Екатерина Балашова
Конспект НОД по формированию основ ЗОЖ в старшей группе ДОУ «Микробы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по формированию основ ЗОЖ в старшей группе ДОУ. Микробы
Цель:
Уточнить представления детей, почему болеет человек, о том, что многие болезни вызывают микробы. Познакомить детей с тем как выглядят микробы, как избежать их попадания в организм человека.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по формированию основ ЗОЖ в старшей группе ДОУ „Микробы“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Микробы и вирусы. Все о микробах для детей
- Микробы и вирусы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
- Формировать умение рассказывать о различных способах защиты организма. 3акрепить знания правила личной гигиены.
- Развивать речь, память детей.
- Развивать познавательный интерес к окружающему миру.
- Воспитывать интерес к здоровому образу жизни.
Ход НОД
Воспитатель: Здороваемся. А знаете, мы ведь не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: Здравствуйте! Здоровья желаю! Русская народная поговорка говорит: “Здороваться не будешь, здоровья не получишь”.
На электронную почту детского сада пришло письмо от ДимДимыча? Предлагаю прочитать его вместе (вопрос на экране)
Здравствуйте ребята!
Вы стали в этом году воспитанниками старшей группы, мне очень нужна ваша помощь. А помочь мне вы сможете, после того как посмотрите видео про мою проблемную ситуацию
Внимание вопрос!
Зачем сегодня мама несколько раз подряд заставляла меня мыть руки!
Обсуждение, ответы детей.
Воспитатель: Действительно, можно заболеть. А что именно может заболеть предлагаю угадать поиграв в игру «Угадай, что болит?»
(воспитатель с помощью пантомимы показывает, что у него болит, дети определяют, что болит и называют причину, отчего болит. И наоборот воспитатель называет причину, дети показывают что болит) – рулетка (Снегирёк, алёнка)
В. – болит голова
Д. – болят зубы
В. – болит ухо
Д. – болит горло
Д. – насморк
Д. – болит живот
Д. – капать в глаза
Воспитатель: По каким признакам мы может догадаться, что кто-то из нас заболел? Примерные ответы детей: (усталость, кашель, чихание, температура, насморк, головная боль, плохое настроение, слабость).
- - Почему мы болеем? (не соблюдение правил личной гигиены, микробы попадают в организм)
(ответы детей).
- А кто знает- что такое микроб?
Ответы….
«Микроб – это очень опасный злодей,
Не жалко ему ни зверей, ни людей.
Всех страшных болезней причина – микроб,
А разглядишь его лишь в микроскоп».
Видео начинается с 1:37 "Микробы очень маленькие существа"
После просмотра мультфильма наши глаза устали, пора сделать гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз «Часы»
Тик-так, тик-так
Все часы идут вот так:
тик-так, тик-так,
Налево раз, направо раз,
Мы тоже можем так,
Тик-так, тик-так.
Действительно, микробы очень маленькие. Хотите посмотреть как передаются микробы, если мы не моем руки?
Предлагаю провести эксперимент (в парах у стола, стоя, влажные салфетки).
Эксперимент - новое слово.
(воспитатель незаметно наносит на свои ладони муку, а потом играет в парах в ладошки).
Воспитатель: Посмотрите на свои ладошки, что вы видите? Они испачкались! Почему? (ответы детей) Воспитатель: Когда мы трогаем руками друг друга и разные окружающие нас предметы, то микробы попадают на наши руки, а потом к нам в рот!
Физкультминутка с дыхательной гимнастикой
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись,
Сели – встали, сели – встали
И на месте побежали.
А теперь остановились, остановили дыхание.
Правую руку на грудь, левую на живот:
глубокий вдох и медленный выдох, глубокий вдох и резкий выдох.
Воспитатель: Некоторые микробы бывают очень вредными. Когда они попадают к нам внутрь, наш организм начинает с ними бороться. Человек помогает себе сам. Он пьет лекарство, ему делают уколы.
Вставка слайда «Заболевшие люди».
Если микробы поселяться в горле, может быть ангина, если в ухе – отит, если в зубе – кариес.
Вставка слайда «Болезни».
Воспитатель: А вы заражались от больных?
Высказывания детей…
Воспитатель: Кто знает, что надо делать, чтобы не заболеть? Микробы испугаются и убегут?
Ответы детей:
Воспитатель:Чтобы не заболеть, нужно соблюдать чистоту.
Запомните, ребята, всех важнее – чистота.
От хворобы, от болезней защищает нас она.
И не даром говорят в народе… Чистота – залог здоровья.
Воспитатель:Ребята, а какие предметы помогают нам быть чистыми?
Ответы детей:
Воспитатель:Верно, предметы гигиены.
Вставка слайда «Предметы гигиены».
Воспитатель:Давайте поиграем в игру и посмотрим, знаете ли вы, какими предметами гигиены можно пользоваться вместе, а какими только одному.
Игра «Можно-нельзя». Полотенце, кисточка, зубная паста, зубная щетка, расческа, карандаши, носовой платок, книга, игрушки, шампунь.
