Елена Бухаркова
Конспект НОД по лепке из соленого теста для подготовительной группы «2 апреля — Международный день ложки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по лепке из соленного теста для подготовительной группы «2 апреля — Международный день ложки».Ложка — это, наверное, самый популярный столовый прибор, но мы редко задумываемся о её происхождении, хотя пользуемся ей каждый день.
Актуальность.
Публикация «Конспект НОД по лепке из соленого теста для подготовительной группы „2 апреля — Международный день ложки“» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка из теста, тестопластика
- Лепка. Конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Подготовительная группа
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Посуда. Лепка, занятия с пластилином
- Темочки
Приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости.
Музыкальный фольклор как часть народной культуры, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами.
В художественно-эстетическом образовании и воспитании детей значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной культуре. Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».
Уже в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании детей. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребёнка были звуковые игрушки — трещотки, погремушки, жужжалки, бубенцы и т. д. Они развивали у детей, сначала на уровне движений, чувство ритма, а в дальнейшем — интерес к музыкальной деятельности. Стоит отметить, что игрушки-инструменты являются своего рода посредниками в процессе адаптации ребёнка к окружающему миру в условиях традиционной культуры.
Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, побудило меня к проектной деятельности. Я считаю, что включение народной музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребенку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкального воспитания.
Почему именно деревянные ложки?
Ложки были и остаются одним из наиболее популярных у русского народа ударных инструментов. Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и ее культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Ещё в XVIII в. инструментальные ансамбли и солдатские хоры использовали в своём творчестве ложки. На них играли весёлые и шуточные песни. Скоморохи использовали ложки для ритмического сопровождения плясок и дополняли их звучание бубенцами, привязанными к ручкам ложек. В настоящее время этот музыкальный инструмент – обязательный атрибут фольклорных и инструментальных ансамблей.
Цель: прививать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете - ложке.
Задачи: помочь детям с помощью разнообразных приёмов развить представления о величине ложки, её назначении, отличительных признаках и условных моделях соразмерности (большая, поменьше, маленькая); обогатить знания детей о разнообразных предметах посуды; в процессе экспериментирования расширить представления дошкольников о разных материалах, из которых изготавливают ложки (дерево, металл, пластмасса); совершенствовать умения: сравнивать и выделять нарядную ложку; развивать воображение ребенка, научиться лепить ложку из соленного теста
Ход занятия: Просмотр отрывка из сказки «Жихарка», чтение поучительной сказки "Как Ложка с Вилкой поссорились" ,Сказка о Ложке
(Алексей Бакалдин)
Чтобы догадаться, о чем будет наш сегодня с вами разговор, нужно постараться отгадать загадки.
Я похожа чуть-чуть на лопатку,
На весло я похожа немножко,
Помогаю есть кашу ребяткам,
А сестра у меня - поварёшка.
(Ложка)
Деревянной я бывала,
Из пластмассы и металла.
Не нужна собаке с кошкой-
Кушают они без. (ложки).
Долго черпал экскаватор
Суп, картошку и салаты.
(Ложка)
о с горкою, то понемножку -
На самом кончике, чуток
Несу в разинутый роток
Сметану, кашу, суп, картошку
И много прочей вкусноты.
Кто Я? Не догадался ты?
Столовая простая. (Ложку)
Воспитатель достаёт ложки и показывает их детям.
Воспитатель:
Каждый день мы садимся завтракать, обедать, ужинать и не можем обойтись без ложки, которая всегда лежит возле тарелки, на своем привычном месте. А кто-нибудь из вас задумывался, когда появилась эта незаменимая помощница и из чего она была сделана?
Дети: Нет!
Рассказ воспитателя:
Давным-давно у людей не было ложек и они ели руками. Затем у них появились первые ложки, которые люди делали из глины, но эти ложки были не прочные, они ломались, крошились. Люди стали делать каменные ложки. Эти ложки были тяжёлые, неудобные и тоже ломались. Первые ложки, похожие на современные, появились в Египте. Ложки украшали драгоценными камнями. Ложки были только у богатых людей. У нас на Руси ложки появились во времена царя Алексея Михайловича. У богатых были золотые и серебряные ложки, а у бедных деревянные. Деревянные ложки некрасивые и люди расписывали их разными узорами. Сейчас ложки есть у всех.
Ложками ели жидкую пищу, мясо – руками: вилок на Руси не было до очень позднего времени. Интересен сам обряда приёма пищи на Руси. После того, как еду зачерпывали из общей миски и клали в рот, ложку опускали на стол. Лишь тщательно прожевав пищу, человек снова брался за ложку и черпал ею из миски. Если же кто-то ел из миски, не выпуская ложку из рук, то он считался прожорливым.
Если кто-то плохо себя вел за столом, его наказывали, ударив ложкой по лбу.
