лариса поспешенко
Конспект НОД по образовательной области социально-коммуникативного развития для детей подготовительной группы «Дружба»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по образовательной области социально-коммуникативного развития для детей подготовительной группы
Тема: «Дружба».
Автор: Поспешенко Лариса Николаевна
Публикация «Конспект НОД по образовательной области социально-коммуникативного развития для детей подготовительной группы „Дружба“» размещена в разделах
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Использование современных педагогических технологий:
Игровая,
Здоровьесберегающая,
Развивающая,
Личностно-ориентированная,
Системно-деятельный подход.
Санкт-Петербург
2022
Конспект НОД
в подготовительной группе :
Цель:
Формирование у детей этически ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников.
Задачи:
Образовательные :
-закрепить знания детей о понятиях : дружба, честность, доброта;
-обобщать знания и умения детей при решении каких-либо конфликтных ситуаций.
-учить рассуждать, мыслить, принимать правильное решение.
Развивающие :
-развивать память, мышление, внимание, речь, коммуникативные навыки;
-способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей;
Воспитательные:
-воспитывать чувство сострадания, сопереживания и умения ставить себя на место другого.
- воспитывать доброжелательность, отзывчивость, потребность в дружеских взаимоотношениях;
- воспитывать культуру поведения;
- воспитывать стремление совершать добрые дела.
Материалы и оборудование:
1. Конверт;
2. Текст письма;
3. Экран;
4. Ноутбук;
5. Презентация;
3. Телефон;
4. «Диспетчер» на громкой связи;
5. Строительный материал;
6. Стулья;
7.USB -флешкарта с записями:
8. Шум автобуса
9. Слайд№1 (поездка автобуса по городу).
10. Слайд№2 (лес).
11. Игрушки: два медведя и машинка.
12. Мяч.
13. Слайд№3 (видео поездки детей в автобусе).
14. Игрушки: 2 белочки.
15. Корзинка с орехами.
16. Горшок с землей.
17. Слайд№4 (Видео сороки шумят).
18. Слайд№5 (Лисички отвернулись друг от друга).
19. Слайд№6 (Лисички веселые).
20. Слайд№7 (Поездка в автобусе)
21. Слайд№8 (Бобры и плот).
22. Слайд№9 (Лосята дерутся)
23. Слайд№10 (Картинка «кабаны»)
24. Слайды№11-13 (Дружеские отношения между детьми)
25. Слайд№14 (Поездка детей в автобусе)
26. Мелодии: «Барбарики»; «От улыбки»; «Если друг не смеется»; «Дружба крепкая».
27. Слайд№15 (Наш д/с).
28. https://disk.yandex.ru/i/f0for-DwPMo5EA
Предварительная работа:
Беседы на темы:
-о дружбе,
-о друзьях,
-о взаимовыручки,
-о помощи младшим,
о помощи пожилым,
- о ссорах,
-как написать письмо?
-что сделать, если поссорились,
- что сделать, если не можете что-то поделить,
-что сделать, если кто-то хочет подраться,
-что сделать, если хочешь взять чужое,
-что сделать, если кто-то не прав,
Составление рассказов на тему:
-о своем друге,
-по сюжетным картинам на тему «отношения между детьми»,
с использованием иллюстративного материала на тему:
-правила поведения в д/с;
-правила поведения в общественном транспорте;
-правила поведения в общественных местах.
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Пикник», «Магазин», «Школа», «Автобус», «Почта» и т. д.
Лепка «Подарок другу», «Как мы с другом провели выходной день», «День рождения друга», «Корабль»;
Чтение художественной литературы о дружбе и путешествиях.
Раскрашивание и зарисовка на темы: «Портрет друга», «Подарок другу»,
Разучивание физкультминуток с детьми,
Разучивание считалок с детьми,
Разучивание стихов-«мирилок»,
Слушание детских песен о дружбе.
Слушание и разучивание стихов о дружбе.
