Екатерина Николаевна Луттиева
Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Край любимый — Край родной. Путешествие по Карелии»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Петрозаводского городского округа
«Детский сад № 90 «Теремок»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по формированию целостной картины мира.
Тема: «Край любимый – Край родной. Путешествие по Карелии».
Подготовительная группа.
Составил:
воспитатель Луттиева
Екатерина Николаевна
г. Петрозаводск, 2019г.
Публикация «Конспект НОД по формированию целостной картины мира „Край любимый — Край родной, Путешествие по Карелии“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика Карелия
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Цель: Воспитание любви к родному краю, формирование представлений о жизни наших предков.
Задачи:
1. Формировать у детей представление о малой родине, крае, в которой мы живём.
2. Вызвать интерес к прошлому и будущему Карелии.
2. Продолжать развивать связную речь, активизировать словарь.
3. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.
4. Воспитывать у детей любовь к родному краю, чувство гордости за свою малую родину с её историей, неповторимой красотой природы
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и фотографий о Карелии, просмотр видеороликов о природе и достопримечательностях Карелии, рисование карельских узоров, чтение карельских народных сказок, заучивание стихов карельских поэтов, заучивание карельских игр «Сеть и рыбы», «Яной да хука», «Заяц», карельского танца «Не хочу…», создание мини-музея «Карельские драгоценности в одном чемодане. Предметы быта наших предков».
Образовательные области:
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, музыкально-ритмические движения.
Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, презентация «Животный мир Карелии», «Я родилась в Карелии…», мини-музей «Карельские драгоценности в одном чемодане», полоски цветной бумаги для составления флага, «водоём» (имитация, карельский лес, карельские калитки (угощение для детей).
Перед началом НОД музыкальный зал оформлен в карельском стиле.
Под мелодию дети входят в зал, садятся на скамеечки, застеленные карельскими половичками.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Организационный момент:
Воспитатель одетый в карельский костюм читает стихотворение
Юлии Чухровой «Я родилась в Карелии…»
Текст стихотворения сопровождается презентацией, транслируемой на экране. (Приложение 1)
Я родилась в Карелии
Средь чудной красоты.
Люблю я скалы, птичьи трели,
Дорог мне и звук речной волны.
Здесь и лоси ходят по лесу,
Поедая горькую траву,
А медведи, волки, ёжики
Затаились в дремлющем бору.
В памяти лесок,
Осенние грибы,
Клюква на болоте,
Деревья и цветы.
Я ещё любуюсь
Ладожской волной,
Кижскими просторами,
Ракитой над водой.
Всё мне очень дорого:
Реки, леса, поля…
О, милая Карелия –
Родина моя!
2. Основная часть:
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Я очень рада видеть вас у себя в горнице. Посмотрите, как здесь красиво и не обычно.
Дети рассматривают зал.
Воспитатель: Как называется наша Малая Родина? Республика, в которой мы живём?
Ответ детей: Карелия.
Воспитатель: Правильно, Карелия. В 2020г. нашему краю – нашей Карелии исполняется 100лет.
Вы хотели бы узнать больше о нашем родном крае, о том, как жили и чем занимались наши предки, ваши бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки?
Ответ детей: Да.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по Карелии.
Дети встают друг за другом парами и движутся за воспитателем по залу под карельскую мелодию, обходят «водоем», расположенный на полу. Подходят к столам, на которых лежат полоски цветной бумаги, делятся на 2 подгруппы.
Воспитатель: Ребята посмотрите на столы, что вы видите?
Ответ детей: Полоски цветной бумаги.
Воспитатель: Какого они цвета?
Ответ детей: Зеленый, голубой, красный.
Воспитатель: Ребята, что они вам напоминают?
Ответ детей: Флаг Карелии.
Воспитатель: Правильно, это цвета флага Карелии (воспитатель выносит и ставит большой флаг Карелии). Сложите его на своих столах.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы, флаг готов, а что же означает каждый цвет флага?
Ответы детей:
Зеленый – олицетворяет собой веру и надежду, а также напоминает о богатстве карельской природы и разнообразной растительности в республике Карелии;
Красный цвет – является символом мощи, смелости и мужества карельского народа;
Голубой цвет – представляет богатство озер, водоемов и рек на территории Карелии.
