Наталья Працевич
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Как появилась электрическая лампочка»
▼ Скачать +Заказ
Программное содержание.
1. Формировать представления об электрической лампочке (кто и как ее изобрел, этапы ее усовершенствования и преобразования, устройство лампочки)
2. Систематизировать знания о необходимой потребности использования лампочки современным человеком в качестве искусственного источника освещения и других способах ее использования (лечение, декоративное применение, безопасность на дорогах и др.)
3. Воспитывать интерес к истории возникновения лампочки.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Как появилась электрическая лампочка“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Электрическая лампочка
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Материал. Электрическая лампочка большого размера, различные виды ламп (по форме, цвету, размеру, фотографии и иллюстрации, лупы, проволока, скрученная в спираль, макет простейшей эл. цепи (лампочка и батарейка, настольная лампа, коллекция современных лампочек.
Ход НОД
Воспитатель. Ребята, несколько недель назад Джон рассказал мне интересную историю. Хотите ее послушать? Джон, расскажи, что произошло.
Джон. Со мной произошла такая история. В нашем доме вечером погас свет! А когда я выглянул в окно, то увидел, что по всей улице не было света: ни в детском саду, ни в домах, ни в магазинах, ни в аптеке! Даже уличные фонари не горели! Мне стало так страшно! Кругом темно! А у вас была когда-нибудь такая ситуация? Назавтра я узнал, что произошла авария, и у других детей в нашем доме тоже не было света. Мы дома долго обсуждали и решили, что без света жить очень неудобно: ни поиграть, ни почитать, ни порисовать. Мне стало интересно, как появилась электрическая лампочка, кто ее изобрел.
Воспитатель. А вам, ребята, интересно узнать, как и когда появилась электрическая лампочка? Давайте вместе попробуем разобраться в ее появлении. Как вы думаете, с чего могло начаться изобретение лампочки? (варианты ответов). Конечно, с появлением электричества. Посмотрите на эти фотографии. Они сделаны в музее. Что вы видите? (подставка, проволока, провода). Такими были первые электрические лампочки. Их специально сохранили в музее для того, чтобы все знали, какие были первые лампочки. Вы знаете, что Джон и Егор - друзья, и после случая с аварией они решили побольше узнать о появлении электрической лампочки. Сейчас они нам об этом расскажут.
Джон. Люди постоянно думали, как сделать, чтобы свет горел долго и ярко. И вот 130 лет назад сразу несколько ученых из разных стран изобрели лампы, которые работали от электрического тока. Но они не были похожи на лампочки, которыми мы пользуемся сейчас. Сначала они состояли только из металлической проволоки. Когда включался ток, металл плавился, потому что сильно нагревался от тока. Такой лампой пользоваться было опасно, т. к. человека могло ударить током. Они светились очень слабо.
Егор. Тогда решили использовать проволоку из металла вольфрама, потому что она могла сильно нагреваться и не плавиться. Потом проволоку поместили в стеклянную колбу. И, наконец, колбу заполнили газом аргоном. Теперь лампа светила очень ярко и долго. Она стала намного безопаснее, потому что проводки находились под стеклом.
Воспитатель ставит на стол коробку с электрической лампочкой большого размера. Давайте рассмотрим электрическую лампочку и ее внутреннее устройство (стеклянная колба, внутри проводки, снизу металлический цилиндр). Благодаря стеклу свет распространяется более равномерно во все стороны. Металлический цилиндр – это цоколь. Для чего он нужен, как вы думаете? (соединяет проводки с током). Цоколь вкручивается в патрон, который находится в осветительных устройствах. Проводки светятся, когда включают ток с помощью выключателя.
Воспитатель. Посмотрите внимательно на проводки внутри лампочки. Чтобы лучше было видно, возьмите лупы и рассмотрите поближе (дети рассматривают через лупу проводки). Что вы можете о них сказать? (они скручены в спираль). Я приготовила для вас большую спираль из проволоки, чтобы вы увидели, как она скручена. Для чего проводки скручены таким способом? (благодаря этому свет в лампочке более яркий).
Воспитатель. К нам на занятие Егор принес самый простой осветительный прибор. Сейчас он покажет его и расскажет о нем.
Егор. Мы с папой сделали осветительное устройство из лампочки и батарейки. Если проводки лампочки с двух сторон прижать к батарейке, то лампочка загорится. (Егор показывает). В батарейке есть ток, от которого горит лампочка.
Воспитатель приглашает детей по очереди включать лампочку.
Воспитатель показывает коллекцию лампочек различного цвета, формы и назначения. Чем отличаются лампочки? Почему?
Воспитатель. Люди постоянно думают, как улучшить лампочку и ее работу (показывает энергосберегающую лампочки в виде крупной спирали). Вы видели такую лампочку? У кого из вас есть дома такие? Чем она отличается от грушевидной лампочки? (формой, стекло непрозрачное, другой цоколь). Почему она используется все чаще и заменяет обычные лампочки? (для экономного, т. е. бережного использования электричества). Такие лампы называются энергосберегающими, потому что используют мало тока. Они могут иметь форму спирали, груши, свечи и трубочки. Надо, чтобы все люди были экономными и не тратили зря электричество
Воспитатель. А как мы с вами в детском саду бережем электричество? (поменяли все лампочки на энергосберегающие; когда уходим из группы, выключаем свет). А дома вы тоже экономите электроэнергию? Как?
Воспитатель. Как вы считаете, электрическая лампочка – это полезное изобретение? Можно ли сейчас людям обойтись без освещения? Как лампочки помогают людям? (Без света не смогут работать магазины и банки, школы и детские сады, больницы и поликлиники, фабрики и заводы и др.) Как еще используются человеком электрические лампочки? (лечат болезни, украшают магазины, витрины, помогают на улице сохранять порядок и безопасность, освещают улицы и др.).
Воспитатель. Послушайте в исполнении Джона и Егора стихотворение, которое они выучили к нашему разговору об истории источников света на протяжении человечества.
Егор. Много веков прошло с давних пор,
Когда человек добывал свой огонь.
Он им пещеру свою освещал
И пищу готовил, семью защищал.
И факел горел, и лучина была.
И вот появилась лампа. Она
Вошла в каждый дом,
На дорогах светло.
В школах и садиках
Уютно, тепло.
Джон. Стала верным помощником лампа для нас.
Лампы и лечат и греют всех нас.
Где бы ты ни был, включай свет скорей!
В каждой той лампочке живет Прометей!