Словарная работа:
• активизировать словарь детей с помощью словесного выражения своих умозаключений;
• формировать представление детей о выражениях и их применениях в речи: волшебные слова, сплести паутину, лишнего не спросит, не разольешь водой, поделить радость, стоять горой, и в огонь и в воду.
• расширить словарный запас детей на тему чувств, эмоций и состояний: робость, безразличие, печаль, злость, страх, счастье, скромность и др.
• Активизировать в речи термины: взаимопомощь, взаимовыручка, заказать, проблемы, конфликты, общение, высмеивают, интернет, поисковик, ноутбук, поровну, ситуация, волшебные слова (спасибо, пожалуйста, будьте добры, благодарю, извините и т. д.);
Ход совместной непрерывной образовательной деятельности :
Деятельность педагога Деятельность детей
Организация детей перед НОД :
Воспитатель: Организационный момент. ( Дети: встают в круг, выполняют
движения игры.)
«Дружно за руки возьмемся,
и друг другу улыбнемся.
Ты мой друг и я твой друг.
Дружат все друзья вокруг.
Воспитатель: посмотрите друг на друга и
подарите друг другу хорошее настроение. ( Дети: смотрят друг на друга и
улыбаются.)
Мотивация:
Воспитатель: Добрый день.
Нам в группу пришло письмо. (Показывает).
Воспитатель: Давайте прочитаем,
что написано на конверте: ( Дети: рассматривают конверт и
читают вместе с воспитателем:
От кого: Лесные звери.
Откуда: Лес Ленинградской
области Всеволожского района.
Кому: Детям 9 группы.
Куда: Санкт-Петербург.
Красногвардейский район.
Детский сад №29.
Воспитатель: Давайте откроем письмо и
прочитаем, что же нам лесные звери
написали. ( Дети: берут и открывают
конверт и достают письмо.)
Воспитатель: читает текст: «Дорогие ребята,
у нас в лесу мишки не могут поделить один
пенек. Белочки не могут разделить орешки.
Две самые дружные подружки-лисички
обиделись друг на друга и не разговаривают.
Сороки вечно спорят и ругаются.
Бобрята сломали плот и сваливают друг на
друга. Волчок отобрал у своей сестренке ее
игрушку. Лосята дерутся. А кабанчики вообще
высмеивают своего братца и называют трусом.
А он на самом деле просто очень добрый и не
любит ссориться. Помогите нам, пожалуйста,
вы же уже дети подготовительной группы и
умеете решать возникшие конфликты у вас в
группе?
Проблематизация.
Воспитатель: Ребята, поможем лесным
жителям? ( Дети: конечно, да.)
Воспитатель: А как это сделать? ( Дети: надо отправиться в лес. мы их
помирим и научим не ссориться.)
Воспитатель: Да. Но лес далеко, и мы не знаем,
как туда попасть. ( Дети: надо заказать автобус.)
Воспитатель: а кто знает, как можно его
заказать? ( Дети: надо найти телефон в интернет,
позвонить по нему и автобус приедет.)
Воспитатель: Хорошо. Что вводим в строку
поисковика? (обращаю внимание детей на
экран) ( Дети: «Заказать автобус для
поездки детей в лес».
Воспитатель: вводит на экране. «Заказать
автобус для поездки детей в лес».
Что делать потом? ( Дети: Выбирайте экскурсионное
бюро и его номер телефона. звоните)
Воспитатель: выбирает, называет телефон и
записывает его на доске. ( Дети: читают номер телефона.)
Воспитатель: Кто сможет набрать номер и
заказать автобус? ( Дети: вызываются и набирают
номер телефона затем заказывают
автобус. «Здравствуйте, мы бы
хотели заказать автобус в лес.)
Воспитатель 2 (помощник воспитателя) :
а сколько вас? ( Дети: 15)
Воспитатель 2: куда поедем? ( Дети: В лес.)