Воспитатель: Молодцы! Вы сказали, что голубой цвет – это богатство озер, водоемов и рек. Их очень много в Карелии, есть маленькие и большие. А вы знаете, как называются самые большие озёра Карелии?
Ответ детей: Ладожское и Онежское. (Показ слайда).
Воспитатель: в древние времена основным занятием карел было рыболовство. Многие игры были связаны с ловлей рыбы. Сейчас мы с вами тоже станет «рыболовами» и поиграем в игру: «Сеть и рыбы», для этого мы разделимся на 2 команды.
В Карелии много водоемов, в которых водится различная рыба. Кто из вас скажет мне: «Какая рыба обитает в наших водоемах?», тот и будет «рыбой», остальные ребята будут «сетью», которая будет ловить «рыбу».
Ответы детей: ряпушка, корюшка, окунь, плотва, лещ, щука, судак, форель, ёрш, налим и т. д.
Дети, которые назвали рыбу «заплывают» в «водоем». Остальные дети «сеть» встают вокруг «водоема». Начинается игра.
Правила карельской игры «Сеть и рыбы»:
Участники игры делятся на две команды: «рыбы» и «сеть». Сначала «сплетают сеть» - встают в круг, берутся за руки и поднимают их вверх. «Рыбы плавают» - заходят в круг, выходят из круга. Во время игры дети - «сеть» произносят слова:
Плавай, рыбка! Плавай, рыбка!
Ты в водице, ай-яй-яй!
Видишь ты большие сети?
Рыбка, рыбка, уплывай!
Когда слова заканчиваются и «рыбы» в «сети» много, ловцы кричат: «Веркко» (в переводе с карельского - сеть). Поднятые вверх руки опускаются, ловцы сужают круг, стараясь удержать пойманную «рыбу». «Рыба - дети», которых поймали встают в «сеть», игра продолжается пока не останется одна «рыба». Далее меняются местами, игра начинается с начала.
Воспитатель: Весело поиграли. А теперь нам пора двигаться дальше.
Дети продолжают движение по залу под музыку, подходят к ширме, на которой изображена карельская изба.
Воспитатель: Мы с вами добрались до самого главного места. Это жилище карелов – карельская изба, которая построена из дерева. За стенами этой избы много интересного. Сейчас я познакомлю вас с предметами быта наших предков.
За ширмой мини-музей, созданный с помощью родителей «Карельские драгоценности в одном чемодане. Предметы быта наших предков».
Воспитатель убирает ширму, за которой расположен мини-музей, рассказывает детям о предметах, которые там представлены.
Приложение 2. Презентация «Карельские драгоценности в одном чемодане».
Приложение 3. Текст аннотация к презентации.
Дети, вместе с воспитателем изучают и рассматривают представленные экспонаты.
Аннотация к презентации: «Карельские драгоценности в одном чемодане. Предметы быта наших предков».
В нашем чемодане жизни представлены разнообразные предметы из жизни наших с вами предков.
Первый предмет - это обувь наших предков-ЛАПТИ.
Лапти обувь низкая, плетеная из древесного лыка. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти. Лапти обувь не простая, были как праздничные, так и будничные. Плели из коры многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба. Лапти являются символом русской деревни и добрым памятником о наших славных предках.
Одев лапти отправлялись в лес или в поле взяв с собой БЕРЕСТЯНОЙ КОШЕЛЬ (пестерь)
Берестяной пестерь - плетеный заплечный мешок.
В закрытом виде имеет в плане форму неправильного прямоугольника. Если взглянуть внимательно, то мы увидим, что пестрерь имеют форму спины человека, делали такую форму для удобства, так как ходили в основном пешком. Закрывается пестерь с помощью крышки и фиксируется тряпкой, за вплетенную снаружи деревянную планку.
Вместо лямок – верёвки, которые крепятся изнутри с помощью деревянной палочки.
Пестерь напоминает заплечные ранцы и удобен для переноса вещей и сбора грибов, Он легкий и не промокает под дождем.
