Луговец Людмила
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Состав чисел 3 и 4 из единиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе
Образовательная область: Познавательное развитие.
Программное содержание:
- познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц;
- продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа;
- закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Дидактический наглядный материал:
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе „Состав чисел 3 и 4 из единиц“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 3. Состав числа три, счёт до трех
- Число и цифра 4. Состав числа четыре, счёт до четырех
- Темочки
Демонстрационный материал. Предметы посуды (9 предметов, карточка с изображением геометрических фигур разного цвета (фигуры расположены по середине и по углам карточки, карточки с цифрами от 1 до 9). мяч, игрушки, четыре куклы, два стола игрушечных.
на каждого ребё нка: круги красные (4, круги сини(4, полоски, тетради в клетку, листы альбомные, карандаши, счётные палочки.
Раздаточный материал. Наборы цветных карандашей, числовые карточки с изображением от 1 до 7 кругов,
Ход:
Организационно- мотивационный этап
Воспитатель и дети встают в круг.
Воспитатель:
Шире наш чудесный круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь.
И друг другу улыбнитесь.
Вот и подарили частичку своего тепла друг другу.
Воспитатель:
Игровое упражнение «Составим число».
Воспитатель: Ребята, давайте составим число 3 с помощью разных предметов посуды.
Желающий ребёнок выполняет задание.
Воспитатель: Сколько всего предметов посуды?
Ребё нок: Три предмета.
Воспитатель: Сколько определённых предметов посуды ты взял?
Ребё нок: Я взял тарелку, кастрюлю и стакан.
Воспитатель: Сколько предметов посуды каждого вида?
Ребё нок: Один предмет каждого вида.
Добавляю один предмет посуды.
Воспитатель: Ребята, сколько теперь стало предметов посуды?
Дети: Четыре предмета.
Воспитатель: Сколько определенных предметов посуды?
Дети: Тарелка, кастрюля, стакан и чайник.
Воспитатель: Какое число мы составили?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Как мы составили число четыре?
Дети: Один, один, один и один.
Игра с мячом «Смело отвечай и мяч водящему бросай!»
Воспитатель поочерёдно бросает детям мяч, задавая вопросы:
- Сколько домишек у ста муравьишек(1)
- Сколько хвостов у двух котов? (2)
- Сколько спинок у трёх свинок(3)
- Сколько рогов у двух быков(4)
- Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит! (4)
-Сколько глаз у светофора? (3)
-Сколько задних лап у двух зайчат? (4)
- Сколько ножек у стула? (4)
-Сколько лапок у кошки? (4)
- Сколько ножек у стола, у жирафа и слона(4)
Работа с раздаточным материалом.
- Ребята, я вам загадаю загадку, а вы отгадайте её и мы узнаем о какой цифре будем говорить
Лето, осень и зима.
И красавица весна!
Если мы их сосчитаем,
Что за цифру получаем? (четыре)
- Чего у нас бывает четыре? (4 времени года, 4 ножки у стула, 4 лапы у собаки, кошки, зайца)
- Да, цифра «четыре». Давайте сядем на стульчики, откроем свои тетради и нарисуем цифру четыре. (Воспитатель показывает на доске).
Игра с мячом «Смело отвечай и мяч водящему бросай!»
Воспитатель поочерёдно бросает детям мяч, задавая вопросы:
- Сколько домишек у ста муравьишек(1)
- Сколько хвостов у двух котов? (2)
- Сколько спинок у трёх свинок(3)
- Сколько рогов у двух быков(4)
- Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит! (4)
-Сколько глаз у светофора? (3)
-Сколько задних лап у двух зайчат? (4)
- Сколько ножек у стула? (4)
-Сколько лапок у кошки? (4)
- Сколько ножек у стола, у жирафа и слона(4)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам составить число 4 с помощью карандашей разного цвета.
Физминутка
Раз, два - хлопай, хлопай.
Три, четыре – топай, топай.
Раз, два – улыбнись,
Три, четыре – подтянись.
Высоко попрыгали,
Ножками подрыгали.
Крикнули «привет» друг другу
Повернулись по кругу.
Вправо, влево наклонились
И друг другу поклонились.
А теперь коленки вместе
Начинаем бег на месте.
Быстро, быстро побежали,
Все закончили. Устали.
Вопросы аналогичные предыдущим.
Игровое упражнение «Поможем Федоре собрать посуду».
Воспитатель: Ребята, я прочитаю отрывок, а вы определите, из какого произведения эти строки (К. Чуковский «Федорино горе»).
