Чичева Юлия
Конспект НОД по ФЦКМ» «Русская изба в гости приглашает»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итоговой непрерывно-непосредственной образовательной деятельности в рамках проекта «Лопоток» по образовательной области
«Познание. Формирование целостной картины мира».
«Русская изба в гости приглашает»
Программное содержание:
- формировать интерес к предметам русской старины, к русским народным играм;
Публикация «Конспект НОД по ФЦКМ“ „Русская изба в гости приглашает“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
- Продолжать знакомить с устным народным творчеством: народными песнями, закличками, пословицами, поговорками и прибаутками
- Обогащать словарь детей названиями предметов быта: самовар, лавка, печь, лапти, сундук, крынка, чугунок и т. д.
- Продолжать формировать умение детей правильно согласовывать слова в предложении; вести диалог с воспитателем, слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него
- Воспитывать любвь и бережное отношение к предметам старины.
Образовательные области:
- познание
- коммуникация
- социализация
- музыка
- художественное творчество
Предварительная работа:
- посещение музея
- беседа о старинной утвари;
- занятие на тему «Бабушкин сундук»;
- занятие на тему «Русские народные инструменты»;
- экскурсии в минимузей «Русская изба»;
- разучивание русских народных песен, прибауток, небылиц, потешек, пословиц, поговорок;
- чтение русских народных сказок, былин;
- разучивание русских народных игр.
Оборудование: оформление зала: атрибуты русской избы; русский костюм для воспитателя, платки для девочек, кепки для мальчиков, сундук, музыкальные инструменты; соленое тесто, угощение для детей – калачи, аудиозаписи с русской народной музыкой.
Формы организации совместной деятельности:
Познавательно-исследовательская деятельность: экскурсия в музей.
Двигательная деятельность: хоровод с музыкальными инструментами, физминутка «Комарики».
Коммуникативная: ситуативный разговор, рассказ о предметах старины, их назначении, речевая игра «Кокя,котенька, коток», вопросы к детям.
Продуктивная: изготовление продуктов детского творчества «Калачи из соленого теста».
Проведение образовательной деятельности:
Воспитатель:
Здравствуйте, гости дорогие!
Дети: Рады мы гостям, как добрым вестям!
Честь и почтение – всем без исключения!
- Ребята, посмотрите, на пути у нас камень лежит. А камень – не простой, на нем что-то написано. Давайте прочтем:
Налево пойдешь – к гостям попадешь. (налево – куда)
Назад пойдешь – в другую группу попадёшь. (назад – куда)
Направо пойдешь – много интересного найдешь. (направо – куда)
Дети, куда же пойдем?
Дети: - Направо.
Воспитатель: - Ну, что же, в путь!
Мы шагаем по сугробам
По сугробам белолобым,
Поднимаем выше ногу
Покажи нам дорогу!
Дети проходят в зону «изба».
Воспитатель: (переодевается в русский костюм)
- Вот мы и пришли. Дети куда мы попали?
Дети: - В русскую избу.
Воспитатель: Хорошо в избе, тепло, а сколько добра всякого - видимо-невидимо. Ребяти, давайте присядим на лавки и внимательно рассмитрим нашу избу.
Даша, что в избе есть?
Аня, а что еще есть?
Дети (перечисляют npeдметы дoмашней утвари и рассказывают для чего нужны эти предметы). Самовар-пить чай, деревянная посуда, половики, люлька, рушники – вытирать руки и лицо, печка, сундук.
Воспитатель: молодцы, ребята, все эти вещи - предметы русской старины, а как с ними надо обращаться?
Дети: бережно, акуратно.
Воспитатель: Посмотрите, кто это на печке греется?
Дети: Кот.
Воспитатель: Живет в избе кот Васька. Ночью он мышей ловит, а днем на печке греется и мурлычет. Ребята, а вы знаете потешки про кота?
Дети рассказывают:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
А коток, коток, коток,
Кучерявенький лобок,
Украл у бабушки клубок
И запрятал в уголок,
А бабушка догнала
За ушко подрала.
Котя, котенька, коток,
Котя, серенький лобок!
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать!
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
За печкой раздаётся шорох и оттуда выходит Домовёнок.
Домовенок Кузя: Здравствуй, народ честной
Пошто тревожите мой покой?
Воспитатель: Ребята, кто это как вы думаете?
Ответы детей…
Воспитатель:
Домовой за печкой жил,
С ребятишками дружил,
Он хозяйке помогал,
Всех гостей он развлекал.
Он за печкою сидит,
Иногда слегка ворчит,
А вообще он удалой,
Самый лучший Домовой!
Домовенок. Верно, я домовенок, а зовут меня Кузя!
Горница у меня небольшая, да красивая какая!
Тёплый дух идёт от печки, а в углу сундук стоит
Много он добра хранит.
Ребята, а давайте в сундук заглянем.
Домовенок вытаскивает из сундука платки одевает девочкам на плечи, достает кепки одевает мальчикам на голову, достает ложки, бубны, хлопушки.
Домовенок: Любили русские люди и повеселиться, попеть да поплясать.
Выходите, инструменты вы берите:
Ложки расписные, дудки заливные,
Бубны и трещётки, заиграем звонко!
(Хоровод «Во поле березка стояла»)
Дети играют ими под народную музыку.
Домовенок: Посмотрите ребята, у меня в сундуке загадки спрятались, умете загадки разгадывать?
