Светлана Витальевна Маркитантова
Конспект НОД по обучению грамоте «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Совершенствование фонематического слуха, обеспечение развития звуковой стороны речи детей, создание условий для овладения детьми грамматического строя речи.
Задачи:
Образовательные:
- Учить выделять, четко и правильно произносить заданный звук в словах и фразах;
-подбирать слова на заданный звук;
- автоматизировать правильное произношение звуков;
-продолжать учить детей делить слова на слоги;
- формировать навыки элементарного звукового анализа;
- учить называть первый и последний звук в слове, опираясь на громкое проговаривание;
- автоматизировать проблемные звуки в речи;
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „Путешествие по сказке „Гуси-лебеди““» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
Развивающие:
-Развитие общих речевых навыков и грамматического строя речи;
-совершенствовать связную речь детей;
-развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог;
- развивать фонематический слух;
-развивать память, воображение, интонационную выразительность речи;
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес через использование игровых
приёмов;
- воспитывать любовь к русским народным сказкам;
-содействовать воспитанию собственной активности, инициативности, самостоятельности;
-формировать навыки и умения сотрудничества;
-воспитать чувство коллективизма и взаимопомощи.
Предварительная работа:
Рассказывание сказки" Гуси-лебеди", беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций, драматизация отрывков из сказок.
Материал и оборудование: Видео-запись «Алёнушки» и «Бабы –Яги»,братец Иванушка. Аудиозапись «Журчание речки», «Шуршание листьев», печка, наглядные картинки с изображением пирожков, дерево –яблонька, емкость с водой, камешки, «речка», перфокарты на каждого ребёнка, простые карандаши, сигнальчики, стрелки- указатели.
Методы и приемы: Игровой, словесно – логический, наглядный, беседа, самостоятельная деятельность детей.
Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, безопасность, социализация, ознакомление детей с окружающим миром.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Дети заходят в группу, становясь в круг.
Воспитатель: Ребята, дружно за руки возьмитесь и друг другу улыбнитесь. А теперь поздоровайтесь с нашими гостями и передайте им тепло своих улыбок.
(Слышен сигнал скайпа)
Воспитатель: Ребята, вы слышите? Что это?
Дети: Сигнал?
Воспитатель:Как вы думаете от кого он?
Дети: (высказывание детей).
Воспитатель: Внимание на экран.
Аленушка: (на экране)«Здравствуйте, ребята!Гуси- лебеди унесли моего братца Иванушку к Бабе - Яге. Помогите мне».
Воспитатель: Как вы думаете, что делать Аленушке?
Дети: Надо спасать брата.
Воспитатель: Как мы можем помочь?
Дети: Можем отправится на поиски, пойти по следам и т. д.
Воспитатель: Это будет не легко. Нам предстоит выполнить много трудных заданий, а еще быть внимательными и послушными. Не испугаетесь?
Дети: Нет.
Воспитатель: Тогда собираемся в путь! Нам нужно произнести волшебные слова, но перед этим давайте разомнем наши язычки и сделаем зарядку.
Фонетическая зарядка.
В лесу воют волки у-у-у
Шелестят листья ш-ш-ш
Ползают и свистят змеи с-с-с
Летают и пищат комары з-з-з
Воспитатель: Молодцы ребята, теперь мы готовы произнести волшебные слова
Крепко за руки держись,
В круг скорее становись,
1, 2, 3, 4, 5
Вот мы и в сказке.
Воспитатель: Ребята надо нам скорее в путь. А помогут нам стрелки –указатели, которые лежат на полу. Быстро, быстро мы пойдем,прямо к печке мы придем!
Печка
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие пирожки вкусные в печи. С разными начинками. С какими? Давайте выберем начинки в которых есть звук [Г]. (грибы, голубика, творог).
Воспитатель: Ребята, что вы сейчас делали?
Дети: Выбирали пирожки с начинкой, где есть звук –[Г].
Все вместе: Печка-печка, скажи, пожалуйста, куда гуси-лебеди полетели?
Печка: (голос). Поиграйте со мнойв игру «Доскажи словечко»,тогда скажу.
Игра «Доскажи словечко»
1. На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков (горох).
2. Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь —
Чистоплотный серый. (Гусь)
3. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовётся птица (Грач)
Воспитатель: Ребята, какие слова вы сейчас договорили?
Дети: Горох, гусь, грач.
Воспитатель: С какого звука начинаются все эти слова?
Дети: Со звука –[Г].
Печка: Молодцы, гуси —лебеди полетели по весеннему лесу к яблоньке.
Воспитатель: Спасибо печка. Ребята, скорее в путь.
Физминутка. «Весна»
Руки подняли и помахали —
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут — покажем:
Крылья сложили назад! (руки отведены назад).
Воспитатель: Ребята, вы не забыли, о чем нас просила Алёнушка?
Дети: Помочь найти Иванушку. (Подходят к яблоньке).
