Савельева Любовь
Конспект НОД по изоискусству «Клуб знатоков»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4
Непосредственно образовательная деятельность
по изобразительной деятельности
Игра – соревнование «Клуб знатоков»
Подготовила и провела воспитатель
высшей квалификационной категории
Савельева Любовь Витальевна
г. Нелидово
2018 год
Тема: Игра-соревнование «Клуб знатоков»
Цель:
- Закрепить знания детей о жанрах изобразительного искусства.
Публикация «Конспект НОД по изоискусству „Клуб знатоков“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
- Вызвать интерес к видам жанров живописи и способность проникаться теми чувствами переживания и отношениями, которые несут произведения искусства.
- Закреплять знания о художниках и их картинах.
Участники: 2 команды, зрители-болельщики, ведущий
Ход непосредственно образовательной деятельности
Слайд №1 Начинаем заседание «Клуба знатоков». Сегодня в игре принимают участие 2 команды. Давайте поприветствуем их. Представляю вам зрителей – болельщиков. Вести игру буду я. Прежде чем приступить к игре предлагаю разминку.
Слайд №2 1. Разминка для команд. Отгадывание загадок
1 команда 2 команда
Какой это мастер
На холст нанёс
И листья и травы,
И заросли роз (художник). Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька – твой сосед.
Обязательно картина называется (портрет)
Если видишь на картине
Нарисована река,
Через ветки: белый иней,
И леса, и облака.
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш.
Обязательно картина называется… (пейзаж) Если видишь на картине
Чашку кофе на столе
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу.
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу.
Знай, что это (натюрморт).
Слайд №3 2. Решение кроссворда.
Предлагаю решить кроссворд.
К Р А С К И
А К В А Р Е Л Ь
Р И С У Н О К
Т Е М П Е Р А
И С К У С С Т В О
Н А Б Р О С О К
А Т Е Л Ь Е
По горизонтали
1. Что необходимо художнику для написания картины? (краски).
2. Краска, которую разводят водой? (акварель).
3. Работа художника карандашом (рисунок)
4. Краска, которую разводят на курином яйце или соке растений (темпера).
5. Музыка, литература, живопись, скульптура… Что это? Как назвать это одним словом? (искусство).
6. С чего художник начинает писать картину? (набросок).
7. Мастерская, где работает художник? (ателье).
По горизонтали
В выделенных клетках произведение живописи (картина).
- А теперь давайте прочтем ключевое слово (картина).
- Сегодня у нас все задания будут связаны с картинами.
- Итак, начинаем игру. Послушайте правила, вопросы я буду задавать командам по очереди, за ответ – 1 балл. Если команда затрудняется с ответом, вопрос передаю другой команде, и уже она получает 1 балл.
- Вы готовы?
- Начинается игра.
Слайд №4-19 3. Вопросы командам.
1 команда 1 команда
1. Назовите холодные цвета!
(голубой, синий, фиолетовый) 1. Назовите тёплые цвета
(Жёлтый, оранжевый, красный)
2. А зеленый цвет, какой – холодный или тёплый?
(Зеленый цвет получают путем смешения холодного синиго и теплого жёлтого. Если жёлтой краски добавить больше, то
получается тёплый зеленый, а если больше синего, то холодный зеленый). 2. Что имеют в виду, когда говорят: «Праздник красок?»
(так говорят о картинах, на которых можно увидеть все цвета и оттенки радуги).
(Эти картины поражают нас красотой
цвета, яркостью, нарядностью).
3. Какими цветами художники передают радость?
(светлыми, тёплыми) 3. Какими цветами художник передает печаль?
(тёмными, холодными, чёрными, серыми, печальными)
4. Назовите известных художников портретистов!
- Валентин Серов «Девочка с персиками», «Мика Морозов», «Дети».
- Борис Кустодиев «Портрет дочери»
- Илья Репин «Портрет дочери», «Портрет Третьякова», «Автопортрет»
- Иван Крамской «Неизвестная», «Портрет писателя Льва Толстого». 4. Назовите известных художников пейзажистов!
- Игорь Грабарь «Февральская глазурь», «Мартовский снег».
- Иван Шишкин «На Севере диком», «Корабельная роща», «Перед грозой».
- Исаак Левитан «У омута», «Вечерний звон».
Слайд №20 4. О какой картине идёт речь?
1 команда 2 команда
1. Этот натюрморт можно было бы назвать «синее, красное, белое». Сидел человек за столом, работал, читал, написал письмо. Заклеил конверт. Выпил из стакана, который стоял на тарелочке чай. Потом оглянулся на стол и увидел, как красиво «синее, красное, белое». И решил написать натюрморт. Как вы думаете, какой натюрморт он написал? («Черемуха в стакане» Кузьма Петров-Водкин) 1. Вечереет, сумерки. На переднем плане этой картины мы видим жёлтую, в свете заката воду, полуразрушенную плотину, которая влечет нас в глубину темного, глухого леса. Настроение этого пейзажа – это предчувствие беды, тревоги, настороженности.
(«У омута» Исаак Левитан).
2. В центре картины - гордость Российского флота, мощный боевой корабль. Художник детально прорисовывает и Российский герб – двуглавого орла, и прочные якорные цепи, удерживающие быстроходного красавца на месте, и пушки, готовые принять бой. О приближающейся опасности говорит мрачное, предгрозовое небо. А какое неспокойное море. Только выносливые, хорошо подготовленные матросы могут грести при таком шторме.
