ВИКТОРИЯ КОЗЛОВА
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области:
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Программное содержание:
Закрепить знания детей о родном крае, легендах Крыма; развивать речевое взаимодействие со взрослыми, умение развёрнуто и точно отвечать на поставленный вопрос, активизировать словарный запас; воспитывать познавательный интерес к легендам Крыма, уважение к народам, проживающим в Крыму.
Словарная работа: легенда, поверье, названия крымских гор, деревьев, кустарников, шайтан, аллах, скрипач, султан.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Предварительная работа:
Просмотр презентаций «Наша родина-Крым», «Крымский лес», «Крымские горы и пещеры», «Наше чёрное море». Рассматривание карты Крыма, чтение и пересказ легенд Крыма, заучивание стихотворений, рассказов о полуострове, просмотр видеофильмов о Крыме, беседы «Мы-Крымчане», «Дружный полуостров», «Мифы и легенды Крыма»
Оборудование:
Презентация к занятию, оформление зала: горы, лес, море, проектор, скрипка, бубен, жемчужное ожерелье, национальные костюмы, клубочки, корзинка, открытки, стихи, загадки, музыкальное сопровождение.
Воспитатель:
Сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся со всеми.
Я хочу вам прочесть стихотворение русского поэта А. С. Пушкина.
Прекрасны вы, брега Тавриды,
Когда вас видишь с корабля
При свете утренней Киприды,
Как вас впервой увидел я;
Вы мне предстали в блеске брачном:
На небе синем и прозрачном
Сияли груды ваших гор,
Долин, деревьев, сёл узор
Разостлан был передо мной.
Воспитатель: Дети, вы догадались, о чём говорится в стихотворении?
Дети: О Крыме
Воспитатель: Правильно, о нашей Родине, о Крыме, самом красивом месте на земле. А знаете ли вы, как в древние времена называли Крым?
Дети: Скифия, Таврия, Таврида.
Воспитатель: Какие народы проживали в Крыму в древние времена?
Дети: Тавры, Греки, скифы, турки, хазары, славяне, караимы.
Воспитатель: Во все времена о нашем любимом полуострове люди слагали легенды. Скажите, а вы знаете, что такое легенда?
Дети: Легенда — это вымысел, который рассказывает или объясняет события прошлого.
- Из легенд мы можем узнать многое о прошлых временах, о событиях, людях, обычаях.
Воспитатель: Кто знает легенду о том, на что похож наш Крым?
Дети: Одного старца спросили:
-На что похож Крым?
-На гроздь винограда, -не задумываясь ответил старец.
-Почему? удивились люди.
-Потому, что гроздь винограда состоит из множества сочных, вкусных и богатых витаминами ягод, так и Крым богат множеством богатых мест-это и море, и лес, и горы, и степи с богатым растительным и животным миром.
Вот почему Крым похож на гроздь винограда.
Воспитатель: Как вы думаете, на что ещё похож наш Крым?
Дети: На летящую птицу, на ракушку, на жемчужину.
Воспитатель:
Крымский полуостров, как ракушка,
Нам на радость выброшен из моря.
Здесь легенды Трои и Эллады
С вашей, города, сплелись судьбою!
Воспитатель: Ребята давайте мы вместе отправимся в далекое прошлое легенд. А помогут нам в этом клубочки. Все они разного цвета. Куда они покатятся, туда мы за ними и отправимся.
-Возьмём клубочек зелёного цвета, и посмотрим, куда же он нас приведёт.
У нас есть зелёный волшебный клубок,
Он знает тропинки все назубок.
На землю клубок этот бросим —
Приведёт нас к легенде он в гости.
Воспитатель: И прикатился зелёный клубочек в лес. В нашем крымском лесу растёт очень много разных деревьев и кустарников. Назовите их.
Дети: крымская сосна, осина, клён, ясень, бук, дуб, орешник, можжевельник, тёрн, шиповник.