Отправляясь в поле или в лес на целый день, в пестерь клали ТУЕСОК - сосуд для хранения еды и питья. Туеса тоже плели из коры лиственных деревьев. Береста не пропускает воду, в ведерках и туесах из бересты молоко не киснет и сохраняется холодным в жаркое время года. Уходя на работу в поле, крестьянин брал с собой туесок с водой или квасом, и в самый жаркий день питье в туеске оставалось холодным. Для хранения продуктов плели ТУЕСА, закрываемые сверху довольно плотной круглой дощатой крышкой, с приделанной к ней маленькой дужкой, чтобы легче было открывать.
Издавна русский человек, «справив» избу и закончив полевые работы, принимался в бесконечные осенние и зимние вечера за художества — вырезывание из дерева. Для этого использовали нехитрые приспособления: топор, тесло, ложкарь, струг и долото. Вырезывали обереги, игрушки, украшения. В основном этим занимались мужчины.
Женщины, сделав все свои домашние дела, приступали к вышивке.
Вышивка издревле несла в себе несколько функций. Первая, свойственная всем народам во все времена - дизайн, эстетика, передача своих представлений о прекрасном.
Вторая - нейминг – ибо через родовые узоры, можно было установить принадлежность к определенной семье, части Карелии, имущественное положение.
Третья традиция, берущая начало в глубокой древности, защитная. Вышивка - древнейший оберег – от холода, ранений, сглаза, болезни. Практически все части одежды были покрыты вышивкой.
В вышивке можно выделить два основных направления геометрический и изобразительный орнамент.
В технике вышивке использовались такие приемы как шов „двусторонний”, шов „набором”, „тамбур”, „тамбур по сетке”, шов „по намету”, шов „по выдергу”, шов „крестом”.
К изобразительному относятся птицы, люди, животные, растения и многое др.
К геометрическому орнаменту ромбы треугольники, ромбы с разнообразными краями и крючочками и т. д.
Птица-олицетворение счастья, весеннего тепла и солнца.
Солнце- образ весеннего и утреннего солнца отожествляется не только с чудо птицей, но и со златогривым конем. Ведь конь – это воплощение божества, растительности, а его хвост плодородия.
Дерево – воплощение плодородной силы, продолжение рода, является символом благополучия и единства.
Женская фигура – олицетворение и продолжение рода, покровительниц домашнего очага и женских ремесел, целительниц людей и скота.
Знаете, какой подарок в старину был самым желанным и дорогим для невесты? Большой, тяжелый утюг. Подаренный утюг означал, что невесту считают рукодельницей и отличной хозяйкой. Его хранили как семейную реликвию, он переходил от матери к дочери…
Утюги в старину нагревали на углях, они были очень тяжелые и горячие, обходиться с ними нужно было очень аккуратно.
Керасиновая лампа
В марте 1853 года перед аптекой «Под золотой звездой» во Львове собралась толпа. Разошлась весть, что аптека освещена каким-то струйным, невиданным образом. Что же представляла собой самая первая керосиновая лампа, которую увидели горожане? Это был цилиндр-стакан из толстой жести, в верхней части которого помещалось слюдяное окошечко, прикрывавшее необычно яркое пламя. Изобретателем был фармацевт Игнаций Лукасевич. Его лампа быстро завоевала популярность.
Чем же косили траву и жали жатву? Главным занятием карел было земледелие. Возделывались пшеница, рожь, ячмень, овес, из технических культур - лен и конопля. Для этого использовали СЕРП ручное сельскохозяйственное орудие, жатвенный нож. Состоит из сужающегося, закруглённого лезвия и короткой деревянной рукояти.
Когда украдкой снова в детство загляну,
Сорвав с души рутинных дней вуаль,
Звенящим эхом нити протяну,
В родную мою северную даль.
Я завернусь в Карельские метели,
Снегами вымою всю душу добела,
И в тишине озер, как в колыбели,
Сказаньями наполнится душа.
Безмолвный край. Величие своё
Таишь в глубинах северных озер.
Угрюмых скал немое торжество
Хранит в себе невиданный простор.
Любимый край, Карелия моя!
Твой голос слышу, сквозь года столетий.
Храни тебя Господь земля моя!
Я дочь твоя - Ты мой родник навеки!
