Малыгина Татьяна
Конспект НОД по изобразительной деятельности «Осень золотая»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования «Печать листьями»
Задачи:
1. Познакомить детей с новым приемом нетрадиционной техники рисования «Печать листьями».
2. Развивать чувства композиции, цветовосприятия.
3. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с новым приемом нетрадиционной техники рисования «Печать растениями»
4. Продолжать формировать умение радоваться красивым рисункам.
Средства:
-листья разных пород деревьев (4-5 видов);
Публикация «Конспект НОД по изобразительной деятельности „Осень золотая“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. ИЗО, осеннее творчество в детском саду
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
-альбомный лист, размер А4;
-набор гуашевых красок;
-кисть, кусочки поролона;
-стакан с водой;
-салфетка;
-репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень»;
-корзинка для сбора листьев;
-трафареты листьев из цветного картона для игры;
Способы:
- беседа;
-художественное слово;
-сюрпризный момент;
-проблемная ситуация;
-рассказ воспитателя;
-чтение ребенком стихотворения Ю. Капотова «Листопад»;
-дидактическая игра «С какого дерева листок»;
-рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»;
-хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок»;
-пальчиковая гимнастика «Осенние листья»;
-показ воспитателя;
-музыкальное сопровождение;
-продуктивная деятельность детей;
-рефлексия: А давайте вспомним, кто у нас сегодня был в гостях? Что мы сегодня делали? Что вам понравилось?
Предварительная работа:
наблюдения за осенней природой во время прогулок, разучивание стихотворений об осени, беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы.
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель:
- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
-Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Осень!
Воспитатель: А что происходит осенью в природе?
Дети: Осенью птицы улетают в теплые края, часто идут дожди, на улице становится холоднее.
Воспитатель: Молодцы, ребятки! А с деревьями что происходит?
Дети: Осенью с деревьев облетают листья!
Воспитатель: Правильно, ребята! Я знаю очень интересную сказку о маленьком листике, хотите ее послушать?
Дети: Да!
Художественное слово:
(воспитатель рассказывает сказку)
«В одном старом парке стояло одинокое дерево. Наступила осень. Все листья собрали свои сумки и полетели путешествовать. Сумки у листьев были не тяжёлые – лишь немного воды, чтобы умыться, да полотенце. А на одной веточке остался совсем маленький листочек. Он был слишком мал, чтобы решиться лететь одному. Вот он скучал, скучал, думал и придумал. Видит, идёт прохожий в шляпе. Листик набрался смелости и прыгнул в шляпу. Прохожий ничего не заметил. Принёс он листик домой. В доме было тепло, и листик вдруг стал скучать и сохнуть. Он скучал по своим друзьям, по своему дереву. Он испугался что засохнет, свернётся в трубочку и его выбросят. Тогда листик закричал: «Ветер, ветер!». Ветер был его большим другом. Услыхал ветер крики и залетел в дом. Подхватил он листочек и понёс его по полям, по лесам….
Мотивация:
Воспитатель: Ой, ребятки, посмотрите, к нам прилетел листочек! Это тот самый маленький листочек, который остался один (дети видят на окне листочек)
-Ребята, а почему он такой грустный?
Дети: Он грустный, потому что ему скучно, одиноко одному на улице и т. д.
Воспитатель: Ребята, что нужно сделать, чтобы листочек не грустил?
Дети: Чтобы листочек не грустил, нужно отнести его в парк, нужно оставить его в нашей группе и т. д.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Какие вы у меня добрые!
-Давайте оставим маленький листочек в нашей группе, ведь у него здесь очень много друзей! (листочек очень обрадовался, узнал своих друзей из парка и очень довольный остался на занятии)
Основная часть:
Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете, как называется осеннее явление, когда с деревьев опадают листья?
Дети:
- Правильно, ребятки, это листопад.
Воспитатель:
- А почему деревья сбрасывают листья осенью?
Дети: Становится холодно, зимой веточкам будет тяжело держать листья и снег, зимой дерево спит, отдыхает.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
-Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень – и листья на деревьях меняют свой зелёный цвет на жёлтый или красный и опадают. Это происходит потому, что вода замерзает и прекращает поступать в веточки и листья. Дерево засыпает на зиму.
Осенью листья опадают с деревьев, ветром их разносит по улицам и паркам. На следующий год на деревьях появляются новые листики.
- Ребята, у нас Настя знает стихотворение, которое называется «Листопад». Хотите послушать?
Дети: Да!
Настя:
Опавшей листвы разговор еле слышен:
- Мы с клёнов…
- Мы с яблонь…
- Мы с вязов…
- Мы с вишен…
- С осинки…
- С черёмухи…
- С дуба…
- С берёзы…
Везде листопад:
На пороге – морозы!
