Наталья Долгополова
Конспект НОД по исследовательской деятельности «Волшебный магнит» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
• систематизировать знания детей о магните, познакомить с историей появления магнита, сформировать представление о свойствах магнита.
Развивающие:
• развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
• развивать коммуникативные умения;
• развивать мелкую моторику в процессе исследовательской деятельности.
Воспитательные:
Публикация «Конспект НОД по исследовательской деятельности „Волшебный магнит“ для средней группы» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Средняя группа
- Темочки
• воспитывать самостоятельность и активность в процессе опытов;
•воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;
•воспитывать любознательность, взаимопомощь.
Форма проведения: игровая, коммуникативная.
Области интеграции: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественное творчество».
Ожидаемый результат:
•дети приобретут опыт в исследовательской деятельности, в выдвижении гипотез и выборе методов их подтверждения;
• научатся активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом, сверстниками и взрослыми при проведении исследовательской деятельности;
• смогут самостоятельно сделать собственные умозаключения на основе исследований.
Оборудование:
• набор магнитов каждому ребёнку;
• подносы с гречкой, фасоль, болтики, гвозди;
• набор скрепок «змейка», стеклянная банка с водой, пластмассовые стаканчики с водой;
• деревянные кубики, платочки из материи, бумажные салфетки, болтики железные, монетки;
• бумажные кораблики, картон.
Предварительная работа:
• использование магнита на доске для крепления пособий;
• рассматривание и игра с магнитом вне занятий;
• опыты с магнитом во время настольных игр;
• просмотр мультфильмов;
• чтение художественной литературы;
• игра «Поймай рыбку», «Поймай лягушек», «Лодочки», «Веселые гонки».
Словарная работа:
магнетизм, научные открытия, лаборатория.
Ход НОД:
Дети встают полукругом, лицом к гостям.
Воспитатель: Ребята, вместе за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь. Посмотрите, как много у нас сегодня гостей, давайте дружно с ними поздороваемся. И споём для наших гостей весёлую песню, в которой расскажем о наших увлечениях в детском саду.
Дети исполняют песню:
А у нас в саду дела –
Эксперименты снова.
Сам волшебник никогда
Не творил такого!
То растопим снег и лёд,
То смешаем краски,
Изменяем вкус воды,
Как в волшебной сказке.
То ли ещё будет,
То ли ещё будет,
То ли ещё будет, ой-ой-ой!
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это лежит под ёлочкой? (коробка)
А в коробке – загадка! Давайте ее вместе угадаем!
Загадка:
Этот жадный предмет
Все железо хватает.
Для него нормы нет,
Прилипанием страдает.
Дети: магнит!
Воспитатель: Правильно, это магнит (достает магнит). А кто же нам его послал, и что за болтик здесь лежит? Какие ваши предположения?
Дети: Это Фиксик!
Фиксик: (аудиозапись) Ребята, помогите мне узнать об этом удивительном камне, который все называют магнит.
Воспитатель: Ну что, поможем Фиксику? Тогда отправляемся в нашу волшебную лабораторию! Но, прежде чем отправиться в путь, я вам напомню правила поведения в лаборатории:
1. Внимательно слушать воспитателя;
2. Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу;
3. Не забывать после каждого опыта сделать вывод.
Все готовы идти в лабораторию? Хорошо, и Фиксика мы возьмем с собой. Только мы положим его в коробочку, чтобы не потерять по дороге в лабораторию.
Встаньте дети, встаньте в круг,
Ты мой друг и я твой друг!
Друг на друга оглянулись,
Обнялись и улыбнулись.
Скажем дружно все - вперёд,
Нас лаборатория зовёт!
Начинаем мы отсчёт (от 1 до 5),
Вокруг себя повернись, в лаборатории очутись!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит? И Фиксик не знает, поэтому сейчас я вам прочитаю рассказ Льва Николаевича Толстого о появлении магнита (отрывок из рассказа).
В старину был пастух, звали его Магнис. Пропала у Магниса овца. Он пошел в горы искать. Пришел на одно место, где одни голые камни. Он пошел по этим камням и чувствует, что сапоги на нем прилипают к этим камням. Он потрогал рукой — камни сухие и к рукам не липнут. Пошел опять — опять сапоги прилипают. Он сел, разулся, взял сапог в руки и стал трогать им камни.
Тронет кожей и подошвой — не прилипают, а как тронет гвоздями, так прилипнет.
Была у Магниса палка с железным наконечником. Он тронул камень деревом — не прилипает; тронул железом — прилипло так, что отрывать надо.
Магнис рассмотрел камень, — видит, что похож на железо, и принес куски камня домой. С тех пор узнали этот камень и прозвали его магнитом. В честь имени пастуха Магниса.
Воспитатель:
Как звали пастуха, который в горах пас овец?
Кого он пошел искать в горы?
Какие вещи прилипали к камням у Магниса? (палка с железным наконечником и сапоги набитые железом)
В честь кого назвали волшебный камень магнит?
В настоящее время магниты есть во многих вещах: телефонах, компьютерах, магнит используется в автомобилях, в игрушках, музыкальной аппаратуре.
Ребята, давайте мы в нашей лаборатории проведем опыты с магнитом и расскажем Фиксику об этом удивительном камне.
Опыт № 1 «Все ли притягивает магнит»
Воспитатель предлагает детям посмотреть, какими чудесными свойствами обладают «волшебные» магниты.
Вопросы:
- Посмотрите, на столах лежат разные материалы. Какие?
- Давайте поднесем магнит сначала к материи. Что получилось?
Какой вывод мы сделаем?
- А теперь попробуем примагнитить деревянные предметы (кубики). Что получилось?
- Еще у нас есть красивые бумажные салфетки попробуем примагнитить их. Что получилось?
-А теперь у нас остались скрепки, болты, монетки. Давайте попробуем примагнитить их.
Ну что же у нас получилось?
- Какой вывод мы можем сделать? А как вы думаете, почему притянулись гвозди, монетки и скрепки? Что у них общего? (если затрудняются ответить, стимулировать такими вопросами: подумайте ещё, а как думают другие, как сказать по-другому)
Правильно, молодцы, все они железные.
Магнит притягивает только железные предметы. Это свойство примагничивать предметы называется — магнетизм, от слова магнит.
Вывод: Магнит притягивает металлические предметы и не притягивает бумажные, деревянные, пластмассовые предметы, предметы из ткани.
Опыт 2: «Найди клад в пустыне»
Положить в контейнер скрепки или другие железные мелкие предметы, засыпать их гречкой, фасолью. Предложить детям подумать, как можно достать клад. Просеять? Наощупь? А может с магнитом удобнее?
Вывод: Магнетизм действует на железные предметы и через другие материалы, например: песок, бумагу и стекло.
Опыт 3: «Достать магнитом змейку из банки».
Ребята, посмотрите, стоит стеклянный стакан, а в нём змейка из скрепок. Как достать скрепки не опуская туда руки? (ответы детей, обсуждение, догадки)
Попробуем достать магнитом?
Воспитатель: Что же это за волшебство? Как вы думаете, почему у вас получилось достать змейку из воды, не замочив рук? (ответы детей)
Вывод: Магнит может действовать на металлические предметы через стекло.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. А сейчас все дружно встали, вышли все ко мне в кружок, начинаем по порядку нашу бодрую зарядку
Физминутка
Мы магниты, мы магниты,
Мы друг к другу не пришиты.
Просто тянемся друг к другу
И идем, идем по кругу.
Вместе сели, вместе встали,
Головою покачали,
И попрыгали немножко,
И похлопали в ладошки.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево-вправо повернулись,
Наклонились, потянулись!
Воспитатель:
Важное дело — эксперимент!
В нём интересен нам каждый момент.
Давайте продолжим дальше экспериментировать.
Опыт 4: «Машинные гонки».
Воспитатель: На машинке есть скрепки, а они металлические, значит, магнит их притягивает. Интересно, сможет ли магнит притянуть машинки через толстую, деревянную столешницу?
Вывод: Магнит может притягивать и двигать железные предметы через толстую, деревянную столешницу.
Опыт 5: «Кораблики бумажные».
Воспитатель: Мы положим кораблик на картонную бумагу, магнит под картон. И будем двигать кораблик по нарисованным волнам. Приступайте к проведению опыта.
Расскажите, что вы сделали и что получили.
Дети: Кораблик двигается.
Воспитатель: А почему?
Дети: Внизу у кораблика есть железная скрепка. Магнит притягивает железо.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Магнит действует через картон.
Воспитатель: Ребята, наши эксперименты в лаборатории закончились, мы с помощью опытов рассказали Фиксику об удивительном камне магните и, с помощью опытов, показали, какие у него чудесные свойства.
Фиксик: Спасибо вам ребята, теперь я многое знаю о магните и смогу рассказать своим друзьям. До свидания!
Воспитатель: Ну а нам пора возвращаться в группу.
Встаньте дети, встаньте в круг,
Ты мой друг и я твой друг!
Друг на друга оглянулись,
Обнялись и улыбнулись.
Скажем дружно все - вперёд,
Нас детский сад зовёт.
Начинаем мы отсчёт. (1 до 5)
Вокруг себя повернись, в детском садике очутись!
Ребята, интересное у нас с вами получилось экспериментирование в лаборатории? Так каким волшебством обладает магнит?
Ребенок рассказывает стихотворение:
Мы с воспитателем взяли магнит-
Он и тянет, и манит.
Отыскали все под лавкой -
И колечки, и булавку.
Даже в щелях и в пыли
Гайки разные нашли.
Получился целый праздник.
Вот такой магнит-проказник!
Заключительный этап
Воспитатель: Наши диски с рисунком для магнитиков на холодильник уже высохли. Подарочный магнит готов! Давайте их подарим нашим гостям.
Теперь, зная свойства магнита, я думаю, вы сможете играть в разные игры!