Воспитатель:А еще от простуды и ангины нам помогают витамины. Они находятся в полезных продуктах.
Вставка слайда «Витамины».
Воспитатель: Чтобы не заболеть, надо закаляться и заниматься физкультурой.
Физкультминутка «Закаляемся».
Мы решили закаляться, раз-два, раз-два!
(приседания, руки вытянуты перед собой)
И водою обливаться, раз-два, раз-два!
(поднять руки вверх, имитация обливания)
А потом мы полотенцем, раз-два, раз-два!
Не забудем растереться, раз-два, раз-два!
(имитация растирания полотенцем).
Воспитатель: Чтобы не болеть, надо делать массаж. Для профилактики простудных заболеваний помогает. Повторяйте за мной.
Чтобы горло не болело
Мы погладим его смело (Поглаживаем ладонями шею сверху вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать
Надо носик растирать (Указательными пальцами растираем крылья носа)
Лоб мы тоже разотрем
Ладошку держим козырьком (Растираем лоб движениями в стороны)
«Вилку» пальчиками сделай
Массируй ушки ты умело (Растирают точки перед ушами и за ушами)
Знаем, знаем, да-да-да!
Нам простуда не страшна! (Хлопаем в ладоши).
Воспитатель:У микробов нет ни рук, ни ног, ни рта, ни носа. Нет желудка, сердца, легких. Это просто шарики. Но как же они передвигаются?
Ответы детей:
Воспитатель:У них есть хвостики, которые называются жгутиками. Жгутики вращаются, как пропеллер вертолета и микроб движется. (Опыт с волчком. Ребенок запускает волчок, чтобы наглядно показать, как все происходит). Но у большинства жгутиков нет. В жидкости они слегка подпрыгивают, как мячики. (Опыт с мячом. Ребенок подбрасывает мяч с отскоком). Там, где сухо, их переносит воздух. (Опыт с шариком. Ребенок дует на шарик, и все наблюдают, как он перемещается). А еще чаще их переносят люди и животные. Например, были микробы на яблоке, а человек не помыл его, взял сразу в рот. Были микробы в песке. Ребенок играл на улице – микробы прилипли к пальцам. Потом ребенок пошел домой, и не помыв руки, стал кушать. Микробы с пальцев прилипли к хлебу и вместе с ним попали мальчику в желудок. Вот так они и передвигаются.
Воспитатель:А теперь рассуждайте сами. Бегала собака около мусорного бака… Догадайтесь, как микробы попали в желудок мальчика?
Дети: Микробы прилипли к ее шерсти, морде и лапам. Мальчик погладил собаку, они прилипли к его рукам, потом к еде, а с едой попали в желудок.
Воспитатель:Правильно.
Воспитатель:А чем питаются микробы?
Высказывания детей…
Воспитатель:Правильно, микробы едят все : хлеб, фрукты, овощи, суп, землю, листья деревьев, краску. Микробы могут поселиться на любых продуктах. Я хочу показать вам кусочек хлеба, на котором поселились микробы, которые называются плесенью. Мы не будем открывать эту банку, чтобы микробы не распространились по группе. Они могут быть опасными для человека. Но через прозрачную банку вы можете их рассмотреть.
Дети рассматривают покрытые плесенью кусочки хлеба.
Воспитатель:Ребята, у микробов есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, из одного микроба очень быстро появляются много новых таких же, как и он. Особенно быстро они размножаются в организме человека. Там тепло, много еды, они чувствую себя хорошо.
Видео с 2:30 "Правила гигиены"
Предлагаю составить для ДимДимыча правила защиты от микробов :
На эту доску мы разместим то, что можно делать, чтобы микробы не попали в организм человека, а на эту чего нельзя
Игра «Можно-нельзя с картинками»
(две доски) – всем раздать по картинке
(вся раздатка и символы в файлах, папка с обложкой «Правила безопасности для ДимДимыча»)
Игра «Можно-нельзя с картинками» (две доски) – всем детям раздать по одной картинке,
Почему что, куда разместили?.
- мыть руки перед едой;
- мыть руки с мылом после улицы;
- мыть руки по мере загрязнения;
- мыть руки после посещения туалета;
- не грызть ногти;
- проветривать комнату;
- заниматься физкультурой;
- закаливаться;
- кушать витамины.
(Собираем папку для отправки ДимДимычу)
Рефлексия:
Кому помогали? Что для этого делали (играли, проводили эксперимент, сделали правила? Что нового узнали – что бывают полезные микробы.
Видео 3
Кому сможем рассказать?
До вечера оставим ее в приёмной чтобы и родители не забывали о полезных правилах
- Чтобы не заболеть и не встречаться с микробами, нужно:
«Убирать свои игрушки, маме дома помогать.
Чистым ушком на подушку ночью лечь в свою кровать.
Кушать кашу чистой ложкой, за обедом не болтать.
Поиграв с пушистой кошкой, руки мыть не забывать.
В завершении рисование «Микробы»