Ульяна Уварова
Конспект НОД по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения «Наша улица»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения.
МБ ДОУ «Детский сад № 221», Уварова Ульяна Сергеевна, воспитатель.
Тема: «Наша улица. Как избежать опасностей на улице»
Цель: формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения „Наша улица“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Старшая группа
- Темочки
1. Закреплять правила дорожного движения, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельности;
2. Активизировать мышление детей посредством :
- развитие способности к определению задач на основе поставленной проблемы;
- развития у детей способности к созданию задуманного проекта;
- совершенствования уровня накопленных практических навыков (создание макета улицы, дополнение его деталями).
3. Активизировать речь детей, через развитие умения организовывать свои действия и действия других.
4. Развивать самостоятельность и умение взаимодействовать со сверстниками.
Предварительная работа:
1. В детском саду с воспитателем:
- наблюдение за стоящими автомобилями и движением транспорта во время прогулки; - рассматривание иллюстраций с изображением улиц города, разных видов транспорта;
- работа с дидактическим материалом «Дорожная безопасность»;
- чтение стихов на тему «Правила дорожного движения»;
- разгадывание загадок по темам: «Транспорт», «Дорожные знаки»;
- изготовление макета улицы и проезжей части, расстановка вместе с детьми предметов (дома, деревья, фигурки пешеходов и так далее, изготовление маски – фуражки и жезла инспектора ГИБДД.
2. С родителями:
- наблюдение за дорожным движением на улице;
- обсуждение различных ситуаций (где люди переходят проезжую часть, цвета светофора для пешеходов и так далее);
- рассматривание дорожных знаков.
Создание среды для организации и проведения непосредственной образовательной деятельности:
- отдельный стол для готового макета улицы;
- жезл инспектора ГИБДД, маска-фуражка инспектора ГИБДД, изображения дорожных знаков;
- готовый макет светофора для пешеходов.
Приемы руководства деятельностью детей :
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей : демонстрация фотографии, создание проблемной ситуации, возможность высказать способы решения.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД : беседа, игра, создание ситуации, направленной на применение личного опыта детей, физкультурная пауза, анализ и выводы.
3. Приемы организации практической деятельности детей : ситуация выбора элементов для работы.
4. Приемы поддержки интереса у детей : игровые ситуации, ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности, возможность применения личного опыта.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей, обсуждение.
Виды детской деятельности:
Коммуникативная.
Игровая.
Двигательная.
Познавательная.
Ожидаемые результаты:
- умение предвидеть и называть потенциально опасные ситуации на улице;
- проявление эмоциональной отзывчивости;
- развитие свободного общения с взрослым и сверстниками;
- активизация мыслительной деятельности детей;
- развитие способности создавать задуманные продукты.
Критерии оценки:
1. Активность.
2. Эмоциональность.
3. Настойчивость в нахождении выхода из проблемной ситуации.
4. Аргументирование своих высказываний и действий.
5. Взаимодействие с участниками НОД.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Физическая культура».
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Воспитатель и дети собираются в круг:
«Эй! Ребята подходите,
Друг на друга посмотрите,
поздоровайтесь ладошками
Улыбнитесь все немножко»
Воспитатель: Какое у вас настроение стало?
Дети: Хорошее!
Воспитатель: Ребята, у меня сейчас тоже очень хорошее настроение и я хочу поделиться им с вами. Я знаю, что вы любите играть, и сейчас я хочу поиграть с вами в игру. Проводится игра «Встаньте, те кто…». Дети садятся на стульчики, расположенные по кругу, слушают и выполняют задание воспитателя:
«Встаньте те, кто любит играть в машинки?
Встаньте те, кто приходит в детский сад пешком?
Встаньте те, кто приезжает в детский сад на автобусе?
Встаньте те, кого привозят в детский сад на легковом автомобиле?
Встаньте те, кого сегодня привела мама?
Встаньте те, кого сегодня привел папа?
Встаньте те, кто приходит в детский сад один, без взрослых?»
Посмотрите, ребята, сейчас вы все сидите, это значит, что вы все приходите в детский сад вместе со взрослыми, с мамой или папой, с бабушкой или дедушкой. Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, мы с вами знаем, что улица – это место, где надо быть очень внимательными, чтобы не случилось беды.
Вспомните, как называются правила, которые должны соблюдать люди, если собираются выйти на улицу и куда-нибудь пойти или поехать?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно – это правила дорожного движения. Что мы с вами говорим о правилах дорожного движения?
Хором:
«Чтобы никогда не попадать в сложные положения,
Надо знать и соблюдать правила дорожного движения!»
Воспитатель: скажите ребята, а вы соблюдаете правила дорожного движения? Давайте мы с вами сейчас назовем те правила, которые вы соблюдаете по дороге в детский сад.
Проводится игра «Передай жезл» : дети становятся в круг, передают друг другу жезл инспектора ГИБДД и называют какое-нибудь правило (например, я перехожу проезжую часть только на зеленый сигнал светофора; когда я еду в детский сад на автомобиле, папа сажает меня на специальное детское кресло, по пути в детский сад я держу маму за руку, мы с мамой идем по тротуару и так далее).
Воспитатель: «Молодцы ребята. Правил так много, как вы узнали все правила?»