Воспитатель: Молодцы, а теперь отгадайте загадку:
На Кавказе и в Крыму
Он известен каждому.
Он кустом в лесу растёт,
Очень рано там цветёт.
Тёмно-красные плоды
Верно, часто видел ты.
Ягодки удлинены,
Сладко-кислые они
И годятся на варенье.
Как зовут это растенье?
(Кизил).
Воспитатель: Давайте послушаем интересную крымско-татарскую легенду. Называется она «Кизил –шайтанова ягода»
«Когда Аллах сотворил мир и закончил свою работу, на земле наступила весна и на деревьях, в земном раю, начали распускаться почки. И потянулось к этим почкам все живое и на земле сущее: тот одно хватает, тот другое. Одним словом – никакого порядка. Аллах, видя, что надо порядок навести, позвал всех к себе и повелел каждому выбрать одно какое-нибудь дерево или цветок, чтобы потом только им одним и пользоваться. Пришел и шайтан.
- Ну, что же ты, черт, выбрал? – спрашивает Аллах.
Шайтан отвечает: Кизил.
- Хорошо. Бери кизил, - улыбнулся Аллах.
Обрадовался шайтан. Всех, мол, обманул: кизил первым цветет, значит, и созреет раньше. А первая ягода – дорогая ягода: повезет шайтан свой кизил на базар и продаст втридорога. Наступило лето, начали созревать плоды: черешни, вишни, абрикосы, персики, яблоки. А кизил всё никак не созревает, покраснел немного, но, как и прежде, - твердый и кислый.
- Ну, как твой кизил? – насмехаются люди.
- Гадость, а не ягода, - отвечает шайтан. - Не повезу на базар! Собирайте сами!
И вот, поздней осенью, когда в садах уже собрали все плоды, пошли люди в лес и увидели уже почерневшую, но очень сладкую и вкусную ягоду. Собрали они кизил, лакомятся и издеваются над шайтаном.
-Прозевал! А шайтан очень разозлился и отомстил людям. И на следующую осень он сделал так, что кизила уродилось вдвое, а может, и втрое больше, чем в прошлый год, и солнцу, чтобы он созрел, понадобилось послать на землю значительно больше тепла. Обрадовались люди такому большому урожаю кизила, не поняли каверзы. А солнце устало за лето, и наступила такая зима, что у людей вымерзли сады и остались они без урожая на долгие годы.
Воспитатель: Чем полезен кизил?
Дети: В нём много витамин, кизил помогает при различных заболеваниях. Из кизила делают варенье, компот, желе, сироп.
Воспитатель: Какая есть примета, связанная с кизилом?
Дети: Если велик урожай кизила – будет холодная зима.
Воспитатель: Ну что ж, хорошо в лесу, а мы с вами отправляемся дальше. Давайте возьмём синий клубочек, и последуем за ним.
У нас есть синий волшебный клубок,
Он знает тропинки все назубок.
На землю клубок этот бросим —
Приведёт нас к легенде он в гости.
Воспитатель: И вот мы оказались у берегов моря.
-Какими морями омывается наш Крым?
- Какие легенды вы знаете о Чёрном море?
Дети: «Почему море чёрное?», «Почему море солёное?», «Почему море бурливое?»
Воспитатель: Да, мы с вами читали эти легенды.
- А Вероника знает об этом шуточное стихотворение.
Кто же это подшутил,
Море, над тобою?
Пошалил и посолил
Море голубое?
Можно в нем воды набрать,
Да нельзя напиться:
Можно только полоскать
Рот морской водицей.
Видно, соль со всей земли
К морю притащили,
Взвесить точно не могли
И… пересолили!
Воспитатель: Ребята, а каким бывает море?
Дети: тихим, спокойным, бурным, штормовым.
Воспитатель: Давайте покажем, тихое, спокойное море.
А теперь море стало бурное, неспокойное.
И вот на море поднялся настоящий шторм!
