Шончалай Шанмак
Конспект НОД по ФЭМП с элементами устного народного творчества тувинского народа «Путешествие в гости к Знайке»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в гости Знайки.
Образовательная область:Познавательное развитие
с элементами устного народного творчества тувинского народа
для старшей группы.
Разработала воспитатель :Шанмак Шончалай Олеговна
Тема: Путешествие в гости Знайки.
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП с элементами устного народного творчества тувинского народа „Путешествие в гости к Знайке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Народная культура, фольклор
- Устное народное творчество
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Цель: Используя УНТ тувинского народа формировать у детей элементарные математические представление;
Задачи:
1) Повторение чисел от 1 до 7; продолжать знакомить детей с утварью тувинской юрты; Повторить понятия «самый высокий», «по ниже», «самый низкий»; повторить геометрические фигуры: круг, прямоугольник, квадрат.
2) Развивать у детей внимание, воображение через устное народное творчество.
3) Повышать интерес детей к тувинскому устному народному творчеству; Воспитание интереса к утвари юрты, бережного отношения к ним.
Наглядные материалы: кукла в национальной одежде по имени Знайка, мелодии тувинских горловой пении – каргыраа, макет леса, камни со цифрами, юрта, утвари юрты, пиалы, чай с молоком.
Словарная работа: Глушь – глухое, заросшее место (много деревьев).
Ход НОД:
Дети заходят в зал.
Воспитатель: Здравствуйте дети! Давайте знакомиться. Меня зовут Шончалай Олеговна. А как вас зовут?
Воспитатель: Какие красивые у вас имена! Я хочу с вами путешествовать. Хотите отправиться со мной в путешествие?
Дети: -Да!
Воспитатель: Ребята, слышите красивую мелодию песни?
(Тихо звучит мелодия тувинского горлового пения - каргыраа).
Это -горловое пение- каргыраа, переданное с поколения на поколение от предков тувинского народа.
(Психогимнаситка. Под мелодию национальной песни – каргыраа дети воображают.)
-А теперь, все слушая с наслаждением мелодию, закрывая глаза, воображая вспомним мысленно чабанское стойбище среди гор. Представим, что вокруг чабанской стоянки – лес, горы, неумолкаемый птичий хор. Легкий ветерок вдувает нам в лицо. Нас бодрит и веселит легкий ветерок.
Воспитатель: - А теперь откройте глаза! Сегодня к нам в гости пришла красивая, прелестная кукла. Поздоровайтесь, дети!
Знайка : - Здравствуйте, дети! Меня зовут Знайка.
Воспитатель: - Почему ей дали имя Знайка, дети? Кто как думает?
Дети:- Потому, что, она знает все. Потому что, она умная.
Воспитатель: - А теперь посмотрите внимательно, какая кукла? (Тувинская)
- В каком она наряде? В чем одета? (Кукла в тувинском национальном платье)
Знайка : - Я хочу узнать, как вы занимаетесь, что вы знаете? Я к вам приехала из далека, через леса, через реки. Поедемте ко мне, в мое селение. По дороге поговорим, поиграем-повеселимся.
Воспитатель: - Давайте все вместе отправимся в путешествие со Знайкой! Чтобы добраться до селения Знайки, вы должны выполнить разные задания. Если мы не справимся с заданиями Знайки, не сможем добраться до ее селения. Нам покажет дорогу Знайка.
Воспитатель: - Здесь течет реченька, дети, без моста как нам перебраться ее?
Знайка подсказывает нам, что переставляя эти камни, сделаем мост.
Воспитатель: - Ой, как интересно, что вы замечаете, ребята?
Дети: На камнях написаны цифры.
Воспитатель: - Скажите, что за цифры на этих камнях? Молодцы, числа от 1 до 7.
Знайка : - Сначало, надо поставить камень с цифрой впереди стоящей двойки. Какая цифра стоит перед двойкой?
- Теперь подайте камень с цифрой впереди стоящей тройки. Теперь подайте камень с цифрой впереди стоящей четверки. А теперь нужен камень с цифрой посередине чисел 3 и 5. Камень со цифрой стоящей перед числом 6. Теперь принесите камень со цифрой, стоящей в середине чисел 7 и 5. Самый последний раз нужен камень, со цифрой стоящей после 6-ти. (Дети подают воспитателю камни со цифрами, а педагог вставляет камни по порядку. Таким образом дети задумываются за какой цифрой идет какая цифра или между каких цифр, или за какой цифрой)
- А теперь все считая камни-моста, переправимся через реченьку. (Воспитатель показывает, затем каждый ребенок считая погромче, переберется через речку.)
Воспитатель: - Молодцы, мы перебрались речку. Каждый из вас умеет сосчитать хорошо, а теперь дальше пошли!