Воспитатель: Здравствуй яблонька, скажи куда гуси-лебеди полетели?
Яблонька. Прислушайтесь к шелесту моих веточек, скажите, какой вы звук слышите? Тогда скажу.
Воспитатель: Как мы слышим звук? Как вы думаете?
Ответы детей:
Воспитатель: Давайте яблоньке покажем как мы слышим звуки.
Материал: ёмкость с водой, камни. Дети подходят к столу.
Прошу детей по одному бросить камушек в воду. Что вы увидели? (по воде расходятся круги). То же самое происходит с со звуком, он расходится в разные стороны и мы его слышим, но не видим. По воздуху передаются невидимые волны, которые называются звуковые.
А сейчас я вам предлагаю поиграть со звуками.
Ребята, предстоит собрать цепочку слов с помощью картинок.
Давайте назовём все картинки.
- Найдите картинку с цифрой 1 в уголочке. Назовите последний звук в этом слове.
- Найдите картинку на этот звук.
- Соберите цепочку из всех картинок.
(Дети берут по одной карточке, рассматривают, называют вслух картинку, и определяют первый и последний звук в слове – названии картинки. Затем составляют цепочку слов из картинок.)
В результате получаются такие цепочки слов:
1. Слон - нож – жираф – флаг – гриб – бабочка – арбуз – забор.
2. Слон- носорог – гриб –белочка-апельсин-носок- карандаш – шар.
3. Слон - неваляшка ананас - семечки– индюк – кит – телевизор– роза.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Какое вы сейчас выполняли задание?
Дети: Составляли цепочку слов.
Яблонька. Полетели гуси на восток, где речка течет.
Воспитатель: Спасибо тебе, яблонька. Отправляемся дальше. Ребята, куда нам нужно идти? (Где речка течет).
Воспитатель: Вот и пришли к молочной реке-кисельным берегам.
Речка, реченька- река,
Не видала ль ты куда гуси-лебеди летели, приземлились где и сели?
Речка: Речка я не простая, волшебная‚ могу вам много показать‚ да и многорассказать, присядьте на мой бережок, отдохните немного да поиграйте со мной.
Д/И «Скажи наоборот» (подбор слов-антонимов (игра с мячом)
Мягкий –твердый;
Сладкий –горький;
Голодный –сытый;
Длинный –короткий;
Весёлый –грустный;
Тяжёлый –легкий;
Трусливый- храбрый;
Горячий –холодный;
Большой –маленький;
Узкий –широкий;
Белый –чёрный;
Больной –здоровый.
Воспитатель: Ну, что, ребята, отдохнули? В какую мы с вами игру играли?
Дети: В игру «Скажи наоборот». Называли противоположные слова.
Речка: Молодцы, ребята. Дальше путь вам укажут стрелки –указатели.
Воспитатель: Смотрите, а вот избушка на курьих ножках. Ох, а кто там живет?
Дети: -Баба Яга. Давайте вежливо попросим Бабка - Ежка отдай пожалуйста Иванушку.
Баба Яга (голос) :Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Выполните мое задание, тогда и отдам вам Иванушку!
Работа с перфокартами.
Дети делят названия предметов на слоги и соединяют линией с цифрой, которая обозначает количество слогов в слове.
Воспитатель: Ребята, сейчас вы будете работать с перфокартами. Вам надо будет поделить слово на слоги, посчитать их и соединить линией с соответствующей цифрой на вагончике. Кто выполнит задание- поднимает сигнальчик. А теперь проверьте друг у друга.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете мы правильно выполнили задание Бабы Яги?
Дети: Да. Мы картинки поместили в свои вагончики, где один слог в слове в первый вагончик, где два- во второй ит. д.
Баба Яга: Молодцы, ребята, справились с заданием. Я вижу вы смышленые ребята! Вот вам Иванушка.
Воспитатель: Спасибо Баба-Яга! До свидания! Что же забирайте Иванушку.
И последний вопрос:
Можно ли оставлять младших братишек и сестричек одних‘? (дети –нет)
А почему? (ответы детей)
Аленушка: (экран) Спасибо вам большое ребята, что вы спасли Иванушку от Бабы-Яги. Молодцы мальчики и девочки за вашу помощь я дарю вам игру «Буквы», в которую вы будете играть и буквы изучать.
Воспитатель: Спасибо тебе, Аленушка. Ну вот, ребята, и всё – наше сказочное путешествие подошло к концу. Ребята, нам пора возвращаться.
Воспитатель: Молодцы ребята, теперь мы готовы произнести волшебные слова
Крепко за руки держись,
В круг скорее становись,
1, 2, 3, 4, 5
В садик нам пора опять.
Проводится рефлексия.
Воспитатель: Вот мы с вами и в детском саду. Где мы с вами были? Понравилось вам путешествие? Чем понравилось? Какой добрый поступок вы сегодня совершили?