Ирина Макеева
НОД-по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Знакомство с историей села»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: 1. Познакомить детей с историей образования села Мулловка, старинными промыслами людей села. Выявить и закрепить знания детей о достопримечательностях села.
2. Развивать связную речь, память, внимание, эмоциональную отзывчивость, собственное мнение об окружающей действительности, творческую активность.
3. Воспитывать любовь к родному краю, гордость за людей, живущих в селе.
Словарная работа:
Активизировать речь детей, обучая использовать слова: достопримечательность, мулловчане, мулловчанин, мулловчанка, Русь, татары, хан, барин, хлебопашество.
Публикация «НОД-по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: „Знакомство с историей села“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Правильное применение детьми пословиц и поговорок:
Нет в мире краше Родины нашей. Родина краше солнца, дороже золота. Родная сторона – мать, чужая – мачеха. Дома и стены помогают. За морем теплее, а у нас светлее. Глупа та птица, которой своё гнездо не мило. Живёшь на стороне, а своё село всё на уме.
Предварительная работа:
Экскурсия по посёлку, целевые прогулки по улицам посёлка, рассматривание альбомов «Моё село», «Совхоз». Изготовление альбома для методического кабинета «История села Мулловка», «Почётные люди нашего села», «О трудовых буднях Мулловчан».
Дидактические игры: «Посмотри и узнай», «Узнай по описанию», «С любовью к селу».
Разучивание стихотворения З. Александровой «Родина». Знакомство с пословицами и поговорками о Родине.
Рисование на тему : «Село вечером».
Методические приё мы:
Рассказ и обобщение, сюрпризный момент, пояснение, проблемная ситуация.
Материалы для занятия:
Флаг РФ, шкатулка, книга, фотографии, кисточка, картинки, сердца из картона, ножницы, картон, магниты, мольберт, клякса.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о малой Родине. Скажите мне, пожалуйста, что такое Родина? (Страна, город, село). Родина – это страна, в которой мы живём. Совершенно верно.
- О Родине есть очень много стихов, Руслан расскажет стихотворение З. Александровой «Родина».
- Если скажешь слово Родина
Сразу в памяти встаё т:
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка скромница,
И ромашковый бугор,
А другим, наверно, вспомниться
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток.
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
- Ребята, скажите, как называется наша страна?
- Правильно, молодцы, мы с вами живём в России.
- А что такое малая Родина? (воспитатель передаёт каждому ребёнку флаг РФ и они по очереди дают ответы). Мой дом, семья, моя улица, поля, леса и прочее…. Совершенно верно.
- Малая Родина – это место, где мы живём, это всё, что нас окружает. Родина – это наше будущее, это уверенность в том, что здесь нам лучше всего будет жить. Родина – это всё то, без чего человек просто не может жить.
- А как называется наша малая Родина? (Мулловка).
- А как зовутся люди, которые живут в нашем селе? (Мулловчане).
- Ребята, а давайте вспомним пословицы и поговорки о малой Родине? (Нет в мире краше Родины нашей. Родина краше солнца, дороже золота. Родная сторона – мать, чужая – мачеха. Дома и стены помогают. За морем теплее, а у нас светлее. Глупа та птица, которой своё гнездо не мило. Живёшь на стороне, а своё село всё на уме.).
- Вот сколько пословиц о Родине вспомнили! Молодцы!
- Сегодня мы с вами поговорим о нашей малой родине, о нашем селе Мулловка. Я пришла на занятие с волшебной шкатулкой, и она поможет нам лучше узнать наше село. Из неё я буду доставать различные предметы. Каждый предмет будет означать какое-то задание, их мы с вами и будем выполнять.
- Шкатулка открывается – сказка начинается. (Шкатулка открывается под музыку, воспитатель достает книгу).
- Я вам сейчас расскажу легенду о том, как появилось наше село:
Наша Мулловка возникла на исконно русской земле Заволжья. И земля эта в течение многих столетий подвергалась нападениям полудиких кочевников, татаро - монгол. На своём пути татары грабили и разоряли селения крестьян, сжигали их дома.
- А кто такие крестьяне? (Бедные люди, которые пахали земли и выращивали хлеб).
Бедные крестьяне защищали свои земли, как могли, строили крепости, но сил всё равно не хватало и им пришлось бежать. Так стали возникать новые поселения, деревни беглых крестьян – починки. Правда, названия у них были смешные - Бесовка, Малыкла, Лебяжье, Гряхнуха, Золотарёвка, Архангельское городище, Мулловка. В начале село назвали починок Рождественский, но так как земли были татарскими и назывались они кратко Мул, что означает «обильная, плодородная, просторная», царские переписчики добавили к слову Рождественская Мулловка. И всё пошло своим чередом, зажили, возрадовались крестьяне. Распахивали огромные участки земли, занимались скотоводством, охотой на диких зверей и птиц. Всё бы хорошо, да узнали про плодородные земли помещики, купцы жадные да злые, и ринулись на захват земли. И оказалась Мулловка во владении князя Меньшикова. Стал князь делом заниматься, завод винокуренный строить, да оброки с крестьян требовать.