Делали ложки из разных пород деревьев : яблони, липы, рябины. При этом иногда первые этапы - раскалывание чурбана на баклуши (чурки, обтесывание баклуши вчерне - доверяли детям, а заключительные - скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку - мужчинам. Отсюда, кстати, пошло выражение "бить баклуши", которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл - бездельничать. При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож. У опытного мастера процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки - "баклуши", занимал 20 минут. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. Ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные. Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники”
С ложками на Руси было связано немало поверий. Например, до сих пор сохраняется примета, по которой добрая хозяйка всегда должна смотреть, чтобы на каком-то блюде не оказалось лишней ложки. Верили, что тогда придет незваный гость.
Ложки часто носили при себе в особых футлярах либо просто за поясом или голенищем сапога. По этому поводу народ создал много присказок и поговорок: "Запасливый гость без ложки не ходит" или "Со своей ложкой по чужим обедам"
Деревянные изделия не только красивы — это экологически чистый материал. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси ели из деревянной посуды деревянными ложками и были здоровы до самой старости.
Особенно любили те ложки, которые носили подарочный характер. Они были расписаны сказочными цветами и травами. Такие ложки были праздничными, а по будням продолжали пользоваться ложками неокрашенными, из простого дерева.
- Есть даже такая пословица: «Щи да каша - пища наша»
- Ребята, а скажите мне, пожалуйста, в каких русских народных сказках есть упоминание о деревянных ложках? ( ответы детей: «Три медведя», «Жихарка») Молодцы.
Материал для изготовления ложек:
- деревянные, мельхиоровые, фарфоровые, пластмассовые, серебряные, алюминиевые, нержавеющая сталь, позолоченные
Однако это еще не все достоинства изделий из дерева. Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.
“Ложкарной столицей” России и признанным центром всемирно известной хохломской росписи называют в народе город Семенов, что находится Нижегородской области. Здесь бережно сохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков, мастеривших замечательный щепной товар.
- Но шло время, люди стали делать ложки не только из дерева. Ребята, а я знаю место, где находится очень много ложек, я там уже побывала. Это место - музей ложек. Хотите и вы побывать вместе со мной?
- Давайте произнесём волшебные слова (раз, два, три – вот и в музее мы) закроем глаза и покружимся вокруг себя один раз.
Дети выполняют и оказываются в «музее», где на столах лежит большое количество разных ложек.
- Посмотрите, какими разными могут быть ложки. Попробуйте догадаться, из какого материала они сделаны? Из металла (металлическая, из пластмассы (пластмассовая, из дерева (деревянная).
- Посмотрите внимательно на эти ложки (обращает внимание на деревянные ложки).
- Люди издавна любили украшать предметы домашнего быта и придумали они ложки расписывать. Как можно сказать про ложки которые расписывают?
Дети: расписные.
- Как вы думаете, кто изготовил все эти ложки? (люди – мастера)
Мы знаем, что ложки нужны для еды.
Маленьким детям с раннего детства во время кормления пели потешки про ложи:Магия потешки способна не только отвлечь малыша, но и накормить его вкусной кашкой. Слушая такие потешки малыши хорошо кушали:
Ванечка, Ванюша,
Кашку всю ты скушай.
Стукни ложкой,
Топни ножкой.
Хлопни ты в ладоши,
И погладь ты кошку.
— Ворона, ворона,
Куда летала?
— Гостей скликала,
Каши им давала.
Кашка масляная,
Ложка крашеная,
Ложка гнется,
Нос трясется,
Душа радуется.
- А что ещё можно делать деревянными ложками? (играть).
Да, деревянные или металлические ложечки легко могут превратиться в музыкальные инструменты.
Игра «Найди пару»
Возьмите по одной ложке из корзинки, а пару для неё найдите на столе.
Звучит русская народная мелодия, дети играют на ложках.
Игра «Виды ложек» :
- столовая, десертная, чайная, кофейная, ложка разливная, ложка соусная, ложка для сахара или икры, для оливок, барная, для заваривания чая
А теперь я предлагаю Вам сделать каждому свою расписную ложку. из соленного теста!
А теперь я спрошу вас:
1. Каши зачерпнет
И отправит в рот.
Сама не ест,
А людей кормит.
Кто такая?
2. Как называли специалистов по изготовлению ложек? ложечники
3. Как называется маленькая чурка, из которой изготовляют ложку? баклуша
4. Слушайте внимательно и ответьте на вопрос, Что можно кушать ложкой?
Я ложкой люблю есть пирожное.
Варенье, повидло, мороженое,
Рассольник и кашу, бульон и окрошку,
Вот сколько всего можно выхлебать ложкой!
5. Кроме еды, где еще используют ложки?
Давайте же распишем наши готовые ложки красками и сделаем свою выставку ложек!
Мы сегодня узнали так много интересного одеревянные ложки. Узнали как изготавливали деревянные ложки,узнали,что ложками в старину не только ели,но и использовали как музыкальный инструмент
Какие у вас получились замечательные ложки! Вы справились с делом как настоящие ложкари!