Лучший педагог года

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы

ВИКТОРИЯ КОЗЛОВА
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательные области:

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Программное содержание:

Закрепить знания детей о родном крае, легендах Крыма; развивать речевое взаимодействие со взрослыми, умение развёрнуто и точно отвечать на поставленный вопрос, активизировать словарный запас; воспитывать познавательный интерес к легендам Крыма, уважение к народам, проживающим в Крыму.

Словарная работа: легенда, поверье, названия крымских гор, деревьев, кустарников, шайтан, аллах, скрипач, султан.

Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы» размещена в разделах

Предварительная работа:

Просмотр презентаций «Наша родина-Крым», «Крымский лес», «Крымские горы и пещеры», «Наше чёрное море». Рассматривание карты Крыма, чтение и пересказ легенд Крыма, заучивание стихотворений, рассказов о полуострове, просмотр видеофильмов о Крыме, беседы «Мы-Крымчане», «Дружный полуостров», «Мифы и легенды Крыма»

Оборудование:

Презентация к занятию, оформление зала: горы, лес, море, проектор, скрипка, бубен, жемчужное ожерелье, национальные костюмы, клубочки, корзинка, открытки, стихи, загадки, музыкальное сопровождение.

Воспитатель:

Сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся со всеми.

Я хочу вам прочесть стихотворение русского поэта А. С. Пушкина.

Прекрасны вы, брега Тавриды,

Когда вас видишь с корабля

При свете утренней Киприды,

Как вас впервой увидел я;

Вы мне предстали в блеске брачном:

На небе синем и прозрачном

Сияли груды ваших гор,

Долин, деревьев, сёл узор

Разостлан был передо мной.

Воспитатель: Дети, вы догадались, о чём говорится в стихотворении?

Дети: О Крыме

Воспитатель: Правильно, о нашей Родине, о Крыме, самом красивом месте на земле. А знаете ли вы, как в древние времена называли Крым?

Дети: Скифия, Таврия, Таврида.

Воспитатель: Какие народы проживали в Крыму в древние времена?

Дети: Тавры, Греки, скифы, турки, хазары, славяне, караимы.

Воспитатель: Во все времена о нашем любимом полуострове люди слагали легенды. Скажите, а вы знаете, что такое легенда?

Дети: Легенда — это вымысел, который рассказывает или объясняет события прошлого.

- Из легенд мы можем узнать многое о прошлых временах, о событиях, людях, обычаях.

Воспитатель: Кто знает легенду о том, на что похож наш Крым?

Дети: Одного старца спросили:

-На что похож Крым?

-На гроздь винограда, -не задумываясь ответил старец.

-Почему? удивились люди.

-Потому, что гроздь винограда состоит из множества сочных, вкусных и богатых витаминами ягод, так и Крым богат множеством богатых мест-это и море, и лес, и горы, и степи с богатым растительным и животным миром.

Вот почему Крым похож на гроздь винограда.

Воспитатель: Как вы думаете, на что ещё похож наш Крым?

Дети: На летящую птицу, на ракушку, на жемчужину.

Воспитатель:

Крымский полуостров, как ракушка,

Нам на радость выброшен из моря.

Здесь легенды Трои и Эллады

С вашей, города, сплелись судьбою!

Воспитатель: Ребята давайте мы вместе отправимся в далекое прошлое легенд. А помогут нам в этом клубочки. Все они разного цвета. Куда они покатятся, туда мы за ними и отправимся.

-Возьмём клубочек зелёного цвета, и посмотрим, куда же он нас приведёт.

У нас есть зелёный волшебный клубок,

Он знает тропинки все назубок.

На землю клубок этот бросим —

Приведёт нас к легенде он в гости.

Воспитатель: И прикатился зелёный клубочек в лес. В нашем крымском лесу растёт очень много разных деревьев и кустарников. Назовите их.

Дети: крымская сосна, осина, клён, ясень, бук, дуб, орешник, можжевельник, тёрн, шиповник.

Воспитатель: Молодцы, а теперь отгадайте загадку:

На Кавказе и в Крыму

Он известен каждому.

Он кустом в лесу растёт,

Очень рано там цветёт.

Тёмно-красные плоды

Верно, часто видел ты.

Ягодки удлинены,

Сладко-кислые они

И годятся на варенье.

Как зовут это растенье?

(Кизил).