А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
«ОЙ-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!
Дети вспоминают, что произошло с Федорой и почему посуда убежала от нее.
Воспитатель: Я предлагаю собрать Федорину посуду. Показываю цифру 4. Воспитатель: Ребята, сколько предметов посуды нужно собрать?
Дети: 4.
Один ребёнок выполняет задание на доске.
Воспитатель: Какие предметы посуды вы собрали?
Воспитатель: Сколько всего предметов собрали?
Дети: 4
Воспитатель: Какой цифрой обозначили 4 предметов посуды?
Дети: Цифрой 4.
Читаю отрывок:
Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!
Дидактическая игра «Запомни и повтори».
Воспитатель: Ребята, посмотрите на карточку с изображением геометрических фигур. Уточняю с детьми их расположение и цвет.
Дети, я предлагаю вам запомнить, как расположены фигуры, повторить их в таком же порядке. Игра повторяется 2-3 раза.
Игровое упражнение «Назови день недели».
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним названия дней недели, их последовательность, определим, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Игра «Живая неделя».
Семь желающих детей берут карточки, выполняют различные движения. По сигналу выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка задания осуществляется перекличкой. Игра повторяется 3 раза.
А теперь предлагаю выполнить следующее задание:
В кафе мороженное пришли четыре девочки (куклы). Им предложили сесть за 2 столика (с синей скатертью и красной). Как можно рассадить девочек, если разбить их на группы? (Двух девочек посадить за один стол с синей скатертью и двух девочек за другой стол с красной скатертью - поровну). А ещё? (три за один стол и одну за дугой стол).
- А теперь покажите верхнюю полоску пальчиком на карточке. Молодцы!
-Выложите на верхней полоске два синих круга, добавьте два красных круга. (Двух девочек посадили за один стол с синей скатертью и двух девочек за другой стол с красной скатертью.)
-Ребята, покажите нижнюю полоску.
- На нижнюю полоску положите три красных круга и один синий (Три девочки посадили за один стол и одну девочку за другой стол).
- Почитайте сколько кругов на каждой полоске: на верхней и на нижней? (четыре) (В кафе мороженное сидят четыре девочки.)
-Итак, запомним! четыре – это два и два, три и один.
-А теперь немного отдохнём.
«Построй квадрат»
Послушайте внимательно и отгадайте загадку.
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины (квадрат).
- Ребята, а можно ли из палочек сложить квадрат? Сколько счётных палочек нам понадобится, как вы думаете? (четыре)
Четыре палочки сложили
И вот квадратик получили.
Что есть у квадрата? (стороны и углы)
Сколько сторон у квадрата? Сколько углов? (четыре)
Напомню вам ребята, что точка соединения сторон квадрата называется вершиной.
Давайте посчитаем, сколько вершин у квадрата (четыре) показ воспитателя у доски.
Как ещё можно назвать квадрат? (многоугольник, четырёхугольник.)
«Кто какой по счёту»
- Ребята у меня на столе стоят игрушки. Скажите мне, пожалуйста, кто стоит первым, кто – последним, кто стоит вторым, кто предпоследним и какой он по счёту (перед детьми ряд из четырёх игрушек).
«Домики для чисел»
-А теперь возьмите карандаши, лист бумаги и нарисуйте домики для чисел Один, Два, Три, Четыре.
- Давайте пофантазируем, подумаем как их можно нарисовать? Почему именно так? (например домик Один- это круг, крыша полукруг, одна труба из неё идёт дым, у него одно окно, перед домом клумба с одним цветком; Домик Два – прямоугольник, крыша треугольная два окна, две ступеньки, две трубы, на клумбе два цветка, рядом два дерева; Домик Три – треугольник, в середине цифра три нарисована, три ступеньки, рядом растёт три дерева; Домик Четыре - квадрат, четыре цветка на клумбе растёт….)
Заключительный этап. Рефлексия.
-Молодцы ребята! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. С какой цифрой мы вновь встретились? (с цифрой 4). - Нарисуйте в воздухе цифру 4 пальчиком. Что вы нового узнали (четыре – это два и два, три и один)Давайте покажем два пальчика на одной руке и два на другой руке. Сколько всего получилось? (четыре) А теперь покажем три пальчика и один пальчик. Сколько всего получилось (четыре)
Рефлексия. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.
Поднимите правую руку, опустите ее на голову, погладьте себя и скажите: «Умница!».