Воспитатель: не только работали и трудились карелы, но и любили отдохнуть.
Они собирались большими компаниями, пели и конечно же танцевали.
Предлагаю и вам отдохнуть, и станцевать карельский танец. «Не хочу…»
Дети становятся парами мальчик с девочкой, танцуют танец.
После танца дети садятся на скамеечки.
Воспитатель: Карелия славится не только многообразием водоемов, так же на нашей территории много лесов, в которых обитают различные животные. А какие мы сейчас с вами вспомним.
Воспитатель обращает внимание детей на экран, где будет показана презентация.
Интерактивная игра «Животный мир Карелии».
Воспитатель зачитывает загадки, дети отвечают и все вместе рассматривают животное, обитающее в карельских лесах.
Воспитатель: Много животных обитает в карельских лесах. Наши бабушки и дедушки очень любили играть в игры про животных. И мы тоже поиграем в игру, которая называется «Яной да хука» (в переводе с карельского - Заяц и волк).
Правила игры «Яной да хука»:
Все играющие на время игры становятся «зайцами». По считалке выбирается «волк». Каждый «заяц» делает себе «домик», защиту от «волка» - чертит вокруг себя круг (на полу уже заранее нарисованы круги). Одному «зайцу» обязательно «домика» не хватает, «волк- охотник» хлопает в ладоши, «зайцы» бегают по залу, стараются убежать от него и спрятаться в своих «домиках», если «волк» все же нагоняет «зайца», то быстро заскакивает в чей-нибудь «домик». Вдвоем вставать в один круг нельзя. Хозяин «заяц» обязан «выскочить» на улицу и найти себе другой свободный «домик». Если «домики» все заняты, тогда «заяц» и «волк» меняются ролями и игра продолжается.
b]Игра на выбор: [/b]
Правила игры «Заяц»:
Все встают в общий круг. У водящего в руках игрушка-заяц. Под карельскую мелодию, водящий ходит за кругом и усаживает зайца между детьми. Те дети, между которыми оказался заяц бегут по кругу в разные стороны. Пробежав круг, кто первый взял зайца тот и «вОда».
Воспитатель: После игр и веселья, все любили вкусно покушать.
Ребята, кто знает, какое самое любимое и знаменитое блюдо у карел?
Ответ детей: КАЛИТКИ!
Воспитатель: Карелы называют их еще «рюпиттетю», что означает «морщинистые», «сборчатые», по внешнему виду их защипки, а «калиттоа» можно перевести, как «намазанное», потому что начинку как бы намазывают на блинчик, или сканец, из которого делается пирожок. Таким образом, название этих национальных пирожков связано с тем, как их делают, с формой их приготовления.
А это говорит о большой древности калиток. Тот факт, что их приготавливают к тому же из пресного теста, указывает совершенно определенно, что они существовали у карел.
Калитки делали с разными начинками, их любят и в наше время. (Показ слайда)
3. Итог НОД:
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами побывали в былых временах и узнали много о жизни наших предков.
Вам понравилось?
Ответ детей: Да
Воспитатель: Но нам пора возвращаться.
А в конце я хочу вам прочитать еще одно интересное стихотворение Галины Банько «Карелия.»
Карелия!
Что в этом слове, близком и родном?
Шелест берёз иль шёпот стройных сосен?
Иль журавлиный клич печальный, в осень,
Иль струйка дыма над охотничьим костром?
Всё гармонично в северном краю:
Пороги рек, гладь голубых озёр
И неисхоженных лесов простор.
Тебе, Карелия, заздравную пою.
Мне б отразиться в онежской синеве
И с Ладогою ощутить слияние,
Мне б насладиться северным сияньем
И раствориться в дивной красоте.
Чем дальше от тебя, тем слаще возвращение,
И где бы ни была, к тебе стремлюсь я вновь,
О, радостных мгновений предвкушение!
Карелия! Мой отчий край!
Моя любовь!
Ребята, у меня для вас есть сюрприз. Я хочу вас угостить вкусным карельским блюдом - калитками!
Воспитатель выносит в красивом блюде карельские калитки. По окончании НОД дети, в группе, угощаются калитками и пьют чай с самовара.