Галина Лебедева
Конспект открытой НОД по ознакомлению с окружающим миром для средней группы «Птичьи секреты»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
формировать обобщённое представление о птицах как наземно-воздушных, перелетных и зимующих, способных жить на земле и летать в воздухе.
Познакомить детей с внешними признаками птиц. Расширить представление о том, чем питаются птицы. Через опытническую деятельность подвести к пониманию того, почему птицы не намокают и не замерзают. Воспитывать любовь к птицам желание о них заботиться. Продолжать развивать интерес к жизни птиц.
Публикация «Конспект открытой НОД по ознакомлению с окружающим миром для средней группы „Птичьи секреты“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2013
Прогнозируемый результат:
Знать:
название птиц, их характерные особенности.
Уметь:
составлять рассказ по схеме.
Иметь:
желание ухаживать за птицами.
Словарная работа:
оперенье, перелётные, зимующие, скворечник, доктор леса.
Материалы:
мнемотаблицы, схемы, вазелин, перья, подносы с пшеном, бассейн с водой
Ход занятия.
1. Чистоговорка про птиц по пиктограмме (грустно, спокойно, весело)
«Курли, курли, курли
Улетают, улетают журавли!»
- Ребята, я сейчас вам загадаю загадку, а вы послушайте и определите про кого у нас сегодня будет занятие:
«Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела
А кого паук боится?
Угадали, это (птица)» (на каз. яз. кс)
2. - Ребята, мы знаем, что птицы живут в природе, и все они приносят пользу. Они могут жить на земле и летать в воздухе, быть зимующими и перелётными. И я предлагаю вам отправиться в страну птиц, где мы узнаем, какие птицы прилетают к нам весной вместе с солнышком.
Ласточка, скворец – являются вестниками весны, и мы выставляем солнышко (схема с изображением солнышка).
- А для чего они прилетают, мы с вами сейчас узнаем.
Составим рассказ по схеме.
а) птичка прилетела и построила себе гнёздышко
б) в гнезде она отложила яичко
в) из него вылупился птенчик
г) он быстро вырос и стал летать
- Так для чего прилетают птицы к нам весной?
(Здесь они вьют гнёзда, высиживают птенцов, птенцы вырастают, наступает осень, становится холодно, и мы ставим им снежинку и дорожку)
- Но есть птицы, которые прилетают к нам зимой со снегом, летом их не бывает. Это снегирь и синичка.
- Какую картинку мы им поставим? (снежинка). Выставляется схема с изображением снежинки.
- Есть птицы, которые постоянно с нами живут и зимой и летом, мы часто встречаем их на участке. Давайте назовём их: воробей, голубь, ворон, дятел. Они живут у нас зимой и летом, какую карточку мы поставим? (снежинка и солнышко)
- Ребята, а каких птиц называют:
- вестником весны? (скворец и ласточка)
- доктором леса? (дятел)
- почтальоном? (голубь)
- А как называется домик, который строят для птиц? (скворечник)
- Предлагаю детям подойти к доске и посмотреть, кто у нас в гостях? (показываю детям сороку.)
- Кто это? (сорока)
- А сорока кто? Рыба? Животное?
- Птица.
- А докажите что это птица?
- Чем покрыто тело сороки?
Воспитатель предлагает выбрать варианты ответов по схемам: чешуёй, иголками, шерстью, панцирем как у черепахи.
- Тело у сороки покрыто перьями.
- А для чего нужны перья?
- Они служат ей одеждой, при помощи перьев птица не замерзает.
- Из каких частей тела состоит птица? У неё есть рога? (нет). А у кого есть рога? У неё есть лапы, а уши?
- Клюв есть у птицы? А для чего птице клюв? (он заменяет птице руки, при помощи клюва она ищет себе корм, строит гнездо)
- А крылья есть у птицы? Зачем птице крылья? Чтобы летать? Передвигаться в воде?
- Где живёт птица? Она может жить в аквариуме, в собачьей конуре.
- Нет.
- Она живёт в лесу, рядом с домом человека.
- Расскажите, какое жилище у птиц? (она может жить в дупле, в скворечнике)
- Чем питается птица? (червяками, орешками)
- Какую пользу птицы приносят человеку? (очищают деревья от вредителей, радуют нас своим пением)
3. Пальчиковая гимнастика.
«Ветер старый клён качает
Листья ветром осыпает,
Спрятались давно жучки
Дремлют в норках паучки
Гуси-лебеди галдят
Улететь на юг хотят
Солнце ниже опустилось
Значит - осень наступила»
- Ребята, а сейчас холодно, почему птички не замерзают? Какой у них есть секрет? (их согревает пушок, перья)
- Мы с вами часто наблюдали, как воробьи купались в лужах и сейчас они барахтаются в снегу, почему они не намокают?
- Мы сейчас с вами отправимся в птичью секретную, научную лабораторию, где будем ставить опыты.
4. Опыт №1: дети наносят вазелин на кисть руки, сбрызгивают водой; наблюдают, как вода собирается в капельки и скатывается с кожи.
Делают вывод: вазелин жирный, поэтому вода стекает.
- Птицы не могли бы плавать, если бы их перья не покрывал слой жира, который спасает птиц от намокания и замерзания.
Опыт №2: Дети берут по пёрышку, и опускают его в бассейн с водой. Наблюдать, как вода собирается в капельки и стекает с пёрышка.
Делают вывод: птицы не намокают и не замерзают за счёт жира, который покрывает перья, благодаря чему вода не проникает, а скатывается с оперенья.
- Ребята, а чем питаются птицы?
- Летом – насекомыми: жучками, паучками. Поедают семена сорняков. Зимой птиц надо подкармливать.
Воспитатель предлагает детям подойти к тарелочкам с пшеном и пальчиком нарисовать, то чем питается птица.
Дети рисуют.
- Мы отметили, что зимой птиц надо подкармливать крошками, зёрнами. И мы с вами недавно смастерил кормушку, насыпаем туда зёрнышки и во время прогулки поместим на веточку дерева.