Воспитатель: Давайте послушаем интересную крымско-татарскую легенду. Называется она «Кизил –шайтанова ягода»

«Когда Аллах сотворил мир и закончил свою работу, на земле наступила весна и на деревьях, в земном раю, начали распускаться почки. И потянулось к этим почкам все живое и на земле сущее: тот одно хватает, тот другое. Одним словом – никакого порядка. Аллах, видя, что надо порядок навести, позвал всех к себе и повелел каждому выбрать одно какое-нибудь дерево или цветок, чтобы потом только им одним и пользоваться. Пришел и шайтан.

- Ну, что же ты, черт, выбрал? – спрашивает Аллах.

Шайтан отвечает: Кизил.

- Хорошо. Бери кизил, - улыбнулся Аллах.

Обрадовался шайтан. Всех, мол, обманул: кизил первым цветет, значит, и созреет раньше. А первая ягода – дорогая ягода: повезет шайтан свой кизил на базар и продаст втридорога. Наступило лето, начали созревать плоды: черешни, вишни, абрикосы, персики, яблоки. А кизил всё никак не созревает, покраснел немного, но, как и прежде, - твердый и кислый.

- Ну, как твой кизил? – насмехаются люди.

- Гадость, а не ягода, - отвечает шайтан. - Не повезу на базар! Собирайте сами!

И вот, поздней осенью, когда в садах уже собрали все плоды, пошли люди в лес и увидели уже почерневшую, но очень сладкую и вкусную ягоду. Собрали они кизил, лакомятся и издеваются над шайтаном.

-Прозевал! А шайтан очень разозлился и отомстил людям. И на следующую осень он сделал так, что кизила уродилось вдвое, а может, и втрое больше, чем в прошлый год, и солнцу, чтобы он созрел, понадобилось послать на землю значительно больше тепла. Обрадовались люди такому большому урожаю кизила, не поняли каверзы. А солнце устало за лето, и наступила такая зима, что у людей вымерзли сады и остались они без урожая на долгие годы.

Воспитатель: Чем полезен кизил?

Дети: В нём много витамин, кизил помогает при различных заболеваниях. Из кизила делают варенье, компот, желе, сироп.

Воспитатель: Какая есть примета, связанная с кизилом?

Дети: Если велик урожай кизила – будет холодная зима.

Воспитатель: Ну что ж, хорошо в лесу, а мы с вами отправляемся дальше. Давайте возьмём синий клубочек, и последуем за ним.

У нас есть синий волшебный клубок,

Он знает тропинки все назубок.

На землю клубок этот бросим —

Приведёт нас к легенде он в гости.

Воспитатель: И вот мы оказались у берегов моря.

-Какими морями омывается наш Крым?

- Какие легенды вы знаете о Чёрном море?

Дети: «Почему море чёрное?», «Почему море солёное?», «Почему море бурливое?»

Воспитатель: Да, мы с вами читали эти легенды.

- А Вероника знает об этом шуточное стихотворение.

Кто же это подшутил,

Море, над тобою?

Пошалил и посолил

Море голубое?

Можно в нем воды набрать,

Да нельзя напиться:

Можно только полоскать

Рот морской водицей.

Видно, соль со всей земли

К морю притащили,

Взвесить точно не могли

И… пересолили!

Воспитатель: Ребята, а каким бывает море?

Дети: тихим, спокойным, бурным, штормовым.

Воспитатель: Давайте покажем, тихое, спокойное море.

А теперь море стало бурное, неспокойное.

И вот на море поднялся настоящий шторм!

А теперь море вновь стало тихим, спокойным.

Воспитатель: Хорошо на море, но нам пора отправляться дальше, и у нас остался последний клубочек, он коричневого цвета. Посмотрим, куда же он нас приведёт.

У нас есть коричневый волшебный клубок,

Он знает все тропинки все назубок.

На землю клубок этот бросим —

Приведёт нас к легенде он в гости.

Воспитатель: Коричневый клубочек привёл нас в Крымские горы.

-Ребята, отгадайте ещё одну загадку:

На берегу медведь лежит

Нос прикрывает лапой

А рядом ходит детвора-

Не страшен косолапый!

Не станет ведь гора – реветь

Хоть и зовут её (медведь)

Воспитатель: Правильно, это Медведь-гора, или Аю-Даг. Давайте с вами вспомним интересную легенду о медведь-горе.