(«Крондштадский рейд» Иван
Айвазовский) 2. На этой картине изображены могучие стройные стволы сосен, освещенные солнечными лучами, они как-будто отливают золотом. Они сияют, от них идет тепло, чувствуется, что их пригрело солнышко. Кажется, что скоро превратятся эти прекрасные деревья в могучие корабли и увидят новые необъятные просторы земли. («Корабельная роща» Иван Шишкин)
Слайд №21 5. Внимание! Чёрный ящик!
1 команда 2 команда
- Выносится чёрный ящик.
- На подносе: птичка, цветок, бабочка.
- Отгадайте, что находится в черном ящике?
(репродукция картины Фёдора Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка») - Выносится чёрный ящик.
- На подносе: кораблик.
- Отгадайте, что находится в черном ящике?
(репродукция картины Ивана Айвазовского «Бриг Меркурий» атакованный двумя турецкими кораблями)
Слайд №22 6. Художники-реставраторы.
1 команда 2 команда
А теперь вам нужно выступить в роли художников-реставраторов (люди, которые восстанавливают картины). Составьте картину за 1 минуту, назовите её название и автора.
Валентин Серов «Девочка с персиками». А теперь вам нужно выступить в роли художников-реставраторов (люди, которые восстанавливают картины). Составьте картину за 1 минуту, назовите её название и автора.
Валентин Серов «Мика Морозов».
7. Музыкальная пауза.
8. Назовите художника и его картины.
1 команда 2 команда
1. Кто их художников любил писать натюрморты?
- Илья Машков «Хлебы»,
- Фёдор Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»,
- Кузьма Петров – Водкин «Черемуха в стакане», «Ветка яблони», «Натюрморт с селедкой»,
- Петр Кончаловский «Овощи».
1. Назовите художников, которые писали на картинах сцены из жизни людей, их радости игорести?
- Борис Кустодиев «Масленица»,
- Маковский «Свидание»,
- Перов «Тройка»,
- Илья Репин «Бурлаки на Волге»
2. Этот художник очень любил сказки и былины. На его картинах ожили для нас почти все герои русских народных сказок.
- Отгадайте, кто это?
- Назовите его картины, которые вы знаете!
(Виктор Васнецов «Богатыри», «Алёнушка», «Иван-царевич на сером волке», «Ковер-самолет», «Кощей бессмертный»). 2. Этот художник очень любил писать животных, особенно лошадей; наблюдал за поведением домашних животных в деревне, когда проживал в нашем крае, в Тверской губернии.
- Отгадайте, кто это?
- Назовите его картины с изображением животных.
(Валентин Серов «Лошади», «Октябрь», «Стригуны на водопое».
9. Ответьте на вопрос.
1 команда 2 команда
- Что означает слово живопись?
Писать живо, как будто живое, как наяву. - Где хранятся и выставляются произведения живописи?
В картинных галереях, выставочных залах. Самые большие в нашей стране собрания картин – в Третьяковской
галерее в Москве и русском музее в Петербурге.
10. Отгадай, о каком художнике идет речь?
1 команда 2 команд
И. И. Шишкин
Семья этого художника жила в небольшом городе Елабуге, который стоит на берегу Камы, в окружении густых хвойных лесов. Его отец и братья любили охотиться, но юный художник не любил охоту. Он слышал, как кричит падающая птица, как стонет раненый зверь. Да и дереву больно, если ломают ветки. Он называл полюбившиеся сосны человеческими именами. По дороге на занятия забегал поздороваться с любимыми деревьями: липой – красавицей, старым дубом…
Исаак Левитан
Судьба этого художника-пейзажиста была печальной и счастливой одновременно. Печальной потому что, он прожил короткую жизнь (неполных 40 лет) и испытывал нужду и раннюю потерю близких.
А счастливой она была потому, что он через всю жизнь пронес удивительную любовь к природе. Особенно к осени, занимался любимым делом, его работы были гордостью нашей живописи. Он неделями пропадал в лесу, наблюдая особую жизнь на поверхности речного омута или на лесной поляне, страстно увлекался охотой и рыболовством.
Кузьма Петров-Водкин
Этот художник родился в Хвалынске на Волге. Детство его прошло в провинции, оно было суровой жизненной школой. Он мог стать мастеровым или железнодорожником, но сумел уехать учиться в Петербург, а затем в Москву в Училище живописи, ваяния и зодчества. В его творчестве большое место отведено натюрморту. На его картинах оживают простые предметы: селедка, яблоки, спички, чай в стакане, тетрадь, конверт. Иван Айвазовский
Художник родился в Феодосии, древнем крымском городе, стоящем на берегу Черного моря. Больше всего маленький художник любил рисовать. Бумаги и карандашей у него не было, поэтому он рисовал углём на белых стенах крымских домиков. Эти рисунки заметил и оценил феодосийский градоначальник. С его помощью мальчик был отправлен учиться в Петербургскую Академию художников. По заданию Академии молодой художник – маринист принял участие в плавании Балтийской эскадры, для изучения боевых действий.
11. Домашнее задание. Отгадайте о какой картине идет речь?
1 команда 2 команда
На картине изображена яркая, радостная зима. И снова березы, горят и сверкают на солнце. Как много красок нужно, чтобы передать сверкающий на солнце снег: и голубая,
и синяя, и фиолетовая, и розовая. Роща пылает кострами берез. Золотыми россыпями светится земля. Прозрачная голубизна неба. Желтые и рыжие обрывистые берега. Осенний воздух свеж и прозрачен. На картине
праздник красоты, праздник золота и синевы.
12. Подведение итогов игры. Награждение команды – победительницы и команды – побежденной.