Воспитатель 2: когда прислать автобус
и куда? ( Дети: сейчас, по адресу проспект
Металлистов 25 детский сад № 29.)
Воспитатель 2: к сожалению, на сегодня
все автобусы заняты. ( Дети: очень жаль. Что же нам
делать)
Целеполагание.
Воспитатель: А давайте сами построим
автобус. ( Дети: давайте.)
Воспитатель: Мальчики, несите большой
строительный материал. Девочки,
ставьте стулья. ( Дети: Мальчики строят автобус и все
рассаживаются на стульчики в
автобусе.)
Воспитатель: ну, что, автобус готов!
А чтобы наше путешествие было
интересным, полезным и безопасным,
я предлагаю вам вспомнить правила,
которые нам необходимо соблюдать
при поездке. ( Дети: перечисляют правила, затем
занимают места в автобусе, согласно
правилам.)
Воспитатель: Внимание! Наш автобус
отправляется. (звучит шум автобуса,
название остановок и звук открывания
и закрывания дверей.) ( Дети: сидят на стульчиках в автобусе.)
Слайд№1 (видео поездки по городу.)
Воспитатель: готовимся к выходу.
Следующая остановка наша. ( Дети: готовятся (собирают вещи и
встают у выхода).
Вот мы и на месте.
Слайд №2
Воспитатель: мы приехали.
Прошу всех выходить из автобуса аккуратно. ( Дети: выходят и строятся
полукругом перед медвежатами.)
Планирование будущей деятельности:
Воспитатель: Ребята, смотрите, это, наверное,
те самые медвежата, которые не могут поделить
пенек и всегда ссорятся (в уголке сидят два
медвежонка, а в лапах у них машинка).
Давайте поздороваемся. ( Дети: здравствуйте, медвежата)
Воспитатель: Мы пришли к вам, чтобы помочь.
У нас тоже возникают подобные ситуации.
Ребята, скажите, что вы делаете, если хотите
играть одной и той же игрушкой? ( Дети: нужно воспользоваться
считалочкой.)
Воспитатель: А давайте несколько считалочек
проговорим и вместе с медвежатами выучим. ( Дети: читают считалочки и
показывают, как их надо
применять.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, я думаю,
что медвежата теперь всегда будут
пользоваться нашими считалочками.
Воспитатель: А еще считалки можно
придумать самим. Давайте попробуем. ( Дети: придумывают считалки.
Например: «Я иду считать, ребятки,
чтоб сыграли мы все в прятки. Раз, два,
три, четыре, пять, будешь ты теперь
искать».)
Воспитатель: еще нашим детям помогают
вежливые слова. Давайте их назовем и
объясним, когда их надо применять.
(Игра с мячом). ( Дети: ловят мяч, называют слово и
объясняют, в каких случаях их можно
использовать.)
Воспитатель: смотрите, ребята,
наши медвежата улыбаются.
Они помирились. А нам пора
отправляться дальше.
Слайд№3) ( Дети: садятся на стульчики в автобусе.)
Воспитатель: Внимание!
Следующая остановка наша. ( Дети: встают, готовятся к выходу из
автобуса, затем выходят и подходят к
белочкам. (между белочками на полу
лежат разбросанные орешки).)
Воспитатель: как вы думаете, ребята,
что произошло между белочками? ( Дети: они не могут разделить орешки.)
Воспитатель: давайте посчитаем
орешки. ( Дети: считают, называют нечетное
количество.)
Воспитатель: давайте разделим
поровну. ( Дети: делят и говорят, что один
остался.)
Воспитатель: А скажите, пожалуйста,
как можно разделить орешки,
если они на два не делятся? ( Дети: нужно оставшийся орех отдать
кому-нибудь или закопать и на
следующий год вырастит дерево.)
Воспитатель: хорошо, давайте
его посадим. ( Дети: закапывают орех в горшок с землей.)
Воспитатель: ой, вы слышите,
какой-то спор и шум? (звук гомона сорок). ( Дети: да.)
