Инна Масленникова
Конспект НОД по знакомству с жизнью, бытом и культурой казачества «Трудом красен человек»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
Цель: знакомить детей с жизнью, бытом и культурой казачества.
Задачи:
Образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»
(нравственное воспитание) :
- сформировать представление о жизни казаков, их обычаях, традициях, предметах обихода, предметах одежды;
- развивать интерес к истории казачества.
Образовательной области «Речевое развитие»
- продолжать работу по обогащению бытового словаря детей;
- побуждать детей интересоваться смыслом слов быта казаков.
Публикация «Конспект НОД по знакомству с жизнью, бытом и культурой казачества „Трудом красен человек“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»
- продолжать развивать декоративное творчество детей;
- продолжать учить плавным поворотом руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке);
- развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику рук, цветовое восприятие.
Словарная работа: глэчик, макитра, рубель, шапка - кубанка, рушник, настольник, гончар.
Предварительная работа:заучивание пословиц о казаках, подборка иллюстраций предметами из быта казаков, песен о казаках.
Методы и приемы: наглядный метод (просмотр презентации, словесный метод (рассказ о предметах быта казаков, рассказ пословиц, загадывание загадки, практический метод (росписьузором калины - глэчика); словесный приём (загадка, пословицы, наглядный приём (показ презентации).
Материал: трафарет, краски, кисти, салфетки, стаканы с водой, презентация о труде казаков.
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодняшняя наша встреча посвящена нашим трудолюбивым предкам, а каким, вы сейчас узнаете, прослушав фрагмент р. н. песни («Мы казаки, казаки»)Как вы думаете, кто исполнил эту песню?
Дети: Казаки.
Воспитатель: Правильно, песню эту поют казаки – люди вольнолюбивые, крепкие, независимые, сильные, храбрые, умелые. Самым главным занятием казаков - охрана границ России от врагов. Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.
Воспитатель: сегодня, вы познакомитесь, с некоторыми предметами из быта, которыми пользовались наши далекие предки.
Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи - казак. Он работал в поле, добывал пищу для семьи, а самое главное – охранял границу от врагов.
Посмотрите, какой он носит красивый костюм. На голове кубанка, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску. Кинжал и сабля подвешиваются к поясу казака. О казаках, в народе сочинили пословицы, давайте их расскажем:
- Казак без коня, что солдат без ружья.
- Казак в беде не плачет.
- Конь казаку – лучший друг.
- Казак сам голодает, а конь его сыт.
- Терпи казак - атаманом будешь.
- Казаку честь-родину беречь.
- Казачьему роду-нет переводу.
- Где казак - там и слава.
- Без коня казак кругом сирота.
- Казак без службы, не казак.
Воспитатель:жена казака - казачка, занимается дома по - хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду, погладить её. Белье гладили вот этим предметом, называется он – рубель. Он ребристый. На каталку наматывают мятое полотенце и с силой проводят по нему рубелем несколько раз. Белье получается гладким. Повторите, как называется такой утюг?
Дети: рубель!
Воспитатель: Казачка должна была приготовить пищу. А где, отгадайте загадку:
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.
Зимой много ест,
Летом много спит.
Тело тёплое, а крови нет.
Сесть на неё сядешь,
А не везёт.
Внутри огонь горит,
Из трубы дым валит,
Кашу варит, блины жарит. (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, самое главное в казачьей хате - это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует около четырёх тысяч лет? Русская печь отапливала жильё, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили одежду, в холодное время года спали на печи, на её лежанке. Хлеб пекли в печи сами. У каждого в доме была большая печь с лежанкой. А к празднику казачки пекли каравай. А летом пользовались печью стоявшей во дворе, чтобы в хате жару не было. Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом.
Раньше говорили: «Всё, что в печи, - на стол мечи». Ели казаки за деревянным столом, у которого стояли лавки. Важным предметом в казачьем быту была кровать, изготовленная из дерева своими руками. Обязательно было обилие подушек, перин. Кровать – это место отдыха и все должно этому служить. Возле кровати родителей находилась колыбель. Как вы думаете для чего? (ответы детей)
Воспитатель: Зимними вечерами казачки занимались рукоделием, вязали, ткали, мастерили игрушки. Всё это они делали зимой, потому что летом, весной и осенью у них было много другой работы. Люди трудились в поле, огороде, они сажали, убирали урожай, хлеб, это занимало все их время. А зимой такой работы нет.
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая вышитая скатерть! Её старинное название – настольник, потому что ее клали на стол.
Воспитатель: А вы знаете, как называли полотенце?
Дети: Рушник.
Воспитатель: Посмотрите,какие узоры вышивали на рушниках рукодельницы. Они вышивали птиц, цветы, животных.
Воспитатель: Посмотрите, какие цвета они использовали?
Дети: Красный и черный.
Воспитатель: Вышитыми рушниками украшали хату. Казаки очень любят украшать свою одежду и дом вышивкой и кружевом.
Воспитатель: Ещё одним из старейших промыслов казаков было гончарное ремесло. Вы знаете, что делали из глины?
Дети: Из глины делали посуду, детские игрушки, кирпич.
Воспитатель: Молоко казаки хранили в глиняной посуде, которая называется – глэчик. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто казачки замешивали в макитре - большом, глиняном горшке. А ещё гончары для детей из глины изготавливали игрушки, дудочки, свистульки. Вся посуда обжигалась в горячей печи, а потом украшалась красивыми узорами.
Запомнили название посуды? (повторите).
Воспитатель:А теперь ребята, я предлагаю вам превратиться в казачьих умельцев и расписать глэчик узором – «ветками калины».
Работы детей «Роспись узором калины - глэчика». Рассматривание готовых работ.
Итог: Ребята, о ком сегодня мы беседовали? Ребята что нового вы узнали о казаках? Какие новые слова вы запомнили, что они означают? Как трудились казаки? Какую работу выполнили вы? Что понравилось вам больше всего при встрече? Что бы вы хотели узнать в следующий раз?