Ответы детей.
Воспитатель: «В нашем детском саду много ребят, есть совсем маленькие, которые еще не знают, где должны идти пешеходы, не знают, что означают сигналы светофора, и в каком месте можно переходить проезжую часть. Как вы думаете, кто поможет детям из младшей группы узнать правила дорожного движения?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Как вы думаете, а вы смогли бы рассказать малышам о правилах безопасности на проезжей части? Вы хотели бы помочь им выучить эти важные правила? Как мы можем это сделать?»
Ответы детей.
Постановка проблемы: «Конечно, чтобы малышам было легче учить правила дорожного движения, надо показать им улицу, но ведь они еще маленькие и за территорию детского сада им выходить нельзя. Как мы можем показать младшим детям улицу и не выходить за территорию детского сада?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Хорошо придумали, мы и фотографии улицы можем им показать, и рисунки нарисовать, и про светофор рассказать»
если дети самостоятельно не озвучивают вариант создания макета, воспитатель говорит:
«А я бы хотела сделать макет улицы и показать его малышам. Но это трудная работа, мне одной не справится. Что же делать?»
Дети предлагают свою помощь.
Воспитатель: «Перед тем как начать работу, давайте поговорим о том, как устроена улица? Я начну, а вы мне помогайте, рассказывайте, что знаете. Улицы устроены так, чтобы всем людям было удобно».
Высказывания детей (если дети затрудняются или забыли назвать какую-нибудь часть улицы, воспитатель подводит их к ответу, НО! не дает готовый ответ за детей, по мере обсуждения на доске или мольберте схематично рисуются основные части улицы) :
- на улице стоят дома;
- у каждого дома есть свой номер, по которому легко найти нужный адрес (некоторые дети называют свой адрес, вспомнить с детьми, почему важно знать свой домашний адрес);
- вдоль улицы расположены тротуары и проезжая часть;
- по проезжей части двигаются транспортные средства, ими управляют водители.
Воспитатель: «Ребята, наверное, это интересно водить транспортное средство, скажите, а вы сейчас можете быть водителями? Почему? а взрослые все могут быть водителями? Почему?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Конечно, настоящим автомобилем вы управлять еще не можете, но мы с вами можем пофантазировать и поиграть. Хотите?»
Дети: «Да!»
Проводится физкультурная пауза «Мы – водители» (дети повторяют движение за воспитателем).
«Едем, едем на автомобиле
(движение рулем)
Нажимаем на педаль
(Ногу согнуть в колене, вытянуть)
Газ включаем, выключаем
(рычаг повернуть к себе от себя)
Смотрим пристально мы вдаль
(ладонь ко лбу)
Дворники счищают капли
Вправо, влево – чистота!
(«имитируют руками дворники»)
Волосы ерошит ветер
(пальцами взъерошить волосы)
Мы шоферы хоть куда!
(большой палец правой руки вверх)»
Продолжение обсуждения.
Воспитатель: «Посмотрите на схему, как много того, что есть на улице вы уже назвали. Что можно еще рассказать об улицах города?»
Ответы детей (если затрудняются, также подвести к нужным ответам, НО нее рассказывать за детей).
Воспитатель: «Светофор – наш главный помощник на улице, знать и понимать его сигналы очень важно. Повторим с вами, что делать, когда мы видим тот или иной сигнал светофора. (на доске или мольберте изобразить мелками круги соответствующих цветов сигнала светофора). Зеленый сигнал светофора – вы сначала смотрите вправо, влево, а затем переходите проезжую часть, красный сигнал светофора – стоите!» После дети повторяют правило за воспитателем по очереди.
Воспитатель: «Молодцы, все запомнили! В нашем городе, очень много улиц, все они очень разные: на некоторых вдоль проезжей части и тротуаров стоят магазины и дома, на некоторых есть парки, а есть улицы, где проезжие части пересекают друг друга? Вы помните, как называется такое место на проезжей части?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Я подготовила для вас основу для создания нашего макета (демонстрация подготовленных предметов для постановки макета, затем они ставятся на отдельный стол). Подойдите ко мне, посмотрите, вот схема для создания нашего макета для малышей. Давайте вместе создадим улицу с проезжей частью, тротуаром и домами. Попробуйте сами расставить все предметы, но сначала подумайте, какая у нас будет улица? Вместе решите – какие будут дома, будут или нет деревья, нужен ли вам будет светофор и дорожные знаки? Приступайте».
Когда вы закончите работу, мы все вместе рассмотрим макет, и сделаем фотографии для наших малышей из младшей группы».
Дети расставляют по схеме предметы, при необходимости им оказывается помощь, даются подсказки.
После того как работа закончена, проводится фотосессия с макетом и атрибутами. Детям дается возможность поиграть с предметами (прокатить транспортное средство по макету, надеть маску-фуражку инспектора ГИБДД, дать возможность управлять жезлом инспектора ГИБДД).
Рефлексия.
Воспитатель: «Ребята, вы узнали и попробовали создать улицу сами, провели фотосессию и посмотрите, какие интересные получились у нас фотографии, наши малыши будут очень рады! Вы все молодцы, очень хорошо потрудились! Вам понравилось?»
Дети: «Да!»
Дети продолжают играть с макетом.