Ю. Капотов
Воспитатель: Молодец, Настя!
-Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть в игру «С какого дерева листок»
Дидактическая игра «С какого дерева листок»
Воспитатель: Максим, а наш маленький листочек с какого дерева?
Максим: Наш листочек с березы.
Воспитатель: Молодец, правильно! Это березовый листочек. А какого он цвета, Савелий?
Савелий: Он желтого цвета.
Воспитатель: Правильно, молодец!
- Осенью листья на деревьях становятся не только жёлтыми, а и красными, оранжёвыми, коричневыми и даже фиолетовыми. Цвет листьев зависит от того, какая стоит погода: чем солнечнее осенние дни, тем ярче краска. Многие художники очень любят рисовать осеннюю природу именно из-за этого разноцветья. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию репродукцию картины художника Исаака Левитана «Золотая осень». Само название картины говорит о том, какое время года изобразил на ней художник.
Глядя на эту картину и наблюдая за природой на прогулке, мы с вами можем убедиться в том, что осень – великий художник, ведь она сама придумывает наряды деревьям, кустарникам, всей природе, будто устраивает конкурс, у кого листья ярче и красивее. Хочется любоваться ими каждый день (дети рассматривают картину)
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Лети, листок, ко мне в кузовок»
Хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок»
Выбранный ведущий выходит на середину с корзиной и говорит:
- Кленовый листок, лети в мой кузовок.
Дети, у которых в руках листочки клёна, подбегают и кладут их в корзинку. Водит тот, кто первым без ошибки опустил свой листок в корзинку.
Осень в гости к нам пришла, Дети берутся за руки и идут по кругу.
Дождь и ветер принесла.
Ветер дует, задувает, Поднимают руки вверх и качают ими из стороны
С веточек листву сдувает. в сторону.
Листья на ветру кружатся Разбегаются в разные стороны, кружатся
и приседают.
И под ноги к нам ложатся.
Ну а мы гулять пойдём
И листочки соберём. Опять собираются в кружок.
Воспитатель:
- В нашей осенней коллекции много разных листьев. Посмотрите на них: думаю, что вы вряд ли найдёте два совершенно одинаковых, каждый листик всегда чем – то отличается от другого, чем они отличаются?
Дети: величиной, формой, расцветкой.
(дети рассматривают листики, выбирают понравившиеся).
Воспитатель:
-Если посмотреть на листики внимательно, то можно увидеть в каждом из них маленькое деревце. В середине листика проходит прожилка, от которой в стороны отходят более тонкие прожилки – веточки. Листик напоминает крону деревца. В нижней части листа главная прожилка переходит в черенок. Он напоминает ствол.
Сегодня мы с вами будем рисовать осенние деревца, но несколько необычным способом, в этом нам помогут наши листики – мы будем ими печатать.
Практическая часть.
Воспитатель:
- Вы выбрали понравившейся вам листик, покройте его краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края. Делать это будем на отдельном листе бумаги.
Окрашенной стороной положим листик на чистый альбомный лист черенком вниз и плотно прижмём к бумаге, стараясь не сдвигать с места.
Затем возьмите листочек за черенок и осторожно снимите его с поверхности альбомного листа.
Возьмите следующий листочек, покрасьте его в другой цвет и отпечатайте в другом месте альбомного листа. Листик можно покрыть не одним цветом, а разными, тогда отпечаток получится двуцветным.
Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, мы кистью дорисуем стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листика будут напоминать веточки в цветной кроне.
-А чтобы наши работы получились красивыми, давайте потренируем наши пальчики.
«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»
Раз, два, три, (Загибают пальчики, начиная с боль шого.)
четыре, пять,
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с боль шого.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.)
(звучит спокойная мелодия)
Рефлексия:
Воспитатель:
- Ребята, какие вы молодцы! Сегодня вы были настоящими художниками.
- У нас с вами получилась чудесная осенняя роща с красивыми деревьями. Это листики – отпечатки, оставив свой след, помогли нам создать такие причудливые кроны и нарисовать такие необычные деревья.
-А давайте вспомним, кто у нас сегодня был в гостях? Что мы сегодня делали? Что вам понравилось?
Дети:- К нам в гости прилетал маленький листочек!
- Мы сегодня печатали листьями!
-Мне понравилась сказка о маленьком листике!
-Мне понравилось играть в игру «Лети, листок, ко мне в кузовок»
Воспитатель:
А мне понравилось, как Настя читала стихотворение; как вы внимательно слушали. Больше всего мне понравились ваши работы! Молодцы!
-Давайте ваши работы разместим на выставке, чтобы родители и гости нашей группы любовались этой красотой!