А теперь море вновь стало тихим, спокойным.
Воспитатель: Хорошо на море, но нам пора отправляться дальше, и у нас остался последний клубочек, он коричневого цвета. Посмотрим, куда же он нас приведёт.
У нас есть коричневый волшебный клубок,
Он знает все тропинки все назубок.
На землю клубок этот бросим —
Приведёт нас к легенде он в гости.
Воспитатель: Коричневый клубочек привёл нас в Крымские горы.
-Ребята, отгадайте ещё одну загадку:
На берегу медведь лежит
Нос прикрывает лапой
А рядом ходит детвора-
Не страшен косолапый!
Не станет ведь гора – реветь
Хоть и зовут её (медведь)
Воспитатель: Правильно, это Медведь-гора, или Аю-Даг. Давайте с вами вспомним интересную легенду о медведь-горе.
ФИЗМИНУТКА.
Давным-давно на морском берегу жили медведи. Дружно они жили рядом с людьми. Но однажды на море случился шторм. Видит медведь-вожак, далеко в море корабль тонет. (Дети смотрят влево, вправо.)
Помочь бы, да не доплыть медведю до корабля. А на утро нашли медведи на берегу обломки корабля, а среди обломков-свёрток. А в нём что- то шевелится. (Обнимают себя руками, повороты вправо и влево)
Развернули медведи свёрток, а там маленькая девочка, смотрит девочка на медведей, головой вертит (сели на колени, повороты головы)
-Взяли медведи девочку с собой, назвали её Никой. Выросла девочка большая. (Дети встают, тянутся вверх)
Однажды медведи ушли в лес, а девочку одну оставили.
А Ника пошла купаться. (Плавает).
Смотрит у берега лодка качается. (Взмахи руками в стороны)
Увидела Ника в лодке молодого юношу. Стал он звать девушку с собой, к людям. Прыгнула Ника в лодку, и они поплыли. (Имитируют движения гребцов.)
Увидели медведи лодку, принялись её догонять
Плывут медведи, вот-вот лодку догонят. (Имитируют движения пловцов.)
Не догнали медведи лодку, вернулись на берег. И приказал тогда вожак всем пить воду из моря. (Наклоны вперёд)
Но не убывает вода в море. А лодка уже скрылась из вида. Долго пили медведи воду, пока не стали превращаться в камни морские.
(Сидя, обхватив колени руками.)
А вожак упал на берег, положил голову на лапы и долго-долго смотрел на море, пока не превратился в огромную гору. С тех пор называют эту гору Аю-Даг, что означает "Медведь-Гора. "
Воспитатель: Все мы знаем, что в Крыму много гор, и каждая имеет свою легенду, своё предание. Давайте их вспомним.
1 Слайд. Гора Роман-Кош
-Самая высокая гора в Крыму- Роман-Кош.
Роман-Кош в переводе означает «дух гор». Существует поверье, что где-то на вершине спрятан клад с древними сокровищами, и что на пути к Роман-Кош можно увидеть серебряного оленя, встреча с которым подарит счастье и везение.
2 Слайд. Гора Ай-Петри.
Гора Ай-Петри названа в честь святого Петра, который сумел приручить ветер и направить его силу в помощь людям. Ещё её называют- «Обитель ветров»
3 Слайд. Гора «Кара-Даг».
Кара-Даг – в переводе «Черная гора», много лет тому назад она была вулканом, потом развалилась до основания. А на том месте поднялись к небу новые утесы, зубчатые хребты, причудливой формы скалы, напоминающие диких зверей. И сейчас люди ходят по берегу, собирают разноцветные камешки, здесь можно найти много драгоценных камней.
4Слайд. гора «Димержди».
Димерджи- Гора-кузнец. Склон горы усеян каменными фигурками различной формы и размера. При солнечном свете или при свете луны они тоже похожи то на огромную птицу, то на великана, то на страшного зверя.
Поэтому Димерджи еще называют «Долиной приведений».