Мне кажется, это сороки спорят и ссорятся.
Что же делать, как им помочь?
Слайд№4. ( Дети: нужно узнать из-за чего они
ссорятся.)
Воспитатель: послушайте, они спорят
из-за чего-то. А если у вас возник спор,
и вы не можете доказать, что вы правы,
то, что нужно сделать? ( Дети: можно обратиться к взрослым,
найти ответ в книге или в интернет.)
Воспитатель: Хорошо. Молодцы.
Воспитатель: посмотрите,
я вижу двух лисичек, которые
обиделись друг на друга и не разговаривают.
Что нужно сделать? Как их помирить? ( Дети: нужно поиграть в игру «Мирись»
(проговаривают слова и рассказывают
правила, или нужно их помирить при
помощи игры «Если есть хороший
друг»)
Слайд№5
Воспитатель: А давайте все вместе ( Дети: давайте. Встают в круг.)
поиграем в эту игру.
Физминутка:
«Если есть хороший друг».
Воспитатель: Я читаю стихотворение,
а вы выполняйте жесты и движения. ( Дети: выполняют движения.)
Настроение упало,
Дело валится из рук… ( Дети: - опускают руки вниз.)
о еще не все пропало, ( Дети: качание головой, встряхивают) кистями ( Дети: разводят руками)
Если есть хороший друг. - ( Дети: разворачиваются лицами др. к
другу)
С делом справимся вдвоем, ( Дети: - пожимают друг другу руки)
С облегчением вздохнем ( Дети: - делают глубокий вдох, выдох)
Настроение поднимем ( Дети: - нагибаются и медленно
выпрямляются)
И от пыли отряхнем! ( Дети: - отряхиваются.)
Воспитатель: смотрите, ребята,
лисички с нами поиграли и сразу
повеселели и больше не обижаются
друг на друга.
Слайд№6
Воспитатель: А теперь садитесь в наш
автобус и поехали дальше. ( Дети: садятся на свои места в
автобусе.)
(шум движущегося автобуса).
Слайд№7.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете,
мы всем уже помогли или нет?
Кто мне напомнит, какую конфликтную
ситуацию мы еще не разобрали? ( Дети: там бобрята сломали плот и
сваливают друг на друга. Лосята дерутся. А
кабанчики смеются над братишкой.)
Слайды№8,9,10.
Воспитатель: Давайте выясним и
объясним лосятам, почему же опасно
драться, когда возникает желание драться
и что нужно сделать, чтобы драки не было. ( Дети: объясняют, чем опасны
драки, как можно их избежать и
что нужно сделать и как себя
вести, чтобы драк
вообще не было.)
Воспитатель: А теперь давайте представим,
что кто-то из вас сломал какую-то вещь
нечаянно. И вы боитесь в этом признаться.
Почему? ( Дети: потому, что поругают и т. д.)
Воспитатель: А какими качествами
надо обладать, чтобы не бояться
признаться в чем-то? ( Дети: смелость, храбрость и т. д.)
Воспитатель: а вы хотели бы
быть смелыми, храбрыми? ( Дети: да.)
Воспитатель: А как стать такими? ( Дети: надо никогда не бояться,
всегда говорить правду и т. д.)
Воспитатель: что же нужно сделать,
если что-то сломали нечаянно? ( Дети: нужно честно сказать об этом,
признаться и исправить все, что
сломано вместе. Или наладить надо
или сделать новую игрушку или
купить и т. д.)
Воспитатель: смотрите, что получается:
если человек не боится признаться
в чем-то, проявляя смелость,
то он автоматически становится честным,
а если человек всегда говорит правду,
то он является автоматически смелым
или храбрым. Почему? Как вы думаете? ( Дети: Потому что, чтобы всегда
говорить правду, нужно иногда
проявлять смелость. Например,
если что-то сломал и т. д.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все правильно
объяснили. Я думаю, что мы сегодня
помогли не только зверям,
но и многим ребятам. А мы уже приехали. ( Дети: выходят из автобуса.)