ФИЗМИНУТКА.

Давным-давно на морском берегу жили медведи. Дружно они жили рядом с людьми. Но однажды на море случился шторм. Видит медведь-вожак, далеко в море корабль тонет. (Дети смотрят влево, вправо.)

Помочь бы, да не доплыть медведю до корабля. А на утро нашли медведи на берегу обломки корабля, а среди обломков-свёрток. А в нём что- то шевелится. (Обнимают себя руками, повороты вправо и влево)

Развернули медведи свёрток, а там маленькая девочка, смотрит девочка на медведей, головой вертит (сели на колени, повороты головы)

-Взяли медведи девочку с собой, назвали её Никой. Выросла девочка большая. (Дети встают, тянутся вверх)

Однажды медведи ушли в лес, а девочку одну оставили.

А Ника пошла купаться. (Плавает).

Смотрит у берега лодка качается. (Взмахи руками в стороны)

Увидела Ника в лодке молодого юношу. Стал он звать девушку с собой, к людям. Прыгнула Ника в лодку, и они поплыли. (Имитируют движения гребцов.)

Увидели медведи лодку, принялись её догонять

Плывут медведи, вот-вот лодку догонят. (Имитируют движения пловцов.)

Не догнали медведи лодку, вернулись на берег. И приказал тогда вожак всем пить воду из моря. (Наклоны вперёд)

Но не убывает вода в море. А лодка уже скрылась из вида. Долго пили медведи воду, пока не стали превращаться в камни морские.

(Сидя, обхватив колени руками.)

А вожак упал на берег, положил голову на лапы и долго-долго смотрел на море, пока не превратился в огромную гору. С тех пор называют эту гору Аю-Даг, что означает "Медведь-Гора. "

Воспитатель: Все мы знаем, что в Крыму много гор, и каждая имеет свою легенду, своё предание. Давайте их вспомним.

1 Слайд. Гора Роман-Кош

-Самая высокая гора в Крыму- Роман-Кош.

Роман-Кош в переводе означает «дух гор». Существует поверье, что где-то на вершине спрятан клад с древними сокровищами, и что на пути к Роман-Кош можно увидеть серебряного оленя, встреча с которым подарит счастье и везение.

2 Слайд. Гора Ай-Петри.

Гора Ай-Петри названа в честь святого Петра, который сумел приручить ветер и направить его силу в помощь людям. Ещё её называют- «Обитель ветров»

3 Слайд. Гора «Кара-Даг».

Кара-Даг – в переводе «Черная гора», много лет тому назад она была вулканом, потом развалилась до основания. А на том месте поднялись к небу новые утесы, зубчатые хребты, причудливой формы скалы, напоминающие диких зверей. И сейчас люди ходят по берегу, собирают разноцветные камешки, здесь можно найти много драгоценных камней.

4Слайд. гора «Димержди».

Димерджи- Гора-кузнец. Склон горы усеян каменными фигурками различной формы и размера. При солнечном свете или при свете луны они тоже похожи то на огромную птицу, то на великана, то на страшного зверя.

Поэтому Димерджи еще называют «Долиной приведений».

5 Слайд. Белая скала.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, на экран. Какую гору вы видите?

Дети: это не гора, а скала.

Воспитатель: Как называется эта скала?

Дети: Белая скала, она расположена возле города Белогорск.

Воспитатель: Есть горное село в Белогорском районе - «Межгорье» и там была придумана очень красивая легенда о танце «Тым-Тым» Давайте её сейчас послушаем.

Инсценировка легенды о танце «Тым-тым»

Воспитатель: Там, где горы обнимали берег моря, на небольшой поляне, можно было увидеть необычайной красоты девушку.

В ее руках был бубен, ударяя по которому она издавала звуки «тым-тым, тым-тым…»

и танцевала, необыкновенными танцами. (держит бубен и стучит)

Никто из селян не знал, когда и откуда появилась эта девушка

Все так и называли её Тым-Тым.

(Звучит музыка, по залу идет мальчик со скрипкой в руках.)

Воспитатель: Неподалёку жил молодой скрипач, влюблённый в музыку. Ему очень хотелось сочинить необыкновенную музыку для танца Тым-Тым.

(Скрипач играет, девушка танцует)

Воспитатель: Но, в один из вечеров Тым-Тым похитил грозный Султан и повез на корабле в Турцию. (Шум моря)

(Выходит Султан со свитой и девушка с бубном.)

