утёнок и цыплёнок, всё делали вместе: вместе вылупились из яиц, вместе гуляли, рыли ямки в поисках червяка, ловили бабочек, знакомились с лягушкой. (Демонстрируются иллюстрации из книги В. Сутеева) Все было хорошо до того момента, когда друзья пошли купаться. Что произошло потом? (Цыплёнок начал тонуть). Как вы думаете, почему цыплёнок чуть не утонул, а утёнок прекрасно чувствовал себя в воде? (Утёнок умеет плавать, а цыплёнок - нет.)
Воспитатель: Как вы думаете, почему? Сегодня мы вместе найдём ответ на этот вопрос.
Давайте внимательно рассмотрим наших главных героев. Чем они похожи, а чем отличаются? (Это птицы. И у цыплёнка, и у утёнка есть голова, шея и туловище, хвост и лапки, крылышки и клюв. Тела птиц покрыты перьями).
Хорошо. Но при общем внешнем сходстве цыпленок и утенок отличаются строением шеи, клюва и лапок. Как вы думаете, почему? Правильно: цыплёнок - птица сухопутная, а утёнок – водоплавающая.
Клюв цыплёнка острый, он предназначен для того, чтобы клевать. Клюв утёнка более плоский и широкий. Он хорошо процеживает воду и удерживает пойманную добычу.
Обратите внимание на строение лапок. В чём отличие? (Ответы детей)
Воспитатель: У цыплёнка лапки состоят из отдельных пальчиков, а у утёнка лапки с перепонками между пальчиками. Они как весла у лодки помогают птице отталкиваться в воде. Ученые назвали такое строение лап веслоногие. Люди позаимствовали у утят такой стиль плавания и придумали приспособление, которое помогает человеку легко плыть в воде. Что это за приспособление? (Ласты). (Демонстрируется картинка «ласты – утиные лапки»)
А теперь рассмотрим форму тела цыплёнка и утёнка. На какую геометрическую фигуру похоже тельце цыплёнка? (На круг.) А тело утенка? (На овал.)
Удлинённое тело и длинная шея утёнка помогает ему добывать пищу, ведь он должен плавать и нырять, чтобы поймать рыбку или жука. Шея цыплёнка короткая, но длинные ножки помогают ему наклоняться, чтобы поймать червячка.
А теперь превратимся в утят и немного поиграем. (Проводится физкультминутка)
«Утёнок – физкультурник».
Наш утёнок встал на зорьке,
(дети потягиваются, руки за голову)
Он к реке сбегает с горки (бег на месте)
Он утиную зарядку (маршируют)
Любит делать по порядку.
Для начала – бег на месте, (бегут на месте)
Крылья врозь, а лапки вместе.
(разводят руки в стороны)
Упражнения для шеи,
(движения головой вниз, вперед, назад)
Чтоб росла еще длиннее,
Тренировка для хвоста, (приседают)
А потом – бултых с моста. (прыгают вперед)
Он плывет на середину,
(плавно раздвигает руки)
Чистит лапки, моет спину.
(отводят руки за спину)
Крикнул селезень спросонок:
Физкультурник наш утёнок!
Воспитатель: Молодцы, ребята. Из вас получились замечательные утята – пловцы.
Каких еще домашних водоплавающих птиц, кроме уток, вы знаете? (Гусей). А вы знаете, что водоплавающие птицы выходят сухими из воды? Не верите? Давайте проверим это на опыте.
Опыт № 1 «Как с гуся вода».
У меня есть два пера. Одно из них куриное, другое - гусиное. Как вы думаете, есть ли разница между куриными и гусиными перьями? (Ответы детей.)
Воспитатель: Разница, действительно, есть. Давайте посмотрим, в чём она состоит. Перед вами на столе стоит таз с водой. Возьмите куриное и гусиное перья и по очереди обмакните их в воду. (Дети выполняют задание.)
Воспитатель: Что произошло? (Куриное перо намокло, а на гусином пере вода не задержалась). Почему? (Дети высказывают предположения).
Воспитатель: Перед каждым из вас лежит небольшой листок бумаги. Сейчас я подойду и смажу его растительным маслом. А теперь вы наберете немного воды при помощи пипетки и смочите лист водой. Что вы видите? (Вода скатилась и не смочила лист).
Воспитатель: Так же происходит с перьями гусей и уток. У водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают перья. Вода с жирных перьев скатывается, перья гусей и уток остаются сухими.
Вывод: У водоплавающих птиц есть специальные приспособления для жизни в воде. Одной из них является жировая железа, благодаря которой птицы в воде не намокают.
Воспитатель: Ребята, раз вы теперь знаете секрет водоплавающих птиц, то легко сможете решить спор между уткой и курицей. Послушайте, в чём дело:
Утка в море поплыла.
Утка куру позвала:
«Кря-кря-кря плыви сюда!»
Ей хохлатка: «Куд-куда?»
Гордо к дому пошагала,
Обернулась: «Места мало!»
Воспитатель: Ребята, почему курица так ответила утке? Она действительно не пошла купаться, потому что места мало? А почему? (Потому, что курица не может плавать, как утка. Её перья в воде намокают).
Воспитатель: Правильно, ребята. По этой же причине стал тонуть цыплёнок из сказки В. Сутеева.
Молодцы, ребята, вы хорошо поработали, были внимательными и наблюдательными. Спасибо вам. А теперь можно отдохнуть и поиграть с утёнком и цыплёнком.