- Ребята как вы понимаете слово «оброк»? Кто может пояснить? (выплата продуктами или деньгами)
Плохо стали крестьяне жить. Но ослушаться не могли, всякое ослушание строго каралось. Всех непослушных, упрямых отдавали в солдаты служить. Стали тогда думать они, что же им предпринять? И решили бежать они с фабрики, да только к утру сгорела она. Даром времени, не теряя, построили новую фабрику, а хозяином её стал купец Хасан Алеев. Но и с таким хозяином легче не стало, дети маленькие трудились на ровне с взрослыми. Летом краюшкой хлеба обходились, а зимой картошку пекли. Так жили почти все Мулловские семьи. Много чего произошло ещё на Мулловских землях? Стала жизнь налаживаться. И сейчас в нашем посёлке Мулловка мы имеем суконную фабрику, завод по изготовлению медицинского спирта, картонную фабрику, больницу, два детских сада, две школы, столовую общего питания, множество магазинов со свежими и вкусными продуктами.
- На этом наше путешествие в далёкое прошлое закончилось. Вам оно понравилось? (Да).
- Лишь с высокого пригорка
Вниз тихонько посмотрю.
Вот село моё родное
Вижу Мулловку, мою.
- Встаньте, пожалуйста, у стульчиков погуляем по нашему селу.
Физкультминутка (под музыку «Деревенская кадриль»)
По Мулловке мы гуляем (Шагаем)
За природой наблюдаем (Повороты головы вправо и в лево)
Вверх на солнце посмотрели (Смотрим вверх)
И нас лучики согрели. (Руки вверх, шевелим пальцами)
Птички в домике сидят (Присели)
Птички по небу летят (Махи руками)
И по кочкам скачут (Прыжки)
И никто не плачут.
- Мы с вами погуляли по селу, скажите, какие улицы есть в нашем селе? (Дети перечисляют).
- Молодцы, сколько улиц знаете вы в родном посёлке!
- А я тоже знаю несколько улиц, и одна из них самая главная, центральная улица посёлка Мулловка, Красноармейская. А названа она так, ребята потому что по этой улице молодые парни уходили на войну и служили в красной армии.
- Хорошо! А нам пора опять заглянуть в нашу шкатулку (Достаёт увеличительное стекло и кляксу).
- Сейчас мы с вами немного поиграем в игру «Посмотри и узнай».
- Я вам буду показывать известные места нашего посёлка, где вы часто бываете, где бывают ваши родители. Вы должны узнать это место, сказать, как оно называется. А мешать вам в этом будет вредная клякса, она будет закрывать часть фотографии.
- Но вы постарайтесь рассмотреть фотографию внимательно.
1 фотография. Что это?
(Для чего нам в селе нужна аптека)
2 фотография. Что это?
(Для чего нам в селе нужен детский сад)
3 фотография. Что это?
(Для чего нам в селе нужна почта)
4 фотография. Что это?
(Для чего нам в селе нужна больница)
5 фотография. Что это?
(Для чего нам в селе нужна школа)
6 фотография. Что это?
(Для чего нам в селе нужен Дом культуры)
- Молодцы, вы замечательно справились с заданием.
- Я вам предлагаю снова заглянуть в нашу волшебную шкатулку (достаёт кисточку).
А следующая игра называется «Узнай по описанию». Я вам сейчас буду описывать некоторые места нашего посёлка, а вам нужно узнать по описанию, что это за место?
1 описание:
Это место в нашем селе появилось давно. Это любимое место всех наших детей зимой. Зимой они вместе с родителями спешат туда, чтобы отдохнуть. Он квадратной формы и очень большой по площади. У этого места нет крыши. Там можно зимой покататься на коньках, а летом поиграть в футбол.
- Что это? (Стадион «Текстильщик»).
2 описание:
Это сооружение появилось несколько лет назад. Это самое красивое здание в нашем селе. Это здание видно издалека, так как оно очень высокое. Туда ходят люди, чтобы молиться.
- Что это? (Церковь).
- Молодцы, ребята!
- Заглянем в нашу шкатулку в последний раз.
(Достаёт сердечки)
И последнее задание называется «С любовью к селу».
- Я начну предложение, а вы его продолжите.
«Я люблю своё село потому что…»
(Воспитатель передаёт каждому ребёнку сердечко, и они по очереди дают ответы)
- Ребята, сейчас вы сказали о своём селе замечательные слова.
- Я вам хочу прочитать ещё одно стихотворение о родном крае.
(Стихотворение, читается на фоне музыки «Волшебная дорога»
А. Степаненко).
Люблю мой край…
Как странно это слышать:
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее, солнце выше,
И в цвет сирени здесь окрашен май!
Дождём и сеном пахнет лето,
Зовёт прохладою река…
А осень золотом одета,
Плывут клочками облака.
Лыжнёю манит вдаль зима,
Морозным утром снег хрустит
И выйдет с берегов река – в апреле.
Лес весной шумит…
Люблю мой край!
Я много места видела,
И можно хоть полмира обойти,
Но ближе и родней родного края,
Я думаю мне больше не найти.
- Я вам дарю сердечки в память о нашем занятии. На них написано «С любовью к Мулловке».
(Сердечки вручаются под песню «То берёзка, то рябина»).