Митина Любовь Алесандровна
Конспект НОД по обучению финансовой грамотности «Путешествие в страну Экономию» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по обучению финансовой грамотности «Путешествие в страну Экономию» (подготовительная группа)
Подготовила воспитатель МБДОУ городского округа "Город Архангельск" Детский сад комбинированного вида №183 " Митина Любовь Александровна
Публикация «Конспект НОД по обучению финансовой грамотности „Путешествие в страну Экономию“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: формирование основ финансовой грамотности детей подготовительного к школе возраста.
Задачи: расширять представления о людях разных профессий; раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта», «наличные деньги», «безналичные деньги», «товар», «цена»; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег, что деньги бывают бумажные и металлические; развить умение определять возможность покупки того или иного товара; расширять представления детей о разновидности магазинов.
Развивать внимание, речь, память, стимулировать активность детей.
Воспитывать правильное отношение к деньгам, представление о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость, уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги,
Предварительная работа: Д/И «Кем быть?», показ презентации о возникновении денег (какие были/какие стали, сюжетно- ролевая игра «Магазин».
Материал и оборудование: ковёр – самолёт, иллюстрации по тематике НОД, сундучок, мяч, кошелёк, наборы различных монет, банкнот, пластиковых карт, атрибуты для прилавков, предметы – муляжи продовольственных и промышленных товаров.
Список информационных источников:
1. Антонова Ю «Обсуждаем, рассуждаем и играем», изд-во: Вита- пресс 2017- 56 с.
2. Поварицина ГП, Киселёва ЮА «Финансовая грамотность дошкольника»,
Изд-во: Учитель, 2020 – 186с.
3. Потапова ТВ «Беседы с дошкольниками о профессиях» - М. : ТЦ Сфера, 2005 – 61с.
4. Смоленцева АА «Знакомим дошкольников с азами экономики с помощью сказок» - М. : АРКТИ, 2006 -88с.
5. Интернет ресурсы:
https://www.koiro.edu.ru/activities/prioritetnye-proekty-v-sfere-obrazovaniya/finansovaya-gramotnost-naseleniya/
https://dohcolonoc.ru/metodicheskie-razrabotki/15164-osnovi-finansovoj-gramotnosti-u-detej.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/04/23/nod-po-finansovoy-gramotnosti-dlya-doshkolnikov-azbuka-deneg
Путешествие в страну Экономию.
Здравствуйте, ребята, сегодня к нам кто- то очень спешит в гости. (Под музыку вбегает гном - Эконом).
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут гном –Эконом! Я прибыл к вам из очень интересной страны Экономии, слышали о такой? (Ответы детей)
-На какое слово похоже слово Экономия? ( ответы детей :экономика)
-А кто из вас знает, что обозначает это слово? (ответы детей, это наука о деньгах, она учит как зарабатывать деньги и как их правильно тратить). Ребята, а вы хотите сегодня попутешествовать и лучше узнать, как заработать деньги и как их правильно тратить (ответы детей).
- Тогда я приглашаю вас в путешествие по стране Экономии.
Предлагаю полететь в путешествие на волшебном ковре. Вот ковёр, давайте встанем на него и скажем волшебные слова: «Ковёр – самолёт – возьми нас в полёт.»
- (Музыка) Вот и взлетел наш ковёр, он поднимается всё выше и выше. Мы пролетаем над горами, лесами, лугами, полями, реками. Он несёт нас в интересную страну Экономию. Но вот волшебный ковёр приземлился. Мы прилетели с вами в страну Экономию, какая необычная и большая страна! Сколько здесь разных улиц! А чтобы продолжить наше путешествие :
- Дружно за руки возьмёмся
И друг к другу повернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём
путешествовать начнём!
- Мы с вами оказались на одной из улиц страны, а как она называется вы мне сами скажете. Послушайте сначала стих В. В. Маяковского «Кем быть»
У меня растут года
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
Нужные работники,
Столяры и плотники.
Столяру хорошо,
А летчику лучше…
Летчику хорошо,
А доктору лучше.
- О чем говорится в стихотворении? (Ответы детей- о профессии)
-А слово «профессия» означает: дело, работа, занятие.
На свете есть много профессий. Посмотрите на картинки и назовите профессии, которые вы знаете, и что делают люди, этих профессий? (Ответы детей)
- Молодцы ребята, а теперь давайте поиграем Игра «Кому, что нужно для работы?»
- Люди разных профессий используют разные инструменты для своей работы. У меня есть «чудесный сундучок», в котором много интересных вещей. Чтобы узнать, что там, нужно сказать такие слова «Сундучок, сундучок, приоткрой-ка свой бочок.
- Кому нужен этот предмет? (Ответы детей)
- Молодцы, ребята, все предметы и профессии вы назвали правильно. Люди работают тем, кем им нравится работать, занимаются тем, что у них лучше получается, стараются выполнить свою работу хорошо, одним словом – трудятся. Как вы, думаете, как эта улица называется? (Ответы детей)
- УЛИЦА ТРУДА! А для чего люди трудятся, кроме того, чтобы приносить пользу другим людям? (Ответы детей)
- Правильно, чтобы зарабатывать деньги? И мы с вами отправляемся на другую улицу в стране Экономии. Посмотрите что разложено на столах ( Ответы детей: деньги, карты, копейки.)
- Как вы думаете как эта улица называется? (Ответы детей - ДЕНЕЖНАЯ улица)
- Правильно, посмотрите, что у меня есть, как называется этот предмет? ( Ответы детей : кошелек)
- Для чего же нужен кошелёк?
- Правильно, чтобы класть в него деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям складывать деньги в кошелёк? Что на них можно купить?
Игра «Для чего нам нужны деньги?»
- Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю мяч и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны:
для покупки продуктов питания;
для оплаты бытовых услуг;
для оплаты развлечений (уточнить у детей, для каких развлечений нужны деньги);
для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
для оплаты проезда на транспорте;
для покупки подарков;
для оказания помощи бедным (уточнить, что такая деятельность называется благотворительностью) и т. д.
Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.
- Если мы едем на автобусе, мы платим?
- Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т. д.
Физминутка: «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить, (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы).
Беседа о монетах.
- А вам интересно узнать, какие деньги есть в этом кошельке? Давайте посмотрим.
Рассматриваем сначала монеты.
- Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета ( Ответы детей: круглая, металлическая, звенит.)
(Если дети не называют все признаки монет, то Г – Э помогает им.)
- Какие монеты вы знаете?
Дети называют монеты разного достоинства, Г –Э демонстрирует данную монету всем детям.
- Смотрите, у нас в кошельке ещё что-то осталось. Давайте достанем.
Г – Э достаёт банкноты.
- Как можно назвать эти деньги? ( Ответы детей: банкноты)
- А какие они? ( Ответы детей: бумажные, прямоугольные, шуршат.)
Продемонстрировать шуршание банкнотой.
- Какие банкноты вы знаете?
Дети называют банкноты, Г –Э демонстрирует их детям, затем проговаривают хором.
– Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.
Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а монета …
Монета звенит, а банкнота …
Монета металлическая, а банкнота…
- Где мы носим деньги, монеты и банкноты? ( Ответы детей:в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них. ( Ответы детей: пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль)
- Что удобнее носить с собой: наличные (монеты, банкноты) или карты (безналичные? (Ответы детей) А в чем неудобство пластиковой карты? ( Ответы детей: можно забыть пароль).
- Ребята, вот сколько много с вами знаем о деньгах. А теперь мы с вами отправимся на другую улицу, которая называется ТОРГОВЫЕ РЯДЫ. Передвигаются в другую часть группы оформленную под магазин с прилавками продовольственными и промышленными товарами. Куда же мы с вами попали? ( Ответы детей: магазин) А что же такое магазин? (Ответы детей.) Правильно, это то место, где люди совершают покупки. Что можно купить в магазине? (Ответы детей.) Кто знает, как можно одним словом назвать все то, что продается в магазине? (Товар.) Значит, товар — это все то, что продается в магазине.
Отгадайте загадку:
Угадай, как то зовется,
Что за деньги продается.
Это не чудесный дар,
А просто-напросто… (Товар.)
-Назовите продовольственные товары, т. е. товары, которые можно купить в магазине и употреблять в пищу. ( Ответы детей :хлеб, молоко, яйца, конфеты и т. д.)
-А теперь попробуйте назвать промышленные товары ( Ответы детей: одежда, обувь, головные уборы и т. д.).
-Значит, товары у нас бывают какие? (Продовольственные и промышленные.)
-Подумайте, ребята, что нужно знать для того, чтобы купить товар. ( Ответы детей: знать цену.)
-А что же такое цена? (Это то, сколько стоит товар.) Всегда ли цена на товар одинаковая? (Нет.) Значит, товары бывают дешевые и дорогие.
-Скажите, выгодно ли покупателю покупать дешевый товар? А выгодно ли продавцу продавать дешевый товар? (Ответы детей)
Значит, цена влияет на то, сколько можно купить товара. (Дешевой продукции — много, дорогой — мало.)
Какой товар покупали бы вы — дешевый или дорогой? Почему? (Ответы детей)
-Ребята, с одной стороны, это правильно, когда вы экономите деньги, покупая дешевый товар, и у вас еще остаются деньги на другую покупку. Это хорошо. Но может ведь быть и такая ситуация. Например, в магазине продается обувь. Одна пара обуви стоит дешево, но качество у него не очень хорошее, т. е. она не так удобна. Нет гарантии, что она будет служить долго. Вторая пара обуви стоит дороже, но она очень удобна и практична. Эта пара обуви произведена известной фирмой, из качественных материалов ее качество гарантировано. Какую бы обувь вы купили — ту, что дешевле, но низкого качества или ту, что дороже, но более качественную? (Ответы детей.) (Необходимо обратить внимание детей на то, что дешевый товар покупать хорошо, но важно обращать внимание и на качество продукции). Иногда, как видите, есть смысл купить дорогую, но более качественную вещь.
- Мы уже с вами выяснили, что есть продовольственные товары, а есть промышленные товары. А какие у нас бывают магазины? (Овощной, хлебный, колбасный, рыбный — магазины продовольственных товаров; мебельный, обувной, «Одежда» и т. д. — магазины промышленных товаров.)
-Как же называются люди, которые работают в магазине и продают товары? ( Ответы детей :продавцы.) А те, кто покупают эти товары? ( Ответы детей: покупатели.)В чем заключается работа продавца в магазине? (Ответы детей.) Хотели бы вы стать продавцом в магазине? (Ответы детей.)
Вечером вы обязательно поиграете в игру «Магазин». Вот вам от меня в подарок кошелёк с деньгами, чтобы вы смогли покупать различные товары. На этом наше путешествие заканчивается.
Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Встанем на ковёр – самолёт и произнесё м волшебные слова: «На ковре - самолёте лечу – в детский сад попасть хочу».(Под музыку летят) Вот мы и на месте, сегодня очень много нового и интересного узнали в стране Экономии.
(Рефлексия) Кому понравилось наше путешествие тот возьмёт картинку с улыбающимся человечком, а кому не очень тот возьмёт картинку с грустным человечком. А теперь, ребята, мне пора домой в свою родную страну, вдруг дети из другого детского сада захотят посетить мою страну. Спасибо Вам, вы очень хорошие, умные, внимательные дети, до свидания, приятно было с вами путешествовать.