1. Он пыхтит, как паровоз,
Важно к верху держит нос
Пошумит, остепениться,
Пригласит чайку напиться. /Самовар/
2. Два братца пошли в реку купаться /Ведра/
4. Бычок рогат в руке зажат,
Еду хватает, а сам голодает /Ухват/
6. Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча. /Печка/
Домовенок: Ребята, а для чего в доме печка нужна
Дети: отвечают.
Домовенок : Не красна изба углами, а красна пирогами. А я тесто замесил, ребята, а что из теста сделать можно: пироги, ватрушки, пирожки, расстегаи, пышки, калачи. Правильно, ребята, я хочу вас калачами угостить
Воспитатель: Домовенок, давай мы тебе поможем калачи налепить.
Все вместе лепим калачи, выкладываем на противень, ставим в печку, а пока калачи пекутся поиграем в игру.
Игра «Комарики»
Комарики-мошки,
Тоненькие ножки,
Пляшут по дорожке.
Близко ночь,
Улетайте прочь.
Домовенок: А уменя и калачи поспели.
достает готовые калачи:
Хлебом, солью вас провожаю,
Чай попить, калачей отведать,
Посидеть мирком
Да поговорить ладком!
Воспитатель: Досвидания Домовенок, ребята давайте Домовенку Кузе добрые слова скажем, поблагодарим за гостеприимство :
- Никогда не болей, будь здоров.
- Будь сильным, крепким да удалым.
- Слушай отца-батюшку да родную матушку.
- Будь добр и пусть встречаются добрые люди.
- Живи-поживает, да добра наживай.
Ребята, нам пора возвращаться в детский сад, понравилось вам наше путешествие в прошлое, где мы были, что видели, во что играли?
Молодцы, прощаемся с гостями.
Самоанализ итоговой непрерывно-непосредственной образовательной деятельности в рамках проекта «Лопоток»
по образовательной области
«Познание. Формирование целостной картины мира».
Тема: «Русская изба в гости приглашает».
Программное содержание:
- формировать интерес к предметам русской старины, к русским народным играм;
- Продолжать знакомить с устным народным творчеством: народными песнями, закличками, пословицами, поговорками и прибаутками
- Обогащать словарь детей названиями предметов быта: самовар, лавка, печь, лапти, сундук, крынка, чугунок и т. д.
- Продолжать формировать умение детей правильно согласовывать слова в предложении; вести диалог с воспитателем, слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него
- Воспитывать любвь и бережное отношение к предметам старины.
Непрерывно-непосредственная образовательная деятельность построена с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.
Образовательные области:
- познание
- коммуникация
- социализация
- музыка
- художественное творчество
Предварительная работа: Предварительная работа:
- посещение музея
- беседа о старинной утвари;
- занятие на тему «Бабушкин сундук»;
- занятие на тему «Русские народные инструменты»;
- экскурсии в минимузей «Русская изба»;
- разучивание русских народных песен, прибауток, небылиц, потешек, пословиц, поговорок;
- чтение русских народных сказок, былин;
- разучивание русских народных игр.
Образовательная деятельность осуществлялась в соответствии с конспектом, который был составлен в с учетом задач основной общеобразовательной программы: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Для реализации каждой цели были подобраны оптимальные формы и приемы, помогающие их решать в интересной и занимательной форме.
Формы организации совместной деятельности:
Познавательно-исследовательская деятельность: экскурсия в музей.
Двигательная деятельность: хоровод с музыкальными инструментами, физминутка «Комарики».
Коммуникативная: ситуативный разговор, рассказ о предметах старины, их назначении, речевая игра «Кокя,котенька, коток», вопросы к детям.
Продуктивная: изготовление продуктов детского творчества «Калачи из соленого теста».
При проведении ННОД использовались игровой, наглядный, словесный и практический методы, которые отображали одну тематику и были тесно взаимосвязаны. Представленный конспект построен в соответствии с
дидактическими и педагогическими принципами: принцип доступности, принцип интеграции, принцип развивающего обучения.
Организационная часть состояла из приветствия и упражнения на создание эмоционального настроя на совместную деятельность.
В основной части использовался сюрпризный момент для привлечения внимания – камень с надписью. Перед детьми была поставлена проблема, решение которой мы нашли с детьми в ходе беседы.
Много внимания уделялось непосредственно предметам русского быта, обогащению словаря детей названиями предметов быта: самовар, лавка, печь, лапти, сундук, крынка, чугунок и т. д., дети называли предметы, из чего они сделаны, для чего предназначались. В ходе беседы делался акцент на построение грамматического строя речи, совершенствованию умения детей согласовывать прилагательные с существительными.
В непрерывно-непосредственной образовательной деятельности с целью снятия статистического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления и создания радостного настроения детей была проведена физкультминутка в виде хороводной игры с использованием музыкальных инструментов.
В ходе непрерывно-непосредственной образовательной деятельности дети были активны, внимательно слушали вопросы, активно отвечали на них; использовалась русская народная музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.
На протяжении всей образовательной деятельности прослеживалась сюжетная линия. Дети окунулись в быт, традиции русского народа.
По окончании непрерывно-непосредственной образовательной деятельности были подведены итоги. Детям были заданы вопросы, на которые они отвечали как фронтально, так и индивидуально. На протяжении всей ННОД уделялось внимание воспитанию вежливости и доброго отношения детей друг к другу.
Я считаю, что поставленные программные задачи были достигнуты.