Воспитатель: вот мы и приехали
на полянку, где кабанчики смеялись
над братишкой за то, что он не дерется
и не ссорится ни с кем. Как они говорят:
«Не может дать отпор» А кабанчик просто
не любит ссориться и драться. И ему
не хочется бить кого-то, даже если
этот кто-то и не прав. Как вы думаете,
почему? ( Дети: потому что он добрый.)
Воспитатель: А как вы думаете,
что такое доброта? ( Дети: объясняют так, как это
понимают.)
Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем
в игру «Паутина добрых слов», я предлагаю
вам сплести паутину добрых слов.
У меня есть «мяч дружбы», который
я передам вам. Вы будете передавать
мяч своему соседу и говорить о нем
что-нибудь доброе. Или описать его
добрые, хорошие качества или сказать
ему доброе пожелание. ( Дети: поворачиваются к соседу,
бросают ему мяч и говорят например:
Степа-хороший друг или Максим умный
и т. д.)
Воспитатель: а еще есть волшебные
слова. Кто их знает? ( Дети: называют (спасибо, пожалуйста,
извините, разрешите и т. д.)
Воспитатель: как вы думаете, почему их
называют волшебными? ( Дети: потому что, когда их говорят, то
трудно отказать в чем-либо или злиться
уже не хочется и т. д.)
Воспитатель: Молодцы ребята! Вот сколько
добрых слов вы знаете! А нам пора подвести
итоги и объяснить всем жителям леса,
что помогает делать нашу жизнь веселой,
радостной, прекрасной. ( Дети: Нам помогает доброта, честность,
смелость, храбрость, умение делиться и
т. д.)
Воспитатель: а что бы попасть домой,
нам надо отгадать загадки: он в беде
не бросит, лишнего не спросит. ( Дети: Друг)
Без нее не проживешь и водой
не разольешь. ( Дети: Дружба)
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный… ( Дети: Друг)
Она — это то, что не каждый
За жизнь себе сможет сыскать,
но если нашел, береги же,
Не дай никому отобрать! ( Дети: Дружба)
За него в огонь и в воду.
С ним в разведку и в походы. ( Дети: Друг)
Воспитатель: это одно очень важное
качество или состояние между детьми
или людьми, которое не дает никому
поссориться или подраться. Говорят,
что она ни в огне не горит, ни в воде
не тонет. Что это? Как вы думаете? ( Дети: Дружба)
(на экране слайды с картинками
друзей в виде подсказки)
Слайд№11-13
Воспитатель: Правильно. Дружба –
это взаимопомощь, весёлое и
интересное общение, желание помочь
другу в трудную минуту; и вы доказали,
что вы настоящие друзья и всегда готовы
помочь друг другу. Молодцы!
Продуктивная деятельность.
Воспитатель: сейчас наш автобус
отправляется домой, а пока мы едем,
я предлагаю вам нарисовать то, что
вам понравилось сегодня в нашем
путешествии больше всего. (Дети рисуют под музыку)
Слайд№14.
Звучит мелодия песен «Барбарики»,
«От улыбки», «Если друг не смеется»,
«Дружба крепкая».
Затем звучит шум автобуса и слова: (Дети пересаживаются в автобус)
«Следующая остановка:
Детский сад № 29».
Слайд№15.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю
полюбоваться нашими рисунками. (На доске)
Итог.
Воспитатель: Скажите, ребята,
что вы нарисовали и почему? (Дети высказываются)
Воспитатель: Чем вам понравилось
наше путешествие? ( Дети: делятся впечатлением)
Воспитатель: Ребята, а теперь скажите,
вам было трудно? Где и когда? ( Дети: нет. Если да, то объясняют,
где и когда.)
Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы
сегодня справились со всеми заданиями
так легко и быстро именно благодаря
вашей дружбе! На этом наше путешествие
закончилось! Всем спасибо! До свиданья!