Дьяченко Мария Семеновна
«Сказка о кошельке по имени «Семейный бюджет». Конспект НОД по финансовой грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по финансовой грамотности
«Сказка о кошельке по имени Семейный Бюджет»
Цель: Формирование экономических понятий и знаний о бюджете семьи.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить понимание того, что у каждой семьи есть свой семейный бюджет (доход и расход, а также сущность понятия «монета», «банкнота», купюра.
Развивающие:
Публикация «„Сказка о кошельке по имени „Семейный бюджет“, Конспект НОД по финансовой грамотности» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кошелек
- Семейный бюджет
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Финансовая грамотность. Экономические сказки и стихи
- Темочки
Развивать умения соотносить свои желания и возможности. Способствовать осознанию роли денег в жизни людей;
Воспитательные:
Воспитывать уважение к труду, к результатам труда людей; Воспитывать навыки рационального потребления, культуры поведения.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Зовут меня Мария Семеновна. Этот день мы проведем вместе. И я пришла к вам не с пустыми руками. (достает сундучок). Вы любите сказки? Тогда давайте с вами сочиним сказку о том, что лежит в этом сундучке. - Чтобы этот сундучок открыть мы должны все вместе произнести волшебное заклинание
К сказке в гости мы пришли (шаг на месте)
Сундучок с замком нашли (показали замочек пальцами рук)
Ручки наши разомнем (потрясти кистями рук)
И замочек отопрем! (имитируем открывание замка).
(открывает сундучок, в нем лежит кошелек).
Итак: жил–был…. (дети продолжают) кошелек. И имя у него было такое интересное -Бюджет. А фамилия – Семейный. Так его и называли Семейный Бюджет. Он любил, когда его бережно открывали…
? -Для чего открывали кошелек? (достать деньги). Ответ детей
Их он хранил в разных своих кармашках. Чаще всего Кошелёк был не очень толстый. Но бывали особые дни, когда деньги наполняли его так, что он боялся, что его кнопочки и замочки не выдержат и кожа лопнет. Как он любил такие дни!
?-Отчего кошелек становился толстым? ( Ответ детей: Там становилось много денег.
А как вы думаете, кто мог класть деньги в семейный бюджет? (мама, папа, они работают, получают зарплату). Давайте с вами на магнитную доску выставим картинки тех, кто приносит деньги в Семейный Бюджет.
Игра «Семейный доход» На магнитную доску отбираются картинки тех членов семьи, которые вносят деньги в семейный бюджет (папа, мама (зарплата, дедушка, бабушка (пенсия, младенец (пособие, студент (стипендия, кошка, собака, птичка, школьники, дети детского сада.). (каждая фигурка озвучивается)
Проблемная ситуация
А эти предметы, какое отношение могут иметь к семейному бюджету? Ответ детей (конверт с деньгами – подарок, молоко и яйца, огурцы и помидоры – можно продать)
Давайте их добавим к тому, что вы уже прикрепили.
Задачка: Решите-ка задачу, ребята!
Если папа работает на двух работах, а мама на одной, сколько зарплат пополнят этот кошелек?
Все деньги, которые семья вносит в бюджет называются ДОХОД.
?-Как вы думаете, какие деньги есть в этом кошельке? Ответ детей (купюры и монеты - показать). Это наличные деньги, т. е. их можно увидеть, пощупать.
Игра «Дополни фразу»
Закреплять умения сопоставлять предметы и находить в них разницу. Я начну фразу, а вы дополните:
Монета круглая, а купюра…. (прямоугольная)
Купюра бумажная, а монета ….(железная, медная, металлическая)
Монета металлическая, а купюра… (бумажная)
Монета звенит, а купюра…. (шуршит, шелестит)
- Монеты тяжелые, а купюры… (легкие)
?-Как докажете, что монеты тяжелые, а купюры легкие?
Эксперимент. Дети «взвешивают» на ладонях или подбрасывают (предложить купюру и монету)
Когда было нужно, деньги вынимали из кошелька и тратили.
? На что можно потратить деньги? (ответы детей)
А все ли можно купить за деньги? Даже если их у вас много?
Игра «Продается- не продается»
Если я вам назову то, что можно купить, вы хлопаете. А нельзя - топаете.
Машина, солнце, мороженое, утюг, радуга, игрушки, дом, воздух, горы, конфеты.
Молодцы, ребята, вы правильно решили, что не все можно купить за деньги. И то что мы тратим, называется РАСХОД.
А сейчас для вас будет очень сложная задача: вам нужно будет назвать только те предметы, без которых нам никак нельзя обойтись. А что было интереснее мы с вами поиграем в эту игру «Хочу и надо» на нашем волшебном экране. Если вы ответите правильно, картинка сама вам об это скажет.
Игра с триггерами «Хочу и надо» ( на экране: дом (коммунальные услуги) кровать, посуда, хлеб (продукты питания, одежда, обувь, лекарства, конфеты, игрушки, лыжи, карусель). Дети называют необходимые предметы, обосновывая свой выбор. Видите, картинки согласились с теми местами, которые вы им выбрали.
А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физминутка:
«Покупка»
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)
Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку).
А теперь вернемся к нашей сказке.
У кошелька бывали и грустные дни. Тогда казалось, что хозяева забыли о кошельке, потому что у него внутри было почти пусто.
?-Почему? Ответ детей
- Хорошо или плохо, когда кошелек оставался почти пустым?
Проблемная ситуация «Чтобы мой кошелек не оставался пустым, я …
Формировать умения находить выход из создавшейся ситуации.
?-На чем мы можем экономить? Ответ детей (экономить электроэнергию, воду, аккуратно носить одежду, меньше покупать сладкого)
Покажу вам сейчас одну очень полезную считалку.
Разминка «Пальчиковая гимнастика»
Будем денежки считать, 1, 2, 3, 4, 5 (сгибаем и разгибаем пальцы рук)
1 и 2 оплатим дом, дом в котором мы живем (отгибаем мизинец и безымянный)
Третья монетка одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвертую монетку, будем есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока спрячем в донце кошелька (прячем большой палец в кулак)
?Для чего спрячем деньги в донце кошелька? (чтобы все не потратить, накопить)
- Как хранить деньги без копилки? Ответ детей (положить в банк)
Ребята, а чтобы ваш друг Семейный Бюджет не был одинок, я предлагаю сделать ему друзей. Сейчас я вас научу делать настоящие кошельки.
(изготовление кошелька оригами по готовым линиям.)
Вот такие чудесные кошельки у вас получились. А теперь скажите, кто из вас помнит имя нашего кошелька из сказки?
Рефлексия
?-Понравилась вам сказка?
А что больше всего понравилось?
Важно ли то, что вы сегодня узнали?
Для чего это пригодится в жизни?
А чтобы ваши кошельки никогда не были пустыми, я кладу в них вот такие шоколадные монетки.