Воспитатель: - Ой, какая лесная глушь!
Дети, что означает слово глушь? Как можно понимать?
( Это значит: Глушь – глухое, заросшее место. Там где много деревьев.)
Воспитатель: - А теперь Знайка дала нам такое задание:
- Назовите самое высокое дерево в этом лесу? (Дети называют названия деревьев.)
(Где дерово ниже его, Назовите самое низкое дерево, какое дерево самая маленькое)
- Молодцы, с этим заданием мы тоже справились, пошли дальше!
Воспитатель: - Приблизился дом Знайки, она живет в тувинском национальном жилище – в юрте. Входя в юрту, гость должен соблюдать традиции тувинского народа. Нельзя сесть куда попало. Гость должен сесть на левой стороне юрты. Мы в какой стороне юрты сядем, дети?
Дети: - на левой стороне.
Знайка : - Добро пожаловать в юрту, друзья! Все располагайтесь поудобнее.
Воспитатель: - Напомню, как правильно сесть в юрте.
- Вот это место напротив входа – почетное место в юрте. Там сидит хозяин юрты, а правой стороне юрты сидит хозяйка юрты. А гости сядут в левой стороне юрты.
Вот юрта, какой формы юрта?
Дети: - Юрта круглая.
Воспитатель: - Есть ли у юрты углы, как в доме? (нет). В юрте есть много предметов похожие на разные геометрические фигуры.
В самом центре юрты стоит очаг. По-тувински называют ожук. Ожук используют тувинцы для приготовления пищи. Смотрите, если сверху мы видим, на какую геометрическую фигуру похож ожук? (на круга, круглая).
А это сундук, по-тувински аптара. Здесь хозяева хранят свои ценные вещи. На какую геометрическую фигуру похож? (На прямоугольника.)
- Что это, дети?
Дети: - кровать.
Воспитатель: Что вы видите на кровати?
Дети: - подушка.
Воспитатель: - На какие фигуры похожи они? (На прямоугольника.)
А это предмет называется пест и ступа (бала-согааш). Кто знает для чего это предмет используется? (На этом предмете тувинцы готовят национальное блюда просо и пшеницу (тараа и далган). А теперь посмотрите внимательно на какую геометрическую фигуру похож пест (бала? (прямоугольника-головку, а ступа (согааш) если мы видим сверху на что похож? (на круга).
Физкультминутка
Рушить просо и пшеницу (Дети имитируют человека рушившего просо и пшеницу)
Трудолюбив и бодр я. (Руки в сторону, согнуть локти)
Пест и ступа –
Утвари мои (Руки на поясе)
- Раз, два, три! (Прыжки на месте)
Кто войдет в юрту-тот угощен чаем,
Кто войдет в лес-тот угощен серой - так говорят в народе. Попьем вкусный чай угощенный щедрой Знайкой. Кто войдет в юрту- угощен чаем, вот эта пословица имеет жизненный смысл. (Гостей хозяйка угостит чаем.)
Воспитатель: - Какой вкусный чай, на занятии по музыке какую песню о чае мы выучили? (Наш чай)
Песня по-тувински «Наш чай»
Воспитатель: - Тише, ребята! Знайка хочет мне о чем-то пощептать.
Знайка хочет загадать загадки:
Воспитатель: - Знайка хочет проверить, кто из вас очень внимательно загадает загадки?
(Воспитатель загадывает детям загадки тувинского народа о тувинских предметах)
1. Четыре угла, беззубий рот. (Сундук)
2. Лепсачий теленок с нарядным лбом. (Подушка)
Воспитатель: - слегка загадывают загадки, слегка найдут их ответы.
А как вы с долгодыханием. Долгодыхание – это тоже один из игр тувинского народа, они с давних времен посоревновались по этому виду. (В один вдох считать предмет до 7 или 10. Например: один пест, два песты, …. семь пест.)
Воспитатель: - Знайка узнает теперь, как вы умеете решать задачи. Знайка задачи вам задает, а вы очень быстро назовете ответы на них.
- Сколько рогов имеет одна коза?
- Сколько рогов у четырех коз?
- Сколько носов у четырех овец?
- Сколько хвостов у пяти коров?
- Сколько глаз у семи коней?
Знайка : - Молодцы, очень умные вы ребята. Знайка похвалила вас всех. А теперь настала нам пора возвращаться. Со Знайкой – куклой нам пришло время попрощаться.
Все: -Досвиданья, Знайка!
Воспитатель: - Куда мы совершали путешествие?
- До скольких камней мы считали?
- Какие утвари имеется в юрте, назовите!
- Какие формы они имели?
Воспитатель: - Молодцы, все очень хорошо занимались.