5 Слайд. Белая скала.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, на экран. Какую гору вы видите?
Дети: это не гора, а скала.
Воспитатель: Как называется эта скала?
Дети: Белая скала, она расположена возле города Белогорск.
Воспитатель: Есть горное село в Белогорском районе - «Межгорье» и там была придумана очень красивая легенда о танце «Тым-Тым» Давайте её сейчас послушаем.
Инсценировка легенды о танце «Тым-тым»
Воспитатель: Там, где горы обнимали берег моря, на небольшой поляне, можно было увидеть необычайной красоты девушку.
В ее руках был бубен, ударяя по которому она издавала звуки «тым-тым, тым-тым…»
и танцевала, необыкновенными танцами. (держит бубен и стучит)
Никто из селян не знал, когда и откуда появилась эта девушка
Все так и называли её Тым-Тым.
(Звучит музыка, по залу идет мальчик со скрипкой в руках.)
Воспитатель: Неподалёку жил молодой скрипач, влюблённый в музыку. Ему очень хотелось сочинить необыкновенную музыку для танца Тым-Тым.
(Скрипач играет, девушка танцует)
Воспитатель: Но, в один из вечеров Тым-Тым похитил грозный Султан и повез на корабле в Турцию. (Шум моря)
(Выходит Султан со свитой и девушка с бубном.)
Султан: Как зовут тебя, красавица, какого ты роду племени и где проживаешь?
Тым-Тым: Я не знаю, как меня зовут и откуда я родом. Живу я между гор на поляне. А кто поселил меня там я, не ведаю! Я просто умею танцевать… (опустила голову)
(Султан садится в кресло, слуга машет опахалом. Девушка танцует)
Танец «Тым-Тым»
Султан: Не мне решать ее судьбу. По воле Всевышнего появилась она на своей поляне!
Воспитатель: Велел Султан тот же час вернуть девушку обратно и подарил он девушке жемчужную нить ожерелья, и все благословили ее в дорогу.
(Султан дарит Тым-Тым ожерелье и уходит со свитой)
Воспитатель: И вот в один из вечеров селяне услышали знакомую мелодию.
Скрипач играл, а Тым-Тым танцем рассказала всем, что с ней произошло и стала обучать местных девушек искусству танца и дарила им на счастье одну жемчужину из ожерелья.
(Тым-Тым бежит по кругу, дарит девочкам по жемчужинке и убегает)
Воспитатель: А девушки выходили замуж, уезжали из селенья и каждая увозила с собой бусинку, подаренную Тым-Тым.
Вот так появился танец «Тым-тым», где каждое движение тела, рук и пальцев должно соответствовать звуку каждой струны скрипки, рассказывая нам о прекрасной девушке «Тым-Тым» и влюбленном в музыку скрипаче.
Воспитатель: Но вот и подошло к концу наше путешествие. Нам пора возвращаться.
Хорошо нам с клубочком по Крыму ходить,
Но пора нам домой возвращаться
Легенды и сказки мы будем любить
И не будем мы с ними прощаться!
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель:
Знают взрослые и дети- много дивного на свете!
Но волшебная страна, полная чудес – одна!
Это – наш красавец Крым, нами всеми он любим!
ИТОГ:
Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие?
- Какие легенды Крыма вам особенно нравятся?
Воспитатель: Мы любим этот край, наш необыкновенный, сказочный, удивительный Крым. И где бы мы небыли, он останется в нашем сердце навсегда.
-Давайте подарим нашим гостям на память сувениры, сделанные своими руками.
(Дети дарят гостям открытки с видами Крыма)
Воспитатель: Мир, в котором мы живём необыкновенно интересен и загадочен. Ваш путь, ребята, в нем только начинается, и вам предстоит узнать много нового. Кто знает, может быть, когда-нибудь и вы сами станете открывателями тайн и загадок, которые хранит наша планета.
Занятие наше окончено.