Султан: Как зовут тебя, красавица, какого ты роду племени и где проживаешь?

Тым-Тым: Я не знаю, как меня зовут и откуда я родом. Живу я между гор на поляне. А кто поселил меня там я, не ведаю! Я просто умею танцевать… (опустила голову)

(Султан садится в кресло, слуга машет опахалом. Девушка танцует)

Танец «Тым-Тым»

Султан: Не мне решать ее судьбу. По воле Всевышнего появилась она на своей поляне!

Воспитатель: Велел Султан тот же час вернуть девушку обратно и подарил он девушке жемчужную нить ожерелья, и все благословили ее в дорогу.

(Султан дарит Тым-Тым ожерелье и уходит со свитой)

Воспитатель: И вот в один из вечеров селяне услышали знакомую мелодию.

Скрипач играл, а Тым-Тым танцем рассказала всем, что с ней произошло и стала обучать местных девушек искусству танца и дарила им на счастье одну жемчужину из ожерелья.

(Тым-Тым бежит по кругу, дарит девочкам по жемчужинке и убегает)

Воспитатель: А девушки выходили замуж, уезжали из селенья и каждая увозила с собой бусинку, подаренную Тым-Тым.

Вот так появился танец «Тым-тым», где каждое движение тела, рук и пальцев должно соответствовать звуку каждой струны скрипки, рассказывая нам о прекрасной девушке «Тым-Тым» и влюбленном в музыку скрипаче.

Воспитатель: Но вот и подошло к концу наше путешествие. Нам пора возвращаться.

Хорошо нам с клубочком по Крыму ходить,

Но пора нам домой возвращаться

Легенды и сказки мы будем любить

И не будем мы с ними прощаться!

(Дети садятся на стульчики)

Воспитатель:

Знают взрослые и дети- много дивного на свете!

Но волшебная страна, полная чудес – одна!

Это – наш красавец Крым, нами всеми он любим!

ИТОГ:

Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие?

- Какие легенды Крыма вам особенно нравятся?

Воспитатель: Мы любим этот край, наш необыкновенный, сказочный, удивительный Крым. И где бы мы небыли, он останется в нашем сердце навсегда.

-Давайте подарим нашим гостям на память сувениры, сделанные своими руками.

(Дети дарят гостям открытки с видами Крыма)

Воспитатель: Мир, в котором мы живём необыкновенно интересен и загадочен. Ваш путь, ребята, в нем только начинается, и вам предстоит узнать много нового. Кто знает, может быть, когда-нибудь и вы сами станете открывателями тайн и загадок, которые хранит наша планета.

Занятие наше окончено.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для второй младшей группы «Айболит в гостях у детей» Цель. Формировать представления у детей о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке, умеет осматривать горло,.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие» для первой младшей группы Программное содержание: Научить узнавать и показывать животных. Закрепить и расширить знания детей о домашних и диких животных. Обратить.

Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром в подготовительной логопедической группе «День знаний» Задачи: Образовательные. Уточнить и систематизировать знания детей о празднике 1 сентября. Закрепить понятия «школа», «ученик», «учитель»,.

Конспект НОД «Знакомство с профессией врача» по ознакомлению с окружающим миром для второй младшей группы Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для второй младшей группы «Знакомство с профессией врача» Ирина Андреева Конспект НОД по.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования для детей старшей группы «Вода» Цель: обобщить знания детей о воде. Задачи: Образовательные: Расширить представления детей о свойствах воды, значении воды в жизни животных,.

Конспект открытого показа НОД по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в осенний лес» для младшей группы Приоритетная образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «речевое.

Конспект НОД для детей подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром «День Победы!» НОД по ознакомлению с окружающим «День Победы» Цель: формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Великой Отечественной.

НОД по ознакомлению с окружающим для подготовительной группы «Откуда хлеб на стол пришёл?» Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий. Задачи: Образовательные:.

Конспект НОД для подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром «Ищу маму» НОД в подготовительной группе на тему: «Ищу маму». Цель: • развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе ознакомления.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Подарки для медвежонка» с детьми второй младшей группы НОД Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром с детьми младшей группы Форма работы – познавательно - исследовательская Тема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы
Опубликовано: 30 января 2019 в 13:31
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем ВИКТОРИЯ КОЗЛОВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД