Ольга Ткачёва
Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Синеокая гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Синеокая гжель»
Цель: Создать условия для углубленного ознакомления с одним из видов русской народной росписи -гжелью.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить детей с гжельской росписью, ее историей; продолжать формировать элементарные знания о быте наших предков; закрепить умения детей видеть и выделять характерные элементы росписи; упражнять в нанесении узора на силуэтах предметов.
Публикация «Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе „Синеокая гжель“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
Развивающие: развивать чувство цвета, умение составлять композицию узора, выделяя ее основную часть; развивать мелкую моторику.
Воспитательные: воспитывать интерес к ДПИ и уважение к труду гжельских мастеров; воспитывать аккуратность, стремление завершить начатое дело; формировать чувство взаимовыручки.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: книга про гжельских мастеров, предметы быта, выполненные в стиле «гжель»(сахарница, ваза, игрушки-сувениры, художественные фотографии, дидактические альбомы, плакаты по теме, таблицы «Гжельская посуда», «Элементы гжельской росписи», силуэты предметов для выполнения росписи (по кол-ву детей, краски гуашь, кисти, стаканчики для воды, салфетки. Д/и «Собери вазу», воздушный шар и упаковочная бумага.
Ход НОД
I часть. Объяснение задания.
Психологическая минутка-приветствие
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– Доброе утро!
-Ребята, посмотрите, что я сегодня для вас приготовила!
Воспитатель вносит большую упаковку, внутри которой надутый воздушный шар овальной формы. Воспитатель случайно роняет упаковку и шар сдувается под звуки осколков.
-Ой, неприятность-то какая, мой подарок разбился. А так хотелось вас удивить, а остались только осколки от вазы.
Воспитатель открывает упаковку и достает осколки от вазы.
Д/и «Собери вазу» (Каждый из детей получает осколок вазы и все вместе складывают вазу.)
- Ребята, посмотрите, какая красивая ваза получилась. А кто–нибудь из вас знает, кто делает такую посуду? (Ответы детей)
-А вы хотите отправиться в гости к гончару? (Ответ детей)
- А вот и наш мастер.
Гончар: -Здравствуйте, ребята! Рад приветствовать вас в своей гончарной мастерской. Этой мастерской много лет. Здесь работал мой отец, дед и прадед. От них я узнал о волшебных свойствах глины и научился делать из неё посуду и игрушки для детишек. Посмотрите, какие красивые предметы я сделал из самой простой глины.
(Демонстрация предметов быта из мини-музея и их рассматривание)
А больше всего я люблю гжелевские сувениры и посуду.
Воспитатель: Ребята, а я вам хочу рассказать сказку про гжель. В далёкой стране, где всегда царит лето, у одного купца была жена. В её саду росло много красивых роз разного цвета - и белые, и красные, и розовые. Вот однажды собрался купец за товаром в разные страны. Собирая в дорогу мужа, жена дала ему розу и попросила беречь её : «Она никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя!» - сказала она. И купец уехал. Он долго путешествовал и заехал в Россию. А у нас холодная зима. Роза от мороза не завяла, а просто посинела. Когда гжельские мастера увидели эту необычную розу, очень удивились и захотели нарисовать её на своей посуде. Купец же вернулся домой и подарил жене красивую расписную посуду с синей розой. Так появилась гжель.
Воспитатель: -Ребята, а вы знаете, что наши предки делали очень много разных видов посуды? И у каждой была своя роль в хозяйстве. Давайте попробуем отгадать, какая посуда для чего может пригодиться нашим хозяйкам.
Круглая, глубокая,
Гладкая, широкая,
Гончаром кручённая,
В печи обожжённая,
От кувшина – низка
Глиняная … (Миска)
Вы в деревне не кричите,
Холодильник не ищите,
Потому что молоко
Не на ферме далеко
И не в ведре в коровнике,
А здесь, на подоконнике.
Не в кружке, не в ковше,
А просто в … (Кувшине)
Знает каждый человечек,
Что из глины лепят … (Глечек)
В земле я родился,
В огне закалился. (Горшок)
Словно блин кругла она,
Съел я кашу всю до дна,
Вижу я улыбку Севки,
Он живёт на дне. (Тарелки)
Физкультминутка
День ото дня к совершенству стремится
Мастер, которого глина боится.
Крутится-вертится маленький круг,
Мастера верный помощник и друг.
Вазы, подсвечники, чашки, кувшины
Мигом растут из бесформенной глины.
Ну-ка, ребята, теперь ваш черёд.
Мастера этого знает народ!
-Ребята, а теперь давайте рассмотрим элементы гжелевской росписи, которые вы можете позже использовать.
(На примере узоров на сахарнице, тарелке воспитатель рассказывает об основных элементах данной декоративной росписи, так же используется таблица «Элементы гжельской росписи»)
II часть. Самостоятельная работа детей.
-Ребята, а за то, что вы правильно отгадали загадки, мастер подарил вам вот такую посуду (шаблоны, которую вы сами сможете сейчас раскрасить, как настоящие мастера из Гжеля. Проходите за столы.
Обсуждение с детьми алгоритма выполнения росписи. Необходимо расспросить детей, какие элементы будут более подходить для росписи той или иной посуды.
-Какие элементы можно нарисовать в центре тарелки?
-Как лучше украсить центр вазы?
-Какими мотивами можно украсить кувшин?
Пальчиковая гимнастика
1,2,3,4,5 (сгибают и разгибают пальчики)
Будем с вами рисовать (круговые движения кулачками,
Черточки, полоски (изображают короткие черточки, а затем длинные полоски двумя руками,
Капельки и точки. (изображают «дождик», а затем «ставят» точки двумя руками по столу)
Лишь бы запомнить нам теперь (потереть ладошки,
Как мы рисуем сетки гжель (пальцы переплести между собой).
Воспитатель напоминает основные правила безопасности при работе с красками и кисточками. Просит детей работать аккуратно, соблюдать чистоту, использовать салфетки при необходимости.
Во время самостоятельной работы детей воспитатель следит за правильностью её выполнения, обращает внимание на деятельность отельных детей, в случае необходимости оказывает соответствующую помощь.
III часть. Анализ детских работ.
-Ребята, вот и вы и закончили роспись своей посуды. Посмотрите, какие красивые кувшины, тарелки, вазы у вас получились.
Воспитанники обмениваются впечатлениями о проделанной работе и оценивают работы сверстников.
Рефлексия
-Что нового вы сегодня узнали о происхождении гжельской росписи?
-Краски каких цветов используют гжельские мастера?
-Какую посуду вы сегодня расписывали и как ее используют в быту?
-Какие элементы при росписи было сложно рисовать?
- Почему гжель называют «синеокой»?
Теперь у нас тоже получится замечательная выставка «Синеокая гжель». Мне очень понравилось наше занятие и ваши творческие работы.